И Дольше Века Длилась Жизнь

Легкое сердце живёт долго. Агния Яковлевна Прохорова (Ауцен), потомок ветвей славных родов Жуковых, Энгельгардтов и Воронцовых (генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов) с их выдающимися заслугами перед Отечеством, пережила царя, революцию, три войны, три переименования её родного города на Неве, блокаду, перестройку, распад СССР, рождение и становление постсоветской России в первое десятилетие третьего тысячелетия....

Моя бабушка по отцовской линии – Агния Яковлевна прожила 101 год и была официально признана самым пожилым жителем города Лодейное Поле, что на северо-востоке Ленинградской области.
Здесь в 1702 году по велению Петра I была основана Оловецкая судостроительная верфь, которая должна была стать головной при создании первоначального ядра славного Балтийского флота – флота, на котором офицерами служили многие мои предки по отцовской линии. Свирский рубеж стал непреодолимой преградой на пути врага, пытавшегося окружить Ленинград вторым блокадным кольцом. 1005 дней и ночей длилась оборона Лодейного Поля. Здесь насмерть стояли советские воины. Сдерживая натиск врага, они эффективно поддерживали «Дорогу жизни» через Ладожское озеро – самый крупный в Европе пресноводный бассейн.
А на соседнем Ораниенбаумском плацдарме в двойном кольце вражеской блокады, важнейшем стратегическом пункте обороны Лениграда с юга, с сентября 1941-го по январь 1944-го  в рядах моряков Балтийского флота, сдерживая натиск нацистов, отважно бился мой дед – Александр Витальевич Прохоров. И это было настоящее Братство Презиравших Смерть…

Жизненный путь бабушки Аги начался 6 мая 1909 года на Петроградской стороне северной столицы, в семье банковского служащего и секретаря-машинистки. В отличие от брата Агнии не довелось учиться в Императорской гимназии, зато вождя мирового пролетариата она восьмилетней девочкой видела лично недалеко от родного дома на митинге. Ей отчётливо запомнился тот день: она с отцом оказалась на площади возле цирка. Падающий снег покрывал головы и плечи участников митинга.  «Давай послушаем Ленина» - предложил отец, а девочке было зябко и очень хотелось домой…

В 1932 году Агния закончила Ленинградский ветеринарный институт и стала работать в лабораториях мясоконтрольных станций. С началом войны проводила на фронт мужа Александра, военного следователя, а сама с 6-летним сынишкой Виталиком, моим отцом, оказалась в тисках холода и голода блокады.

Было всё: и дежурства у входа в бомбоубежище, и отчаяние, и стоическое терпение, и страх, и крохи надежд, и  даже…  участие в поимке вражеского лазутчика! Болезнь сына обернулась операцией в военно-медицинской академии. А уже вечером район академии жестоко бомбили. Испуганная Агния еле нашла в бомбоубежище ребёнка, забившегося под стол. В здании не осталось ни одного целого стекла…

Спасение сына в блокаду стало целью и смыслом жизни молодой женщины. Нещадно терзал голод, и если бы не помощь родителей, жертвовавших многим ради её и мальчика, то неизвестно, как всё сложилось бы… Покупка отрубей и похлёбка из них превращались в праздник. «Отдала папе свою кашу, - вспоминала Агния, - и он, большой, сильный когда-то мужчина рыдал…»  А перед самой эвакуацией, она хотела оставить родным переданную мужем с фронта банку тушёнки, но старики наотрез отказались её брать. Ведь столь ценный продукт был нужен для поддержания сил внука и их дочери…

Агнию Яковлевну и Виталика эвакуировали из Ленинграда 1 марта 1942 года. Стреляли зенитки, по льду Ладожского озера скользили на лыжах военные в маскировочных халатах, натужно ревели моторы. Освещённый мертвенным светом луны лёд озера блестел, рождая в душе чувство зыбкости и тревоги. Вдруг бабушка с ужасом увидела, как головная машина колонны провалилась под воду… Никто не был уверен, что благополучно преодолеет путь, но в этом случае, слава Богу, всё обошлось.

