Маргарита окончание Поэтическая версия ММ

                ВЕЛИКИЙ  БАЛ  ПОЛНОЛУНИЯ            


А после был Бал,
                где ты _
                его черная королева _
всем грешным губам,
                к лобзанью дала колено,
и шли поколенья
                по самой длинной из лестниц _
насытить томленье,      
                расставшись с загробной плесенью…



..Преисподняя тянет лестницу,
прах отрыгивает изо рта  _
комья тления, плотью лепятся _
Фраков панцири. Нагота.
Кости с грохотом рвутся с виселиц,
хрустко бьется гробов труха…

_В  Полнолуние нынче вызваны,
преуспевшие во грехах!


                (Коровьев- Фагот  представляет):

_ Моя королева!
               Слева,
                обратите внимание, 
госпожа  Тофана,
                с удавкой на шее, _
благодетельствовала
                неаполитанкам намаявшимся
избавиться
            от надоевших  мужей.


Давала склянку _
                вылить в суп им _
супов тех
         качество улучшая.
Мужей-рогоносцев
                валило в судорогах,
проблемы брачные
                разрешая.


(Увы, королева, случиться  может,
не правда ли?  - вдруг - и разлюбишь мужа!)

                ******************

Милый проказник.
                С воображением !
Семнадцати-то
             не набрав годов,
любви в крови
             расстравив брожение,
невесту продал
              в публичный дом!               
               
                ******************

О, эта особа не лишена
                особого артистизма,_
салон элегантный  держала она,
                вбуравив  «глазок» для стриптиза.
Вдоль бедер
           скольженье брюссельских кружев,
и грудь обнажал их
                батиста лоск…               
_ Мужчины за стенкой
                кусали губы
при виде
        спускаемых панталон!
               
Вы шутите, донна?  Вполне естественно,
женщины знали.  Все  до единой.

                ********************
               
Этот _  алхимик
                и чернокнижник.
Ему удалась,
            замечу  кстати,
при помощи нашей,               
                в глубины вникнув,
грань  философического кристалла.

                ********************
            

Философ из Кеннинсберга.
                Профессор  Кант.               
Исследователь
             Бытия  Божественного.               
Рассудок его               
            до того  лукав _               
все пять доказательств               
                порушил торжественно!               
               
Ну в Бога _
            не верует человек _
чего ж продолжать,
                казалось бы?!
Так нет же!   _
                блистательно опроверг
себя,
     « шестым  доказательством» !

            ****************** 
                (Фридрих  Ницше)

_ Мы рады вас видеть более чем, _               
мир помнит ваши идеи !               
               
(Философ, выдавший Богу               
о смерти  свидетельство).               
               
               
(..Под всхлипы арф, агонию органов,  *
с осевших в грунт Олимпов и Голгоф.,
нисходят боги ватными ногами,
в сгущающихся сумерках богов…
               
За шагом шаг, плетутся вереницей,               
впав в детство, вниз бредут полуглухи,
бредут, брюзжа о  «юберменше» Ницше,
невнятным шамком   -   просто  старики…) *
               

Густоусый  австриец _
родоначальник  идеи арийской _
талантлив необыкновенно!               

В психушке,помнится, раза три,
упрямо вскрывал себе вены…

И мелко подрагивала голова,
и губы  - в натекших сгустках  -
пытались невнятно расшифровать
пророчества  Заратустры!               

Он постигал глумливый шепот бесов,
отекший мозг прозреньями  знобя,
забыв, что если вглядываться в бездну,
то бездна  _  станет вглядываться в тебя!

И, вместо слов, он пускал пузыри
безвольно-обмякшим ртом…
О Боге он больше не говорил,
привязан, лежал пластом.

И нем был грядущий сверхчеловек,
изживший всех чувств изъяны.
Лежал он, раскинув ладони вверх _
у неба просил подаянья.
               
Лишь влажно густела в его глазах,
выдавливаясь из под век,               
тягучая, старческая слеза,
отчаянья  сверхчеловека!

