Вопросы Гоголю

…блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей,
и гордый гоголь быстро несется по нем…
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»


Сын закончил шестой класс, и на лето ему задали прочесть несколько книг, в частности, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Ребенку, конечно, это все равно, а мне как отцу нужно было как-то мотивировать его к знакомству с произведением. Решил, будем слушать аудиокнигу. Вместе. Оказалось – весьма увлекательно и наводит на некоторые размышления. Во-первых, возникает вопрос, в каком веке происходит действие?

Вот некоторые подсказки. Казаки постоянно пьют и курят. А что именно они пьют? Горелку, то есть жидкость, которая горит, а это предполагает содержание в ней этилового спирта как минимум 40%. То есть в доме у каждого казака был самогонный аппарат. Хорошо, допустим, алхимики пользовались перегонными кубами со Средневековья, но где были алхимики, а где казаки? Опять же есть мнение, что до Петра Первого крепкие алкогольные напитки на Руси практически не употреблялись, в ходу были лишь меды да квасы, то есть продукты естественного брожения.

Далее, что они курят? В Интернете пишут, что первые сведения о курении табака в России относятся к середине ХVII века, периоду правления Михаила Романова. Табак к нам завезли английские купцы, он был чрезвычайно дорог, и многие пристрастившиеся попадали в долговую кабалу. С 1634 года курение и продажа табака были строго запрещены, но процесс тотального распространения пагубной привычки было уже не остановить.  За курение казнили, публично били розгами и высылали в Сибирь. Легализовал торговлю табаком конечно же Петр Первый. Так что же они курили?

Наряду с копьями и саблями русское воинство активно пользуется огнестрельным оружием – пушками и пищалями. При этом воюет не только с поляками, но и с татарами. Монголо-татарами? Огнестрельным оружием?

Казаки и поляки говорят на одном языке. По крайней мере, они совершенно не испытывают трудностей в нанесении словесных оскорблений друг другу во время сражений, осады городов и прочее. Придя в стан врага, Тарас был переодет иностранным купцом, при этом его акцент при общении с охранниками совсем не выдает в нем украинского казака. Вот язык жидов, по Гоголю, сам черт не разберет, а казаки и поляки совершенно не встречают языкового барьера. Вера разная, культура разная – язык один. Какой? Древнеславянский? Поговорим об этом ниже.
Напоследок. Какое прозвище (это еще не фамилия) носит главный герой? Бульба – то же, что картошка по-русски. Однако все мы приучены думать, что картофель в Европу завезли из Америки конкистадоры, и только в конце XVII века, опять же с подачи Петра Первого, он появляется в России.

Так, в каком веке происходят описываемые события? Ответ Гоголя: «В XV». Цитирую: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников». Очевидно, что писатель учил историю по другим учебникам, и не факт, что они были хуже наших.

А уж нравы и обычаи казаков – просто раздолье для удивленья и недоуменья. Чем живет Сечь? В основном, их досуг сводится к безудержной пьянке. На что пьют? На то, что награбили в предыдущие набеги и походы. То есть, образ жизни они ведут попросту пиратский. При этом воровство у своих жестоко карается, вплоть до позорной смерти. Так как торговаться казаки не любят и не умеют, а пьют много, то и награбленного у них припрятано прилично. Поэтому воюют они, можно сказать, беспрестанно. Нужно же на что-то пировать.

Все эти грехи отлично сочетаются у них с молитвенным православием: Церковь для них – самое святое, что только может быть. Ради нее они совершают все свои «ратные подвиги», нещадно убивая и женщин, и детей, и стариков иного вероисповедания. Не только убивая, но истязая и мучая для устрашения и наказания неверных.