На берегу обогрели, накормили, дали на дорогу хлеба и немного бесценного шпика. А потом, в вагоне поезда, кто-то украл и еду, и вещи. В эвакуации в г. Иркутске Агния отыскала (вот оно Счастье!)  родных – сестру с бабушкой – и стала работать по специальности.

Когда война закончилась, Агнии так и не удалось вернуться в родной дом на Садовой. Следы мужа, гвардейского офицера, кавалера многих боевых орденов и медалей, надолго затерялись на войне. А ордер на жильё чиновники упорно не хотели выдавать. Пришлось жить на съёмных квартирах. Помыкавшись,  бабушка весной 53-го взяла направление на работу серологом в Лодейное поле. Там как раз строился дом для лаборантов.

Это скромное двухквартирное строение сохранилось и по сей день. Общая кухонька, комнатка с печным отоплением, холодильник, старый шкаф, телевизор, кровать, стол с фото любимого сына, которого судьба  забросила сначала в Москву, а затем в подмосковную Балашиху – вот и весь незатейливый спартанский уют. Скромность быта не угнетала Агнию. Мало того: когда одной молодой семье с прежней работы понадобилась дополнительная жилплощадь, она отдала им большую из двух принадлежавших ей комнат, которую получила как замдиректора лаборатории. А как же иначе? Им, молодым,  больше надо! Ведь и у самой Агнии Яковлевны – трое внуков москвичей (два Александра и Дмитрий), есть уже правнуки и правнучки, включая мою дочь Елену или, если угодно, Елену Александровну.

Судьба послала бабушке прекрасную соседку – Веру Петровну Качевскую. Они когда-то вместе работали в одной лаборатории, а затем долгие годы, вплоть до кончины бабушки на 102 году жизни 25 декабря 2010 года, делили радости и невзгоды. Так бывает: судьбы чужих людей  сначала пересекаются, затем становятся близкими, и, наконец, сливаются в одну…

Их чудесный палисад в городской черте с пионами, георгинами, хризантемами и множеством других цветов долгие годы притягивали к себе взгляды прохожих. Настоящий деревенский рай! Цвели цветы, шла жизнь. Летом в этом раю часто гостили родные и близкие, которых бабуся любила потчевать ядрёными белыми грибами и пирожками с брусникой. И в этом тоже я ощущал и до сих пор ощущаю тепло Большой Семьи…
Столетие любимой бабушки отмечали в уютном кафе, куда юбиляра доставили на машине. Празднество прошло весело: юбиляр бойко танцевала и читала по памяти поэму «Медный всадник». Агния Яковлевна была старейшим членом литературного клуба-гостиной «Блокадник». Там она, кавалер медали «Житель блокадного Ленинграда» и ряда других памятных наград, часто читала свои любимые стихи.

Однажды корреспондент местной газеты поинтересовалась у неё, что сильнее всего запало ей в душу за такую непростую долгую жизнь? Агния Яковлевна со слезами на глазах произнесла одно-единственное слово: «Ленинград».

Жемчужины своего родного града на Неве, второй столицы, мне, её первому внуку, московскому девятикласснику, бабушка с особой нежностью и гордостью, словно семейные драгоценности, впервые показывала в далёком 1975 году. И для меня, коренного москвича, это было открытие новой Вселенной...!

Интересно, что своё долголетие бабушка чем-то сенсационным не считала, ведь её бабушка (моя прапрабабушка) прожила аж до 115 лет!

Сильная, честная, добрая, терпеливая, уживчивая и открытая людям душой, бабушка Ага не привыкла хныкать по мелочам. Её юный звонкий голос Вечного энтузиаста и оптимиста  по сей день у меня на слуху. Вековая мудрость, нежная любовь к родным и ближним были истинным золотом её жизни.  Поистине лёгкое сердце живёт долго! Лёгкому сердцу – светлая память, о которой так проникновенно писал Жуковский:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были

***

Жители Петербурга и Ленобласти вспоминают жертв войны и блокада

На Пискаревском кладбище Петербурга вспоминают жертв войны и блокады
На кладбище похоронено не менее полумиллиона жертв блокады Ленинграда

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июня 2018,— REGNUM  Траурная церемония состоялась 22 июня на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга. Здесь похоронены сотни тысяч ленинградцев, убитых вражескими обстрелами и бомбежками, умерших от голода и холода в блокадном городе, а также воины Красной Армии и Флота, мужественно защищавшие Ленинград и не пустившие врага в город ценой своих жизней.
Как сообщает телеканал «Санкт-Петербург», очередь тех, кто пришел возложить цветы и венки к монументу Мать-Родина, растянулась на много десятков метров. На Пискаревское кладбище уже пришли тысячи людей, и в течение всего дня петербуржцы и гости города продолжат идти к мемориалу.

