Тело песни из Белогорские афоризмы. Том 2

   Содержанием (телом) песни является мелодия*, а не текст, как многие
полагают.
   Песня вполне может существовать и без слов - её, например, можно
насвистывать или даже намычивать (от слова мычать). А вот без мелодии текст
не становится песней; или, если сменить мелодию, получится совсем другая
песня. Песня же (в своей мелодической  части), даже при переводе на самый
непохожий иностранный язык, остаётся той же самой.
   Итак: Мелодия - тело, а текст - одежда (форма) песни. И чем более
универсальна эта форма, тем более это именно текст песни, а не
стихотворение. В этом смысле. Вероятно, наиболее универсальными являются
тексты песен, исполняемых хором или в строю. Как правило, в результате таких
многочисленных исполнений  текст обкатывается - от него отсекаются
неудобные и не подходящие всем части (слишком индивидуалистичные).
   Напротив, стихотворение является тем более собственно стихотворением (а
не текстом ещё не спетой песни), чем полнее и заметнее оно снабжено
исходящей от его творца (индивида) неотъемлемой внутренней мелодией. Эту
мелодию (в отличие от внешнего "смысла") почти невозможно сколь-либо
адекватно воспроизвести на другом (тем более - непохожем!) языке.
   Само русское слово исполнение говорит о наполнении чего-то внешнего чем-то
внутренним. именно исполнитель (каковым, впрочем, в частном случае может
быть и поэт, и композитор) вдыхает в песню жизнь, вдувает в неё мелодию, т.е.
наполняет словесные одежды музыкальной плотью, или же - наполняет своим
(индивидуальным) голосом стихотворение, до сих пор существовавшее лишь в
виде условных немых письменных знаков (букв или иероглифов).
 


Рецензии