Никогда не забывай обиды, сын

  С самого детства помню я разговоры отца. Для него важно было то, чему я не придавал, конечно, такого же значения, какое он сам своим напутствиям. Он не был любителем поесть, а потом порассуждать о смысле жизни. Вовсе нет. Но у него была странная черта, понаставничать, поучительствовать, почитать морали, как сейчас бы это и назвали. Он выбирал час моей свободы, когда я не был занят своими глупостями или уроками и когда сам он был в хорошем расположении духа и хотел сказать спокойно и чинно что-то важное. Это особенно бывало, когда он не был трезв, а немного хотя бы хмелел от вина или выпитой водки. Такое происходило нечасто.
  Так он сказал мне однажды, лет в двенадцать от роду и кажется, как раз в день моего рождения. Он присел рядом со мной, положил мне на плечо свою тяжёлую руку и заговорил тихо и как-то вкрадчиво (говорил он без всяких предисловий, вдруг): "Никогда не прощай обиды, сын. Не прощай, кто бы тебя не обидел, кто бы это ни был, хоть сам я". Тут он как-то приумолк, и я заметил в глазах его стоячие слёзы. "Ты можешь не отомстить обидчику, и мстить не надо, может быть и вовсе. Но... - тут он поднял палец вверх, - не забывай обиды, не забывай, сын. Никогда. Никогда, ни-когда!"
  Наступила пауза. Минута и он снова заговорил почти шёпотом: "Запомни, папка может быть не прав, может. Ты должен быть умнее отца. Ты вырастешь, поймёшь. Ты сейчас не поймёшь, ты потом, потом - поймёшь. Запомни мои слова: не забывай обиды".
  Ни я, ни он тогда и представить не могли, как это напутствие отразиться и на мне и на нём самом в будущем. Ещё так далёком и так непредставимом будущем.


Рецензии