Вы знаете, так бывает,
когда истрепались нервы.
_«Все то, что не убивает,
нас делает лишь сильнее»?  *               
               
Да, вы угадали, _               
                Ницше  _               
скончавшийся в психбольнице.


Дражайшая донна, скажу я вам,
как  необыкновенно тонкой женщине,_
не все сумасшедшие, одержимы дьяволом.
И не  все _ одержимые им _ сумасшедшие.

         ОТЧУЖДЕНИЕ(как бы завершение темы Ницше)

Бог не внимал моим молитвам,
Бог знать не знал мои кощунства,
Бог не ловил меня с поличным,
Создатель  -  не являл мне чуда...

И я  -  сплав духа с плотской болью -
осознавал, греховно-веско:
Творец с твореньем - вечно пОразнь,
чтобы друг-друга не коверкать.


          ******************
            
(Зигмунд Фрейд)

А вот, королева _
                «венский мудрец».               
Профессор,
           мы польщены!               
_Титан, -                -
          упразднивший понятье «грех»,               
а, стало быть,
              и  _  «вины».
 
          ********************

                (Альбер  Камю)

_Камю. Вечный путаник    
                и знаток
экзистенциальных тем : _
 И нечего Страшных  вам  ждать Судов _
 объявлены  каждый  день!               
               
Вы ищете в небе поводыря,
в отдушины дней забившись?
_ Насколько реальна реальность впрямь,
проверьте  самоубийством!*               
                              
Прыжок в неизвестность?
                Прыжок в ничто ?
С реальным несовпаденье!
_Камю. Вечный путанник
                и знаток
экзистенциальных  тем…
*Есть только одна серьезная проблема  -  писал  Камю, - проблема самоубийства.
Решить, стоит или не стоит жизнь, того чтобы жить, -значит
дать ответ на основной вопрос философии.

                ********************
(Достоевский)



Ах, Федор Михайлович,               
                ваш недуг
от пристальных  взглядов в бездну.
Вспороли нутро
              человечьих  душ, _
а там  угнездились бесы!


Вы выдрали, комом,
                из затхлых прорв,
до жути  невыносимо,
зло,
     намертво сросшееся с добром,
в припадке эпелепсии!

 
И, если мессия
             в сей мир придет, _
утишить
       людские страсти, _
людьми наречется,               
                как  «идиот»,               
и будет  повторно  распят!


Поверьте,
        людей не новы грехи.               
Гордыня _
 
        всего пронзительней  _
Сначала
         обрушивает  ветряки,
а после _
          творит  Инквизитора.*               
               

            ********************

(госпожа Минкина)

Глядите-ка, Минкина-госпожа!
Зарезана горничной,как ни жаль.

Сама крепостная, в недавнем прошлом,
имела слабость нелепую _
калила щипцы для завивки волос _
горничным лица калечить.

Такая завивка локонов
и в нашем реестре редкостна.
Конечно ж, в таких условиях,
непременно зарежут!

            ************************

(Шарль Бодлер. сб. стихов "Цветы Зла")


Нежней, королева! _
                Мы рады, Шарль!          
Вы вплющить один смогли
бутонов томлений
                влекущий шарм
в моллюсковых
             губ полип.


Цветы экзальтаций!
                тоски гибрид!
селекция плоти
              с тлением!               
               
_ Пульсируют
            сизые пузыри,
болезненностью               
              обплеснившись…


Сквозь вязкую зацветь
                стоячих Лет,
сочится,
       греховно-влажный,
насекомоядный
            пучок стеблей,
в гниения
         сладострастьи !


Ах лепесток, с налетом тонкой гнили,
чей  слой томленья легок и пушист,
а запах тленья отдает  ванилью,
как запах разложения души!

          ***********************

(Артюр  Рембо. сб. стихов "Сезон в преисподней)



А вот завсегдатай наш,
                в некотором роде.          
_Метафор без-образных               
                слыша зов,
еще при жизни,
             провел курортником,
в экстазах
          у нас не один сезон! 

            **************************

(Франц Кафка. новелла "Верхом на ведре")

Въезжает в вечность на ведре,               
на угля выскобленной кадке.
Каморку _ решето прорех _
не утеплить прогорклой паклей.


