Одномоментное. Без правок
Сама ты погрузилась в омут.
«На глубине таких сердец, —
Решила ты, — меня не тронут
Пустынь различные ветра,
Самумам в нём не будет места,
Не пересохнет никогда
Долина...» Нам с тобой известно,
Что сделан правильно расчёт...
Паденье ангелов не ново.
Источник радостно течёт;
Надеюсь, что и дальше... снова
Нам явит влагу глубина.
(Всё драгоценное — в глубинах.)
Блистая, потечёт она
Тебе на шею, грудь и... спину.
Намокнут крылья навсегда.
О небесах забыть придётся.
И потекут твои года,
Пока нить жизни не прервётся,
В глубоком. Мутная вода
Невольно будет делать легче...
«Не видно» — это иногда
Не плохо, облегчает плечи.
«Зачем меня, на небесах,
Скажи мне, сердца искуситель,
Ты не нашёл?» — вот так, в сердцах,
Вскричишь и, тут же обессилев,
Лишишься чувств... Придя в себя,
Поняв, что не подняться крыльям,
Продолжишь жить, всё то любя,
Что для любви не вышло рылом:
Пустые траты всех времён,
Сверх меры полный быта ворох,
И антипатию имён,
И тех, кто нам совсем не дорог,
И сотни книг, и тысячи слов
Пустых и архинеприличных...
Вот мутность где твоих зрачков,
Считай, — телохранитель личный.
«А ты?» — мне ты. — «А я бескрыл.
А если были — та же влага
Давно меня лишила сил,
Видать, бессилию во благо.
Осталась ты, остался я
И наша ночь... так очевидна...
Кидаем кость своим любвям
Во тьму, где ничего не видно.
Бывает, выйдет... поутру
Кричит: «Подайте, мол, пелёнок!»
Кидали кость ведь? Не пойму...
Глядим, и точно — наш ребёнок.
Откуда вышел? Для чего?
«В грехе». — Смирись, Икар. — Навечно!
Он всё поймёт, но одного...
Так чересчур бесчеловечно...
Не я искал твоих небес.
Сама ты погрузилась в омут.
Здесь много пламенных сердец.
Живут, любя, горят и тонут.
Свидетельство о публикации №118061306666
1. Основной конфликт: Небесное vs. Глубинное, иллюзия чистоты vs. реальность мути.
Конфликт заявлен в первых же строках: не герой искал «небес» возлюбленной, но она сама погрузилась в омут. Это добровольное, почти расчётливое падение («сделан правильно расчёт») становится основой нового союза. Главный конфликт — не между героем и миром, а внутри самого выбора: как жить после утраты крыльев, как принять мутную воду глубины вместо чистого источника небес.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Омут», «глубина», «мутная вода»: Центральный комплекс образов. Это антитеза небесам. Но глубина здесь — не просто падение, а сознательное убежище. В ней не страшны «пустынь различные ветра» и «самумы» (знойные смерчи). Это место, где «всё драгоценное». Однако эта глубина — мутная, непрозрачная, она скрывает, делает «не видно». Эта муть — одновременно защита («телохранитель личный») и приговор.
«Крылья», «бескрыл», «Икар»: Крылья — символ небесной природы, духовных устремлений, поэтического дара. Их намокание и утрата — необратимое погружение в стихию земного, телесного, бытового. Герой называет себя «бескрыл», признавая, что даже если крылья и были, «та же влага» (мутная вода глубины) лишила их силы. Икар здесь — не символ дерзости, а символ смирения перед неизбежным падением, которое теперь воспринимается как «грех», ставший основой новой жизни.
«Кость», «тьма», «ребёнок»: Шокирующая и глубокая метафора зачатия и рождения. Любовь в этом «омуте» уподобляется броску кости во тьму, акту слепой случайности. Результат этого броска — ребёнок, который «поутру кричит: «Подайте, мол, пелёнок!»». Его появление одновременно нелепо («Не пойму…»), греховно («В грехе») и бесчеловечно чудовищно в своей обыденности. Это дитя не небес, а самой глубины, мути, тьмы — и тем не менее, «наш ребёнок». В нём — продолжение жизни, но жизнь эта лишена прежнего смысла и света.
