Комбинаторная поэзия. Статья Бориса Гринберга

Первый конкурс комбинаторной поэзии начался на площадке в начале мая прошлого года http://www.stihi.ru/2017/05/07/5127 и пока не завершён - не всё так быстро в реальности. Участники заранее согласились, что поступившие произведения прокомментирует классик оригинального жанра комбинаторной поэзии Борис Гринберг http://www.stihi.ru/avtor/baric

Перепечатываем текст Бориса Гринберга о комбинаторной поэзии. Текст был опубликован на сайте termitnik поэзии, который после исчез. Так что удача – что текст сохранился для нас. Публиковать в журналах, а не только в интернете?

МОЯ СИСТЕМА
Предисловие.
Название этой книги такое же, как и у шахматного учебника Нимцовича. И не случайно. Когда-то М. Таль сказал, что достаточно изучить «Мою систему» Нимцовича, чтобы начать играть в силу первого разряда. А тогдашний первый был, пожалуй, равносилен сегодняшнему кандидату в мастера. То есть очень и очень неплохой уровень. А всё потому, что книга Нимцовича учила объёмному пониманию игры, а не плоскому изучению шахматных правил и возможных вариантов ведения игры, придуманных как раз теми, кто её именно понимал, чувствовал, пускай даже чисто интуитивно. Именно Нимцовичу удалось не просто собрать интуитивные достижения шахматных гениев прошлого, но и привести их в систему, доступную любому желающему научиться играть в шахматы, а не только обладающему соответствующим талантом. Проще говоря «Моя система» для шахматиста, то же, что таблица Менделеева для химика.
Цель моей книги та же, что и у книги Нимцовича, только касается она не шахмат, а палиндрома. Я хочу научить будущего палиндромиста не столько азам этой увлекательной литературной «игры»*, сколько пониманию внутренних связей русского (а возможно и не только!) языка, родной речи, столь привычной, однако несущей внутри себя тысячи замечательных сюрпризов. (Собственно благодаря этим сюрпризом, рождаются не только палиндромы, но и иные поэтические формы, такие как анаграммы**, равнобуквицы, гиперлипограмы, и множество других видов комбинаторной поэзии. Эти связи малоизученны, во всяком случае, в школе их не преподают).
Часть первая: десять заповедей для начинающего палиндромиста.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ: Не пользуйся словарями в процессе сочинения.
Кажется, что сочинить палиндром (в дальнейшем П.) довольно просто. Берёшь словарь, читаешь слова наоборот, как только узришь нечто удобоваримое, переписываешь на белый лист и готово. Но есть два НО. Первое НО - так может каждый, и этот каждый, так, скорее всего, уже сделал. А, если даже не сделал, то делает прямо сейчас, сделает чуть позже, или, во всяком, случае вполне может сделать. То есть к творчеству описанный процесс отношения не имеет. Потому и возникает у палиндромистов, а вскоре непременно возникнет и у гетерограмистов, и прочих «комбинаторов» проблема непреднамеренного плагиата. А потому: пользуйтесь только собственным словарём. Тем, что у вас в голове. Тем, что отражает вашу и только вашу индивидуальность. Потому как, только личностная
индивидуальность, уникальность и неповторимость делает поэта поэтом, а не ремесленником. А тот личностный словарь, о котором идёт речь, как раз и является главным индикатором поэтической индивидуальности. Второе НО - словарь позволяет ВИДЕТЬ обратное прочтение, а этого-то как раз делать и не следует, тут, как в шахматах, необходимо "чувствовать доску", любой прилично играющий шахматист непременно способен играть вслепую, и вам, если вы хотите достичь мало-мальского прогресса, развить эту способность так же необходимо. В конце концов, когда вы пишете "нормальный текст", вы же пишете его в голове, не сверяя каждое слово со словарями.
*Слово игра взято в кавычки, потому, что на самом деле, как те же шахматы, это не только и не столько игра. Скорее странная смесь литературы, искусства и, уже в последнюю очередь, игры толи поэтической, толи математической.
**Комбинаторика, как «наука», настолько малоисследованна, что нет даже общей терминологии. Для удобства, здесь и далее, я пользуюсь в основном терминологией принятой в «Антологии палиндрома, рукописной и комбинаторной поэзии» 2002г. изд.
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ: Не записывайте палиндром, пока он не «готов».
Кажется, что может быть логичнее, пришёл в голову какой-то П.-ический кусок, надо быстренько записать пока он не забылся. Но дело всё в том, что П. в отличие от обычного стихотворения (хотя, если совсем уж хорошенько подумать, то и это отличие - лишь очередная химера), требует постоянной, во всяком случае, довольно длительной тренировки мозга. Как утверждают наши братья по перу - учёные, одно полушарие мозга отвечает за «математическое» мышление, а другое за эмоциональное. Думается не всё так просто, но от чего-то ж надо отталкиваться. Так вот, для написания П.-ческого стихотворения, необходимо подключить оба полушария одновременно. И сочинение П. «целиком», даже если это занимает недели, месяцы, а то и годы (у меня есть «недописанное» стихотворение, которое я «пишу» уже восемь лет!), без фиксации его на бумаге или экране монитора - лучшая тренировка мозга.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ: Не бери за основу первый, пришедший в голову «вариант».
Мозг подсовывает, как правило, не лучший, а простейший вариант. Со временем он (мозг) конечно сдаётся, и чем лучше тренирован, тем быстрее эта капитуляция происходит. Через несколько лет он даже оставит на время свои
попытки по-легкому от Вас отделаться, но рецидивы неизбежны, потому, просто не пользуйтесь первой «подсказкой», принципиально.
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЁРТАЯ: Не пользуйся «допущениями».