Провал ведра его, как нуль, _
фигура с выскобленным  днищем,
что умудряется сглотнуть
любой объем отчаянья  нищих!


Январь хрустит на позвонках
околевающих сосулек…
_Как  он выклянчивал  пол-совка
сгрести в убогую посуду!


Горсть третьесортного угля,
кус завалявшегося кокса…
_ Как ты застуженно земля
нули орбит заносишь в космос!


Вселенной нулевая брешь
затягивает черной дыркой.
_ Въезжает в вечность на ведре,
в нимб гуманизма вмерзши льдышкой…

          **************************
               
_Гоголь,
Николай  Васильич _
смакует гротеска обличья…
Первый сюрреалист  России ! -         
увы, страдавший некрофилией.               
               
..Стоит за конторкой,
и держит перо,
и держит перо на весу, _
и в воздухе гладит пером бедро _
русалочью всю красу!

И страшно, и сладко,
и ком во рту,
дрожит возбужденный нерв!
_ Он панночки умершей наготу
несет на своей спине!

Он будет оглаживать плоть греха
под мечущейся свечой-
и как-же лодыжка ее хрупка,
толкает его в плечо!

Он чует иззябшим своим нутром
ожившие миражи  _
ведь все, что творило его перо,
из строк выдиралось в жизнь!

И, словно ожившая,чуть влажна,
вишневая мякоть губ,
и кожи усопшая белизна
разгладит паралич скул...

Кошмары забродят в его крови,
пойдут сединой висков...
_ И тяжкое веко поднимет Вий
над обморочным зрачком.

А бесы куражатся,
                кровь сосут,      
как пиявки у лекарей…               
Он чувствует _ заживо понесут,               
его за могильный крен!               
               
И плещет русалочий, гибкий хвост,
в озерный и гиблый  май…
_ Из детства церковный, пахучий  воск,               
поминками свел с ума ! *               
               
И станет совсем уж невмоготу,
когда из-под век слеза,
проступит сквозь мертвою дурноту,
в оживших на миг глазах!

И страшно, и пьяно,
и ком во рту,
и судорога так сладка!
_ Вновь панночки умершей наготу
ласкает его рука…

       *********************

(В петербургском, больничном логове,
головою больною брит,
посоветовавшись с болонкою,
вдруг безумец решит, что _ принц.

В небо низкое и отекшее
и простуженное до дна,
надо мною, убит потемками,
умирая, скрипит фонарь...)
*Исследование Владимирым Набокобым жизни и творчества Гоголя.
Детство Гоголя. Смерть отца. Деспотичная мать,часто водившая ребенка на похороны...

             **********************
(Шомберг)

Браво изобретателю контрапункта!         
Браво, маэстро,
               браво!               
_Его мозжечок               
             гениально путала
«бледная  Эсмеральда».


Талантлив был жизни его мотив,
но все же _               
            не идеален.               
 Приходится, знаете ли,
                платить
за  ложную               
           гениальность…

        *************************


Это _  Нерон.
             Любитель пения.
Это _  Малюта Скуратов.
На практике вывели,
                что империи
цементируют страхом.


Становится грустно,
                дражайшая донна, _
Истории кесари,
               главари…
_ Их власти объем,
                незначимой толикой,
не может быть с нашим
                соизмерим!


                ************************************
                (вступает тема Фриды)

               
Скучная женщина.
                Без достоинств.
Одержима дурацкой манией _
ко всем пристает
                со своей историей.
Случай, можно сказать, _
                домашний.


Кафе там…
          хозяин…
                подвальный склад…
иль что-то
          в подобном роде…
Ну, в сроки,
           естественно,
                родила,
как долженствует
                в природе.


История
       слишком уж не нова, _
банальнейшая история !


_ Платок ей
           приказано подавать,
с рассветом,               
           к ночному столику..



_ Платок?


_ Платочек, Ваше Величество.


Рожениц  этих,
              поди пойми!
Судили.
       Призналась без околичностей,
что, видите ли, _
                «было нечем кормить».