Вообще, гоголевские казаки – достаточно мультяшный народ. Только пьют да гуляют, ратному делу и верховой езде не обучаются, но при этом в бою им нет равных. То же самое и в мирной жизни. Кто содержит их семьи? Кто работает в полях, в кузнях и мастерских? Кто обеспечивает необходимым инвентарем и утварью? Гоголь ничтоже сумняшеся заявляет, что казак на все руки мастак: «Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, – гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу». Как это возможно, у меня не укладывается в голове. Нельзя заниматься ремеслом, не обучаясь, не вкладывать душу в свои занятия, не ценить того, что досталось трудом, а не отнято силой у презренных католиков. У казаков это все дивным образом сочетается: позвали казака на войну, застав его в поле, – он на радостях ломает плуг; застали в доме – бьет все горшки и ломает мебель. И все на радостях, от буйности нрава.

Теперь вернемся к культуре и языку. Гоголь называет казаков русскими, но эта «Русь» сильно попахивает азиатчиной. Внешне казак – скорее, представитель тюркских народов: широкие шаровары с большим поясом, сабля, кинжал, люлька. Разве что вместо чалмы на бритой голове у него папаха. Казаки – полукочевой народ, которому претит европейская (в данном случае польская) культура, стремящаяся к строгости форм, богатству материалов, утонченной изысканности украшений, доспехов и оружия. Во всем этом «русское» воинство видит только наживу, которую можно лихо пропить, продав евреям, армянам и прочим презренным торговцам.

Кстати, вот какое описание казанских татар приводится в книге XVIII века: «Все почти Мугаметанские Татара бреют голову, оставляют только хохол да усы. Как прямые Казанские, так и вышедшие из них, носят холстинные рубахи, широкие штаны, кожаные чулки (тат. бахилы)... Подпоясываются же поясом или сабельной перепоякою... К поясу привешиваю нож, саблю и табашный прибор». Так что по внешнему виду «русский» казак более похож на татарина, чем на великорусского мужика.

Язык запорожцев также видимо не совсем русский, ведь он должен был неминуемо впитать в себя множество слов кавказских и степных народов, живущих поблизости. Все они могут быть условно названы тюркскими. Обратим внимание на несколько лексем. Так, казаки живут куренями, и не только живут, но и в походе стоят. Что это такое? Можно подумать, что слово это родственно глаголу «курить» и существительному «куренье», то есть означает некий стан, имеющий в внутри себя печь или очаг. Но не тут-то было. Фасмер уверен, что слово заимствовано из чагатайского kuran  – «толпа, племя, отряд воинов».

Курительная люлька, оказывается, этимологически вовсе не родственна той «русской» люльке, в которой укачивали младенцев. Слова для их обозначения совершенно случайно сблизились фонетически и затем совпали. Оказывается первая произошла тоже из тюркских языков, где lula и есть «трубка, труба».
В трубки казаки набивали тютюн, играли на бандурах, жили в хатах, ездили на тарантасах – их быт пронизан тюркскими обозначениями. «Куркуль, кавун, кош, килим, бугай, майдан, казан, кобза, козак, лелека, ненька, гаманець, секира, атаман, бунчук, чумак, кохана, кут, домра, тын, кат, хата, хутор, ненька, тату, рух, сурма – все это тюркские слова!», – подсказывает мне https://ru-polit.livejournal.com/1248198.html

Так, в украинской мове более четырех тысяч тюркских слов, то есть как минимум вдвое больше, чем в русском языке. При этом, считается, что несомненное тюркское происхождение имеют лишь порядка 540 лексем, служащих для обозначения вещей, пришедших в нашу культуру с подачи разных южных и восточных народов. Подавляющее большинство из них ни один наш соотечественник, не занимающийся языковедением, ни разу в жизни не слышал и сильно бы удивился, прочитав эти слова в словаре русского языка.

Кстати, задумывались ли вы, почему у русских и украинских фамилий разные окончания, например, Петров и Петренко? В русском мы имеем окончание притяжательного падежа – чей сын? Петров, а в украинском?