«Сердца искуситель»: Обращение к некоему соблазнителю, который не нашёл её на небесах. Это может быть Бог, судьба, поэтический дар. Крик «Зачем меня… ты не нашёл?» — это крик обиды на высшие силы, которые оставили её падать, не удержали в чистоте. Это ключ к мотивации героини: она пала, потому что не была вовремя замечена, спасена, признана на небесах.
«Любить всё то, что для любви не вышло рылом»: Страшная формула принятия брака. Герой обречён любить не идеал, а совокупность неудач: «пустые траты», «быта ворох», «антипатию имён», «пустые слова». Любовь здесь — не экстаз, а привычка к совместному падению, к разделённой мути.
«Пламенные сердца», которые «горят и тонут»: Финал снимает личную драму до уровня всеобщего закона. В омуте глубины «много пламенных сердец». Они не летают, а горят и тонут одновременно. Это и есть формула земного существования после утраты небес: страсть (огонь) неизбежно ведёт к погружению (утоплению) в гущу жизни, но это и есть единственно возможная форма жизни.
3. Структура и развитие: круг падения.
Стихотворение построено как кольцо: оно начинается и заканчивается констатацией добровольного погружения в омут. Внутри этого круга разворачивается вся драма:
Расчёт и надежда: Обоснование выбора глубины как надёжного убежища.
Осознание последствий: Намокание крыльев, течение лет в мутной воде.
Крик отчаяния и вопрос к небесам: «Зачем ты меня не нашёл?»
Инвентаризация брака: Перечисление всего, что приходится любить вместо идеала.
Диалог в паре: Взаимное признание в бескрылости, метафора брака как бросания кости во тьму.
Рождение ребёнка-греха: Апофеоз земного удела, одновременно чудовищный и естественный.
Возврат к началу: Констатация всеобщности этого пути — «здесь много пламенных сердец».
4. Связь с общей философией Ложкина
Это стихотворение — итоговая точка в развитии темы «падения». Если в «Солнце пошло на прибыль» был героический взлёт, а в «Веточках нейронных сцепок» — алхимия творчества, то здесь показана судьба тех, кто не взлетел, а упал — и нашёл в этом падении свою глубину.
Мутная вода — это антипод чистейшей воде из теории трансляции. Это вода, в которой информация искажена, свет рассеян, но которая, тем не менее, является средой обитания. Это реализация «свинства свинца» как постоянной, принятой среды.
Мотив «не видно» напрямую перекликается с «полосой незрячею» из «Все пропали без вести». Но если там слепота была трагедией, то здесь она «облегчает плечи» — становится формой защитного неведения, позволяющего жить.
Образ ребёнка, рождённого «в грехе» от бросания кости во тьму, — это самое горькое и честное высказывание Ложкина о природе человеческой связи: она слепа, случайна, греховна, но именно она порождает новую жизнь, которая будет вынуждена «всё понять», но одно понять не сможет — бесчеловечность собственного происхождения.
Вывод:
«Одномоментное. Без правок» — это стихотворение-исповедь о принятии падения как единственной подлинной реальности. Ложкин отказывается от всякой романтики полёта и показывает союз двух людей как совместное погружение в омут, где крылья намокают навсегда, а любовь становится привычкой к общей мути и рождению детей от слепой случайности. Это не пессимизм, а трагический гуманизм: даже в самой глубине, в мутной воде, продолжают гореть сердца. Они не светят далеко, но греют близко, даже если это тепло обрекает их на медленное утопление. Сила текста — в отсутствии правок, в raw-материале переживания, где боль, ирония, быт и метафизика сплетены в один узел, который невозможно развязать, можно только принять как данность. Это поэтика окончательного выбора в пользу земли против неба, даже если земля — это омут.
Бри Ли Ант 06.12.2025 20:19 Заявить о нарушении