Я был убит

Я был убит на той войне,
Которую почти забыли,
Когда над похоронкой выли,
А над пропавшими – вдвойне.
Я был убит на той войне.

Я был убит на той войне,
Когда в детей,смеясь, стреляли,
Деревни целые сжигали,
От них теперь,и пепла … нет.
Я был убит на той войне.

Я был убит на той войне.
Когда в блокадном  Ленинграде,
Победы ради, жизни ради,
Прохожий падал мертвым в снег.
Я был убит на той войне.

Я был убит на той войне,
Когда под Брянском, на болотах,
Поочередно, хлопцы в роте,
Меня тащили на спине.
Я был убит на той войне.

Я  был убит на той войне,
Где к пленным милости не знали,
Где на себе в тылу пахали,
С призывом – «Нужен фронту хлеб»
Я был убит на той войне.

Я был убит  на той войне,
Когда в поверженном Берлине,
Детей и женщин МЫ кормили,
Хоть раны наши не остыли,
Я был убит на той войне.

Пусть к прошлому возврата нет,
Давно былое стало пылью,
Покрыто сединой ковыльной,
Не  забывайте обо мне,
Я БЫЛ УБИТ НА ТОЙ ВОЙНЕ.

22.06.2018


Рецензии
Дорогой Дмитрий,

стихотворение безусловно очень сильное, прочувствованное - глубоко личное и в то же время гражданственное. Поэтика стиха, на мой взгляд, безупречна. Чувствуется тщательная работа над произведением. Это, несомненно, одно из лучших Ваших стихотворений. Я подписываюсь под каждым Вашим словом - иногда мне кажется, что и я был убит в том... Холокосте.

Понимаете, Дмитрий, я действительно чувствую, что был убит на той войне. Гитлер достиг своей цели - он фактически стёр с лица земли еврейский народ - в печах Освенцима, Майданека и Собибора, Бухенвальда и Дахау сгорела лучшая часть народа, носители генофонда, религии, традиций мудрецы Торы и Талмуда, истинные праведники, профессора, учёные, интеллигенция наивысшей пробы - жители Польши, Чехословакии, Австрии, Венгрии, Румынии, Галиции, Украины, Белоруссии, Литвы - именно в тех странах и было ядро мирового еврейства. С лица земли смыта целая культура - на языке идиш, который за какие-то 20-30 лет из живого языка целого народа стал мертвее, чем латынь. Все носители этого языка были уничтожены. И теперь этот язык - на котором раговаривало когда-то 10 миллионов человек, на котором была была богатейшая литература: Шолом Адейхем, Шолем Аш, Менделе Мойхер Сфорим, Исаак Башевис Зингер, поэты Альтерман, Квитко, артисты Михоэлс и Утёсов - это был их родной язык - практически ушёл в небытие, и стал объектом изучения учёных-идишистов - наравне с шумерским и аккадским. Сегодня на нём разговариевает не более 10 тысяч представителей ультрортодоксальной общины Израиля и Америки... Я понимаю, что, возможно, для Вас это не так актуально, как для меня - но Ваше стихотворение вызвало у меня именно такие мысли и ассоциации...

С уважением,
Ваш М.

Михаил Моставлянский   25.06.2018 14:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Михаил. Я живу в городе, где до Второй Мировой Войны доля евреев в общем числе жителей оценивалась по-разному, но цифра всегда составляла не менее 50%. После войны их практически не осталось, и это - чудовищно. Сказанное Вами о потерях народов и культур в результате той войны, можно отнести ко всем народам, и чем народ меньше, тем более страшными для него были потери своего генофонда, своих деятелей культуры, искусства, своей молодежи и детей. Нас долгое время пытались убедить в том, что незаменимых людей нет. Я же, напротив, считал и считаю, что каждый человек незаменим в силу своей индивидуальности, и те, кто погиб, и кого никаким способом нельзя вернуть, достойны хотя бы нашей памяти. К сожалению, люди не хотят вспоминать об этом, и с каждым новым поколением эта связь времен слабеет. С уважением и благодарностью, Д.С.

Дмитрий Викторович Середа   25.06.2018 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.