_ А как же хозяин?..тот самый.. который?…


_ Причем здесь хозяин,
   
                дражайшая донна?
Винить хозяина _
                это абсурд!
Не он же младенца
                душил ладонью,
а после его
             закопал в лесу.

           ************************

               
Голос: -   «Милосердия ! Окоченевшее тельце,
           задохнувшегося в посиненьи младенца..»

Хор:    -    «Милосердие ведьмы умерь, Маргарита!
             Не  упорствуй. Опомнись. Ну что тебе в том,
             что какая то, смертная грешница  Фрида,
             в рот забила младенцу удушья платок?»


                (ниже тема  Фриды будет продолжена)
               

            *************************
                (сцена с головой  Берлиоза)


Воланд: - Михаил Александрович -  веки на отсеченной голове дрогнули и открылись
полные страдания глаза(…)
«Итак,все сбылось, не правда-ли?(…) живу я в вашей квартире(…)





_ Михаил  Александрович!

На блюде подпрыгнула голова…
               
_ В предтечи эры рационализации            
вы можете смело претендовать!            
 
               
Из множества философских систем,
приверженец
          поздних классиков,
где суть человечья _
                каркас костей,
обтянутый протоплазмою.

Что яма,
         червивой топырью губ,
вспотрошенным чревом ноя,
               
смакует
        протухшего мяса кус,
изжевывая
          перегноем…               


Бесспорно,
          теория здесь права,
все  сводится
             к разложенью.
Однако,
       милейшая  голова, _
вы в роли
         опроверженья!


Ваш корпус покоится,
                вздут и бренн,
притом, согласитесь, странно,
что вы умудряетесь
                лицезреть,
фантомом,
         сие собранье.
               

«В чем Истина?» _
                как бы спросил  Пилат.
Он  дока до парадоксов.
Доказывать
          не меньший у вас талант
мое  неправдоподобье!


Мне ваш  симпатичен
                матарьялизм,
и трезвость пропагандиста.
Но вот _
        по свидетельству многих лиц _
живу я у вас в квартире.



Поверьте, дражайший,
                мне крайне жаль
сие обрывать знакомство.
Но ваша
       расплывчатость миража,
в реальности  _
               незаконна!


Прощайте,   
        любезнейший мой педант,
Вы _
     точно актер без роли…
Мне будет вас,
              право же, не хватать
на наших собраньях прочих.


Цитировать
            несколько мне претит: _
«Любому  воздам по вере».*               
Но вам,
           обаятельный  эрудит,
в ничто отворились двери !    



               
                …Залы косят предгрозья сполохи.
                Гул!.. В двенадцатикратный бой,
                полночь мерно качает колокол,
                прахом тел  обсыпая пол…





«Тут в мозгу у Берлиоза кто-то отчаянно крикнул _ «Неужели!!». Еще раз и в послед
-ний раз мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, а затем стало темно».
                           (сцена сголовой Берлиоза) (ретроспектива)
            
           ШЕСТОЕ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Голос:            

Господь того не приведи _
визг тормозов незабываем!
Был некий скептик-эрудит
гильотинирован трамваем.

Хор:

«Неужели, неужели?!.»,
успеваем мы подумать,
когда, свертывая шеи,
жизнь высвобождает души…

Голос:

Редакторская голова _
футляр критических заметок _
подпрыгивала  «раз-и-два…»,               
катясь к небытию предмета..

Хор:

«Неужели же?!.» _ Мгновенье
запоздалых постижений!
Глаз,набрякши из под века,
вспорот  шрифтом _ «Неужели?!.»

Голос:

Поправ обычьи и права,
как не напрыгавшись по шпалам,
редакторская голова
самостоятельно пропала!


Хор:
Шестое доказательство.
Гляди писака под ноги!
_Смертельною касательной,
рельс сизо хватит по горлу…

Голос:

Хотя к чему словесный блуд?
Так к сути мы придем едва ли..
Покойник был весьма неглуп,
что не страхует от трамваев.

               
Хор:
Шестое доказательство
фатально доказуемо,
не постулатов заумью _
свершившимися судьбами..

