Шедевры Русского музея Охотники на привале

                Картина явно нарочита...

                И в театральности
                Эмоций,
                Что отражаются
                На лицах...

                И в позах персонажей
                Трёх...

                И всё-таки, каким-то
                Чудом,
                Она во всех нас
                Отзовётся...
               
                И перельётся в наши
                Души...

                И станет связью
                Двух эпох!..
                21.06.2018.



   В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых социальных сцен. Он обращается к жизни простой, обычной, знакомой. В ряду этих работ самой знакомой является именно картина "Охотники на привале".

   В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по своему интересен и содержателен. Внимание двоих слушателей привлек страстный и увлекательный рассказ старшего, опытного охотника. В его позе, мимике, глазах святая вера в "истинность" истории, которую он решил поведать своим товарищам. Слушатели же относятся к рассказу по-разному. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник - мужчина средних лет - настроен скептически, каждое слово рассказчика он подвергает сомнению.

   Если внимательно рассмотреть предложенную автором композицию, то идея становится ясной. Художник показал некий жизненный цикл: молодость, жадно познающая мир, впитывающая его с верой в чудо; затем наступает зрелость и опыт, когда ничего уже на веру не принимается и подвергается сомнению; зрелость сменяется старостью, живущую воспоминаниями, постоянно впадающую в идеализацию прошлого.

   За простой и ясной работой глубокое содержание, философское, непростое. Критики отмечали убогость и напряжение, которые отличают окружающий пейзаж. Тревожное небо, летящие птицы, блеклая трава - все говорит об осени, засыпании, предчувствии зимы. Почему же художник выбрал столь мрачный пейзаж для обрамления своей картины? Скорее всего, для автора было важно сконцентрировать внимание зрителя на центральных фигурах картины, фон не должен отвлекать от главного в работе.

   Герои картины - реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, и сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины написана со знанием дела. В левом нижнем углу картины мы видим восхитительный охотничий натюрморт, который, с одной стороны органично вписывается в общую композицию, с другой стороны, вполне может быть выделен в отдельную работу, написанную с недюжинным мастерством и реалистичностью.

   Свет в картине концентрируется на лицах и руках героев. Этот старый прием, времен эпохи Возрождения, позволяет художнику полнее раскрыть внутренний мир своих моделей. Все охотники явно довольны результатами охоты, чему свидетельствуют трофеи, изображенные тут же. Художник изобразил людей разного социального происхождения, но всех их объединила охота, заставила забыть о жизненных реалиях и полностью отдаться древнейшему промыслу.

   Известно, что некоторые критики обвиняли художника в том, что изображенные им герои выражают излишне наигранные эмоции. Однако, разгадав замысел автора, можно считать это вполне оправданным. Подобный прием позволяет ярче обрисовать характер и внутренний мир героев, раскрыть символическую составляющую картины. 

На полотне изображены трое охотников, расположившихся на привале и ведущих между собой беседу. Получается такой групповой портрет, где каждый имеет свои психологические черты: Тот что слева — пожилой, видимо, опытный охотник, из обедневших дворян со страстью рассказывает о своем подвиге на охоте. Второй, средних лет, в крестьянском обличие, ухмыляясь с недоверием слушает охотничьи байки рассказчика. Третий,  одет “с иголочки”, доверчивый молодой охотник, внимательно слушает с трепетом, что даже забыл прикурить папиросу.

Известно, что образ рассказчика охотничьих баек Перов создал с Д.П. Кувшинникова, известного московского терапевта и любителя охоты, его приятели, тоже врачи – слушатели. В.В. Бессонов стал прототипом охотника с ухмылкой,  а М. Нагорнов запечатлен в образе начинающего охотника.

Вызывает интерес мнение, высказанное Ф.М.Достоевским о картине “Охотники на привале”: “Один откровенно и неприкрыто врет, другой, навострив уши, слушает и всё принимает за правду, а третий ни слову не верит, лег тут же на траве и посмеивается! Что за чудесное творение! Зритель практически слышит и знает, об чем они говорят!”


Рецензии
Очень интересная картина.Яркие образы."Она во всех нас отзовётся..." ...Воспоминания о детстве.

Кострома Лана   18.07.2018 18:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Ланочка!

Вадим Константинов 2   18.07.2018 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.