Поборникам грамотности

ИЗ ОТВЕТОВ ОДНОМУ ЯРОМУ ПОБОРНИКУ ГРАМОТНОСТИ В ПОЭЗИИ:

Понимаете, для любителей грамотного русского есть сайт Грамота.ру. Там обсуждают вопросы русского языка. Я тоже люблю русский язык, я редактор со стажем, вполне, поверьте, владею предметом. Пытаюсь Вам объяснить, что в поэзии допустимы и неправильности, и ошибки даже – во имя смысла и общего звучания, целостности и красоты стиха. Здесь несколько иные законы. И если литературная норма – «шприцев», то в поэзии часто встречается концевое «шприцов» для рифмы к словам «отцов», «бубенцов» и пр. И это абсолютно оправданное нарушение! То же самое с пастернаковским великим стихотворением «Любить иных – тяжёлый крест...» Ну, конечно, он имел в виду не извилины, а изъяны. Но КАК сделал!!!

«Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен».

Ради этого вывода и рифмы «извилин – равносилен» мы прощаем поэту этот «ляп», мы не замечаем неверно взятого слова, мы прекрасно понимаем его смысловую нагрузку в данном контексте пастернаковского шедевра!

То же самое в стихотворении, которое пел Евгений Осин, Андрея Вознесенского «Плачет девочка в автомате». Ну, не бывает на щеках у девушек следов от «мужских обид»! «Мужские обиды» – это когда мужчины обижаются. А здесь имеется в виду, когда мужчины обижают. Но мы понимаем, какой смысл несёт это выражение – это авторская метонимия, перенос значения!
Таких примеров – величайшее множество! Просто не хватит стихирской площади, если попробовать разместить хоть часть этих прекрасных нарушений языковых догм, приведших к поэтическим открытиям и созданиям шедевров. Пушкинское «Я не хочу печалить вас ничем» – это вообще не по-русски, простите: инверсия жутчайшая! Однако в том-то и фокус, что вся настоящая поэзия обязательно включает в себя массу неологизмов, искажений слов, малоизвестных диалектизмов и даже откровенных ошибок, которые можно было бы назвать пренебрежением нормами великого и могучего, если не уметь вникнуть в душу стихотворения, если быть от рождения глухим к поэтическому языку.

Нельзя заниматься буквоедством, когда имеешь дело с поэзией! Ошибки исправлять, безусловно, необходимо, и писать грамотно тоже не помешало бы, но в живую поэтическую ткань лезть со своими правдолюбскими скальпелями тем, кто не слышит ни музыки, ни гармонии стиха, не нужно! Учитесь в морге, на графоманских рифмованных трупиках – режьте, правьте, препарируйте!

А здесь хочется читать поэзию, говорить о поэзии, создавать поэзию. И ещё хочется, чтобы здесь, на этом сайте, поэзию уважали.

Надеюсь всё же на понимание.


Рецензии
Всё, Валерия, вы правильно пишете, согласен с вами полностью. Но.
Есть ли у вас понимание, как донести до начинающих авторов отличие между авторским видением и безграмотностью? Есть ли граница дозволенного, и если да, то где она? А самое главное как донести до начинающих и продолжающих, что они еще далеко не мастера и не гении))) Какие "ошибки" позволительны, а какие нет? Начинаешь доносить как до начинающих, а они говорят "ой это не про нас мы же мэтры уже, посмотрите сколько у нас лайков!" Некоторые просто хамят в ответ, искренне полагая, что если их "лайкнуло" энное количество непритязательных читателей, то всё, это успех и они достигли вершин мастерства))
Кроме того, большое количество "начинающих" учатся на авторских "ошибках" не понимая, что это преднамеренная ошибка, и принимают это за позволительную вольность в обращении со словами, а после шпарят такое, что глаза на лоб лезут.
вот несколько примеров из недавно обнаруженных мною:
вечность теребя,
тоска случилась,
сойти на эшафот,
сбросить тень,
вкусы палитры,
yеспешной негой всё поддето,
дремлет око всех богов,
сгущая тучки облаков.
Иногда складывается впечатление, что они либо не знают значения элементарных слов, либо им совершенно плевать на значения и они искренне полагают, что если поставить рядом любые слова, то получится метафора, а если эта вся конструкция в столбик, то вышел стих.
Хочется в порыве негодования каждому второму подарить толковый словарь.

Геннадий Гадило   24.11.2023 16:39     Заявить о нарушении
Геннадий, добрый вечер!
Ну конечно, Вы совершенно правы! Только это уже другая часть одной общей большой проблемы, даже беды, и о ней я пишу отдельные статьи, рассматривая в разных ракурсах и под разными углами зрения. А именно – о внутреннем редакторе, которого всем авторам необходимо в себе развивать и пестовать, о зачаточном чувстве вкуса, о некритичности к себе пишущего люда. Да, грань эта тонкая – между графоманской ошибкой или оговоркой и ярким окказионализмом, – и различить её способны только люди с развитым поэтическим вкусом, зрением, чутьём, опытом. Остальным, как завещал незабвенный дедушка Ленин, "учиться, учиться и учиться"))
Таких вот авторских и редакторских ляпов, как Вы привели в пример, и у меня целые материалы собраны, увы, увы...

С теплом и благодарностью

Валерия Салтанова   24.11.2023 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 72 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.