                (окончание  темы  Фриды)
Воланд: - «Что ж, праздничную ночь иногда принято затягивать...
 М.Булгаков    «Мастер и Маргарита»

   
              Все еще _ полночь, полночь, полночь…


Воланд: -   Ну что ж, дражайшая моя королева,
            окончен  Бал, и пора за стол.
            Особых ко мне пожеланий нет ли?


Маргарита: - Перестаньте  Фриде подавать платок!


Хор:            «Пусть воздается здесь отмщенье,
                то, что положено в аду!»


Воланд: -       «Заткните тряпками все щели,
                чтоб  милосердия не вдуть!»


Хор:              «  Но к низшим областям отчаянья,
                в спираль Инферновых витков,
                затягивает, всепрощеньем,
                ток  милосердных сквозняков!»


Голос:               «Милосердия! Окоченевшее тельце..
                Маргарита.  Заступница.  Аве Мария!..»




               

« Вот только выберусь отсюда и  утоплюсь…»  _ подумала  Маргарита.
(М.Булгаков  "Мастер и Маргарита") 
               
..Полночь, русалочьи оголившаяся,
полыньи окон затянет выхолодью.
Свечи, епитимью  молитвенную,
отстаивают на лунной исповеди…
               
Или, как лилии, стеблей истонченностью,
льются и липнут к лику утопленницы…               

Офелия…Летаргия…А пруд, распахнув круги,
вцелует точки тугие  в ложбинку  босой ноги…

Слепок следа на глине _  тоже  лилия…

«Прощайте, мессир..»  _  Голос слаб. Спокоен.
 А следом ударило в гулкость  ниш: -
«Верните мне моего  любовника!», _
 наотмашь свечей разметавши  нимб!


Вот он.  Отчетлив _  до рези.               
Словно  блаженный кисти  Эль-Греко.*      
               

Воланд: -  «Да, его хорошо отделали».*   
Воланд:  -   Откуда вы?               
Мастер:  -   Из  Дома Скорби.
Воланд:      О чем роман?
Мастер:   -  О  Понтии  Пилате.
Воланд:   -  Покажите рукопись.
Мастер:      К сожалению,я не могу этого сделать. Я сжег  ее в печи.
Воланд:    - Неправда.  Рукописи  не горят.

« И, узнавши, простонала : -  Ты, ты, ты!..»

«Мастер: У меня опять начались галлюционации…»            
 
                Маргарита:

И, узнавши, простонала: -
«Ты, ты, ты!..»               
В плеске галлюционаций _
зыбь мечты…               


                Мастер:
В зыби галлюционаций _
вывих чувств.
_Уходи,Марго, не надо,
не хочу!


Я ведь знаю _ только мнишься
мне в мозгу…
Я в халат одет больничный..
Не могу!


Путанно-невыносимы,
явь и сон.
Ватный палец амнезии
вмят в висок…


Вглубь зрачка _ багровый проблеск!_
Плащ  шуршит…               
Мой зрачок наоборотен
в срыв души.


Мне ненавистны прозренья       
и  слова!               
Безвозвратны  повторенья,  _
пуст подвал…


И к чему неузнаванья
воскрешать?
Жизнь окончилась в подвальных
миражах…


                Маргарита:      
               
Я смогла зазор мгновений
расчленить,
чтоб дурную достоверность
отменить!


Я сумела, ставши ведьмой,
их разъять,
чтобы сон о сокровенном
ожил в явь!


Чтоб воскреснуть и проснуться
в жизнь  души!
_Нам уже не  разминутья
в миражи.


            
                Мастер:


..Словно молот по металлу,
словно залп,
дробно в мозг прогрохотала
та гроза !

И метались листьев струпья,
став золой…
Темь заламывала руки
из углов!

А теперь в окне лишь мутный
лунный диск…
Ты меня, Марго, не мучай _
уходи!

Вся душа _  ошметки боли _
Нет души.
Ни желаний, ни свободы, _
миражи !

Ничего уж не случится,
лишь _  мигрень.
Да, порой, в окно стучится               
та сирень…               

Бьет в стекло полуподвала,
чтоб свечу,
ты б, как раньше, задувала…
_ Не хочу!