Есть две версии. Суффикс -енко (а также почти идентичный ему суффикс белорусских фамилий -ёнок) имеют явную уменьшительную коннотацию и обозначают «маленький», «малыш», «сын»: например, «Ковалёнок» или «Коваленко» значит «маленький Коваль», «сын Коваля». По альтернативному мнению Льва Гумилёва, он имеет тюркское происхождение. В адыгских языках  «и къуэ» (и къо) означает «его сын». Созвучие, фонетически напоминающее «и къуэ», действительно присутствует в окончании некоторых кабардинских, адыгейских и черкесских фамилий. Таким образом, Петрен -ко – Петрен сын. (Подробнее об этом можно прочитать в Википедии, ст. «Украинские фамилии»).

Гоголь не описывает общение казаков с татарами, но представляется, что и те, и другие уж точно нашли бы общий язык.
Мое мнение – школьная литературная программа составлена совершенно не подобающим образом и не соответствует развитию детей. Они не любят читать еще и потому, что почти ничего не понимают в предлагаемых для изучения произведениях. Единственно для чего полезен рекомендованный список литературы – мы знаем, ЧТО надо перечитывать в зрелом возрасте.


Рецензии
здравствуйте, а ответы на вопросы Гоголю Вы находили у кого-то из историков?

Федорова Ольга 2   28.11.2018 21:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга. Вот некоторые сведения о табаке, который казаки называли "тютюн".
Принято считать, что курить табак в нашей стране начали во времена императора Петра Первого. Но это не совсем так. Петр лишь содействовал распространению этой вредной привычки, а покуривать на Руси начали задолго до вступления Петра на русский престол. Табак в нашей стране был известен еще в первой половине 17 века. Правда, использовали его в основном в качестве лекарственного растения: им с успехом лечили зубную боль, простуду. С успехом применяли для уничтожения вредных насекомых: моли, блох и клопов. Но со временем европейские купцы начали постепенно приучать русский люд к иному использованию данного зелья, а именно, курить его. Табак начали продавать в кабаках. Подобная забава вызвала резкое осуждение, как царей, так и церкви. В 1634 году царь Михаил Федорович повелел «казнить смертию» курильщиков, а его сын, Алексей Михайлович, – «пороти ноздри и носы резати», после чего «ссылать в дальние города». Как видим, любителям подымить на Руси приходилось не сладко. Запрещалось ввозить табак из-за границы. При обнаружении у иностранных купцов этого запрещенного товара полагалось «табак сжигать весь без остатку». Продолжались эти гонения на курильщиков до Петра Первого. Именно при нем курение не только перестали запрещать, но и поощряли. Общение царя с иностранцами не прошло даром: начал царь затягиваться табачком. 11 февраля 1697 года запрет на курение в России был снят. По царскому указу табак разрешалось «продавать оный явно». В 1698 году, во время своей зарубежной поездки, Петр посетил Лондон. Здесь царь не только знакомился с английской промышленностью и флотом, но и заключил договор с лордом Кермартеном на поставку в Россию нескольких тысяч ящиков табака. Кто-то из царской свиты намекнул, что ввоз запретного зелья не понравится русскому патриарху. В ответ Петр заявил, что патриарх должен заботиться о вере, а не исполнять должность таможенного инспектора. Увы, возразить грозному правителю никто не посмел. Вот так и пошло заокеанское зелье по нашей стране. С 1705 года в России была учреждена «казенная табачная продажа», а через одиннадцать лет открылись две табачные фабрики – в Петербурге и Ахтырке. Причем, количество подобных предприятий ежегодно увеличивалось. Например, в 1860 году в Российской империи насчитывалось более 500 табачных фабрик. Считалось, что курение успокаивает нервы, поэтому табак активно внедрялся в русскую армию.

Источник: http://i-fakt.ru

Дмитрий Муравкин   29.11.2018 09:04   Заявить о нарушении
благодарю за ответ

Федорова Ольга 2   29.11.2018 18:32   Заявить о нарушении