Цветы в память о погибших также возложили полномочный представитель президента в СЗФО Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров.
Вслед за ними дань памяти жертвам войны и блокады отдали военнослужащие, депутаты, представители общественных организаций. Смогли прийти в этот день на Пискаревку и немногочисленные уже ветераны войны и блокадники.

«Многие из ветеранов тот страшный день могут восстановить в деталях. Многие не сдерживают слез. А другие, напротив, демонстрируют силу и волю», — отмечает корреспондент городского телеканала.

Читайте также: Останки павших за Ленинград красноармейцев захоронят в Петербурге 22 июня

22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

Для Ленинграда она обернулась чудовищной трагедией. Блокада, организованная немецкими и финскими войсками, унесла жизни, по разным оценкам, от 640 тысяч до миллиона ленинградцев и беженцев из других мест, оказавшихся в блокированном городе.
***
Жители Ленобласти зажгли свечи в память о погибших во время войны
Три года на территории Ленинградской области шли ожесточенные бои за Ленинград

Санкт-Петербург, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, 22 июня 2018— REGNUM  Траурные церемонии проходят 22 июня в Ленинградской области в память о погибших во время Великой Отечественной войны, начавшейся в этот день 78 лет назад.
Ленинградская область — регион, на территории которого боевые действия в годы Великой Отечественной войны продолжались более трех лет. Значительная часть территории нынешней Ленобласти была оккупирована немецкими и финскими войсками. Оккупанты разоряли и грабили, сжигали деревни вместе с жителями, расстреливали и угоняли в рабство людей, живших вблизи Ленинграда. На оккупированной территории активно действовали партизанские отряды.

Утром 22 июня делегация Ленинградской области во главе с губернатором Александром Дрозденко возложила цветы к монументу «Мать-Родина» на Пискаревском мемориальном кладбище. Сюда пришли члены областного правительства и депутаты Законодательного собрания Ленобласти, сообщили в пресс-службе главы региона.

Траурные митинги, акции «Свеча памяти» и другие торжественно-траурные мероприятия начались в Ленинградской области еще в ночь на 22 июня, у мемориалов и воинских захоронений во всех муниципальных районах региона и городском округе Сосновый Бор.
Так, жители Всеволожского района собрались на территории музея «Дорога жизни» на Ладожском озере. На территории Ломоносовского района прошел традиционный молодежный автопробег «1418 свечей — за каждый день войны». В городе Волосово прошла памятная акция «Школьный вальс».

Жители Всеволожского района пришли на братское воинское Румболовское захоронение на Дороге жизни. В Выборге к Дню памяти и скорби приурочили митинг, посвящённый памятному походу на Транзундский рейд. В Гатчине торжественно-траурный митинг прошел на городском воинском мемориале. Памятные акции в Ленобласти продолжаются.
Подробности: https://regnum.ru/news/society/2436038.html


Рецензии
Здравствуйте, Александр Витальевич!
Благодарю Вас за то, что поделились своими воспоминаниями о Вашей замечательной бабушке.
Какая интересная у неё была судьба! Царствие ей небесное!
В Лодейном Поле у меня много родственников по маминой линии. А мой отец воевал на Волховском фронте и даже подписал акт о соединении двух фронтов и прорыве блокады Ленинграда. Мир тесен:)
С глубоким уважением и с самыми наилучшими пожеланиями!

Надежда 18   25.06.2018 01:03     Заявить о нарушении
Надежда, огромное Вам спасибо за отклик!
Всего Вам наилучшего!
Радио Бога, извините за задержку с ответом.

Александр Витальевич Прохоров   16.10.2019 14:41   Заявить о нарушении