Та гроза прогрохотала
в этот куст !
У меня во рту, металлом,
брома вкус…
               
Заперт в доме желтой скорби,
так устал!
_ Подступает к горлу  комом
дурнота…

Трутся в воспаленном мозге,
въевшись в мозг,
едко  коконы-мимозы,
точно моль!

И шуршат, и разъедают
мозг в труху…
_ Не хочу, Марго, мечтать я,
не могу!

От оконной от решетки
есть ключи.
_ Только рукописи сжег я
сам в печи…

Есть ключи, но вряд ли смогут
те ключи,
от болезни, от мимозной,
излечить.

Мир ужался до палаты
(боль в висок!..),
_ Мне ненавистен  Пилата
лунный  сон!

Я теперь не тот, что прежде, _
в горле _ ком.
Но опять тобою брежу
я, Марго!

Ни к чему теперь страницы
ворошить.
_ Ты, Марго, мне просто снишься,
как и жизнь…


                Маргарита:

Я всю ночь тряслась нагая,
дрожью плеч,
чтоб тебя, из зазеркалья,
в жизнь извлечь!

В каждом выстуженном нерве
бил озноб!
И от боли  цепенели               
пальцы ног…

Тяжко шея под короной
затекла…
Я ушла к иной природе _
вглубь стекла,

всех зеркал раздвинув двери
за края.
Ты не веришь, ты не веришь?
Это _  я!

Во вселенной инфернальной
я  жила.
Я теперь насквозь иная,
в зеркалах!

Пусть не ради, пусть не ради
наших встреч, _
чтоб сгоревшие тетради
уберечь !

Пусть стучат твои мигрени
в голове, _
ниже ты своих прозрений, _
маловер !

Как пронзительно-подробно
встал нисан, _
А в листы твоих пророчеств
бьет гроза!..

Это больше, чем любовный
наш роман!
_ Страх стряхни с души ,и вспомни
прошлый  май.

..Я сменила всю природу,
все углы, _
ради воскрешенья строчек
из золы!

Чтоб дождаться отреченья?
Ты _ не ты !
Значат больше, чем влеченье,
те листы.

Ах как рано поседела
голова!
_ Помнишь, мы сбежать хотели
в наш подвал?


               Маргарита -  Воланду:

Этот человек, он  _  Мастер.
Вот _  глаза!
Волю к жизни изломали
год назад…

Ах как трудно подниматься
здесь с колен!
Выжег душу _ не роман он _
до углей.

Он чугунной кочергою
бил тетрадь,
чтоб, коростой, над Голгофой
хрустнул  мрак!

Видел захлест багряницы
на плаще,
а потом _   добил страницы,
и _   исчез!

В мозг его прогрохотала
та гроза,
чтобы выжглись, как металлом,
в слепь глаза!

Вы же видите как сникла
голова…
_ Вы, мессир, его верните
в наш подвал.

..Я давала обещанья _
не сбылись…
Время выжгло беспощадно
каждый лист!

Каждый лист обуглен тьмою
той ночи, _
захлест  Средиземноморья, _
жар печи!

Я читала, я касалась
этих глав !
Мне, порою, снился всадник,
тот _ Пилат.

Издыхала, точно Левий,
в смертный зной!
_ Упиваюсь бесполезно
той виной…

Если тело снова нужно
обнажить, _
буду ночью полнолунной
ворожить.
               
Ради этого сменила
естество.
_ Вы, мессир, его верните,
для  _  него!

Снова стану королевой
черных месс,
чтоб в ложбинке подколенной
стыла смерть.

Буду сумрачною чашей
ворожить,
чтоб обратно воплощалась
смерть _ на жизнь!

..Видел захлест багряницы
на плаще..
_ Он в халат одет больничный,
он _  исчез!

Индивеет в зимних нитях
голова…
_ Вы, мессир, его верните
вновь в слова!


Рецензии
Очень интересно, хотя некоторые вещи мне непонятны)))

Татьяна Борисовна Карелия   20.12.2018 15:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.