Имеются ввиду «допущения» введённые палиндромистами начала двадцатого века, в первую очередь Хлебниковым, такие как игнорирование «Ь» и «Ъ», «уравнивание» Е и Ё, Е и Э и прочие... Потом, когда Вы уже сочтёте себя «мастером», и решите, что вам «узки рамки» чистого палиндрома, возможно, вы и проигнорируете это правило. Но, во-первых: несомненно, чистый палиндром на несколько порядков эффектнее (я так и вовсе не считаю П. с «допущениями» П-ом), во-вторых: чем уже и жёстче рамки поставленные перед собой вначале, тем легче и естественнее пойдёт работа в дальнейшем, в-третьих: русский язык настолько богат, что позволяет раскрыть любую тему, не прибегая к игре в поддавки с собой, которой по сути и являются «допущения».
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ: Не вступай ни в какие полемики, особенно относительно качества своих произведений.
Думаю, это правило касается вообще любого вида творчества, а не только сочинения П. Всякого рода дискуссии, во-первых просто утомительны, во-вторых отнимают массу времени, а в-третьих, в поиске достойной аргументации, задействованы те же участки мозга, что участвуют и в самом процессе творчества, так что написав некое послание виртуальному оппоненту, считайте, что пропало одно гениальное произведение. Поэтому лучше отложите дискуссии на время «безмолвия», то есть, когда не пишется хоть тресни. Всем литераторам знакомо это чувство. Не самое приятное. Вот в эти периоды и теоретизируйте на здоровье, сами не заметите, как снова вернётся способность писать.
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ: Не читай чужих произведений в процессе сочинения.
Эта заповедь, пожалуй, самая индивидуальная. Тем не менее, общая. Просто человеческий мозг так устроен, что впитывает всё, как губка. Особенно ерунду. А самое ценное в палиндромии - индивидуальность. Если вам удалось создать свой словарь, свою образную систему, найти свою нишу, наконец, то есть обрести стиль не похожий ни на чей иной, считайте, что половина дела сделана.
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ: Не сотвори себе кумира.
Приношу свои извинения за плагиат, но уж больно точная формулировка. Российским менталитетом это правило полностью игнорируется. У нас максимум три гениальных поэта, три прозаика, драматурга или композитора. Как правило, два официальных (Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Островский
и т.д.) и третий - «по вкусу», но опять же из официального списка. Считается, что нашему человеку - достаточно иметь одно солнце, одну луну, ну и звезду на выбор. Но если вы собираетесь стать творцом, то забудьте об авторитетах (в случае П. это пара Хлебников - Ладыгин). Да, они молодцы, но они в прошлом, а я - сейчас, и я уникален (не лучше, а именно другой!). Только с таким настроем имеет смысл выходить на поле комбинаторики, поэзии, да и литературы вообще.
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ: Не переусердствуй!
Гершуни писал, что его в своё время палиндромы спасли от сумасшествия. Верю на сто процентов. Но знаю на собственном опыте и об эффекте прямо противоположном. Сочинение П. засасывает и легко может превратиться в палиндроманию. Когда уже независимо от вашего желания мозг работает над переворачиванием текстов в режиме «нон-стоп», и наяву и во сне, что не только доставляет массу вполне житейских проблем, но и превращается в реальную болезнь. Для избавления от этой мании рекомендую переключаться на какой-нибудь иной литературный труд, причём, чем дальше он от комбинаторики, тем лучше. Напишите драму, рассказ какой-нибудь, эссе. (Но только не стихи, они всё равно Вас «завернут» назад!) В процессе писания, гоните судорожно возникающие П. поганой метлой, до тех пор пока они не перестанут высовываться. Со временем Вы научитесь контролировать необходимые интервалы автоматически. И не бойтесь потерять навыки. Тут как на велосипеде, ваше умение никуда не денется.
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ: Не углубляйся в «теорию», то есть не пытайся разобраться, КАК сочиняются палиндромы!
Если герой Пушкина не мог отличить ямба от хорея, (подозреваю, как и сам Александр Сергеевич!), то я даже не хочу знать, что это такое. То есть знаю где-то на задворках подсознания, и, если постараться, я даже возможно вспомню, но, подобно Холмсу, гоню сию ненужную, и даже вредную информацию. У поэта должно быть чувство ритма, а как этот ритм называется знание для филологов. Тут уж надо выбрать что-то одно, либо ты сочиняешь, либо теоретизируешь, иначе опасность уподобиться многострадальной сороконожке становится вполне реальной. Радугу нельзя разобрать, а попытки всё-таки свершить сей неблагодарный труд, лишь приведут к слепоте.
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ: Не публикуй «сочинения» как можно дольше.
Не публикуй нигде, даже в интернете. Дай им «отлежаться» год, а лучше - несколько лет. После того, как перечитаешь их «свежим взглядом», поверь, ополовинишь, как минимум. Я довожу до потенциального читателя примерно десятую часть. Впрочем, и этот срок со временем можно будет сокращать, но не в первые два-три года, когда, поверь, ещё не обладаешь достаточным чутьём, чтобы отделить зёрна от плевел, и достаточной силой воли, чтобы от этих плевел избавиться без сожаления.


Рецензии
Т,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
.
мне Гринберг не нравится

Рок Группа Луначарка   05.01.2019 10:42     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение, нравится всем только игрушка - и то новая, как где-то была неплохая фраза похожая.
Предлагайте и пишите лучше и интереснее-оригинальнее.

С уважением и наилучшими пожеланиями.

Вадим Волков   09.05.2019 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.