Нами правят социальные сети

Социальные сети – одно из ведущих средств коммуникации между индивидуумами в третьем тысячелетии. Однако, это далеко не единственная их характеристика. Ежедневно сотни миллионов пользователей по всему миру используют социальные сети для удовлетворения целого комплекса собственных потребностей, становясь фактически зависимыми от этого инструмента.

Несмотря на свою относительную молодость, социальные сети с каждым днем затрагивают все большее количество людей и неизменно вызывают острые общественные дискуссии. Такая интернет-платформа, находясь в руках заинтересованных лиц, способна внести большой вклад в организацию жизни общества, спровоцировать кардинальное изменение его устройства. Показателен в этом плане пример «арабской весны» в Египте, Тунисе, Йемене и соседних с ними странах. Так называемые «Твиттер-революции», всколыхнувшие эти государства, находящиеся под властью авторитарных правителей, возможно, не имели бы такого резонанса, если бы не социальные сети. Последние послужили средством консолидации людей, организации выступлений против угнетающих режимов. Опираясь на бессилие закона и карательных органов по отношению к социальным сетям, порой даже не имея явного единоличного лидера, люди смогли сплотиться вокруг революционной идеи, наполненной большей эмоциональной составляющей и изменить сложившийся десятилетиями уклад жизни.

Останавливаясь же отдельно на различных сферах общества, можно также выделить и антагонистические сущности социальных сетей. Так, например, социальные сети, как инструмент политики, способны быть площадкой для выражения мнений, демонстрации взглядов, полемик на волнующие темы. Опираясь на настрой граждан, их предпочтения, власти лучше видят и понимают желания граждан, проблемы, требующие первоочередного решения. Новые технологии позволяют вовлекать в политику даже людей, не имеющих возможности непосредственного физического присутствия в её процессах. Достаточно вспомнить выборы в Координационный совет оппозиции в 2012 году или запущенный проект GOV 2.0, где представлены и обсуждаются государственные услуги, для вовлечения общества в улучшение законодательства и обеспечения доступа граждан к действующим и проектирующимся законам в режиме онлайн. Помимо этого социальные сети являются инструментом и для политической агитации, организации непосредственных политических прав граждан, таких как митинги, демонстрации и различные акции. Примером могут служить «Революция социальных сетей» в Белоруссии и организация митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова.

Вместе с тем те же митинги и акции протеста таят в себе угрозу для целостности и безопасности общественной жизни. Потенциально возможный эффект домино может активизировать недовольство всё больших масс людей, что уже опасно не только для власти, но и для общества в целом. К тому же социальные сети являются большим подспорьем лобби, способным в считанные сроки создавать имитации реальной ситуации. Во всем этом проявляется отрицательное влияние социальных сетей на политическую сферу.

Естественно социальные сети оказывают влияние и на экономическую сферу общества. Их можно сравнить с глобальной доской объявлений и товарной биржой в одном лице. Во-первых, принципиально новые методы реализации продукции позволяют сократить цепочку производитель-потребитель, устраняя из игры дистрибьюторов. Во-вторых, они служат базой для консолидации групп людей с целью массовых закупок товаров. Все это ведет к выгоде обоих сторон, так как, наряду со снижением цен увеличивается и товарооборот. Помимо этого миллионы пользователей социальных сетей делятся своими мнениями и впечатлениями о товарах, выражают свои интересы и предпочтения. Тем самым стимулируется научно-технический прогресс, улучшается качество выпускаемой продукции, повышается конкурентоспособность производителей.

С другой стороны социальные сети несут определенный негатив для экономической сферы. Используя силу слова и поддержку масс один отдельно взятый член сетевого сообщества способен подпортить репутацию даже влиятельной компании, возможно и не имея на то достаточных оснований. Также использование социальных сетей сотрудниками самих компаний сокращает эффективность её работы, уменьшает конкурентоспособность, а потому и прибыль. К тому же через социальные сети происходит утечка информации фирмы, что также ведет к отрицательным воздействиям на её функционирование.

Безусловно, социальные сети оказывают влияние и на социальную сферу общества. Ведь наличие взаимосвязи демонстрируется уже в самом названии термина. Так, помимо сугубо личной формы поддержания контактов, социальные сети являются местом обсуждения общественных вопросов и проблем. Они служат своего рода индикатором общественного мнения. Помимо этого, опираясь на возможности современных технологий, используя средства массовой рассылки, социальные сети позволяют оперативно, в считанные минуты получать информацию о предстоящих или уже минувших событиях, происшествиях, мероприятиях. Порой, благодаря социальным сетям спасаются даже человеческие жизни. Достаточно вспомнить благотворительные акции по сбору средств для детей, больных онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, или последствия наводнения в Крымске в 2012 году, когда простые люди, движимые добротой, чувством долга и состраданием, организовывали пункты приема предметов первой необходимости с целью последующей передачи их в помощь пострадавшим.

Однако не стоит забывать и об отрицательных воздействиях социальных сетей на социальную сферу. Ведь та же информация, стремительно распространяющаяся пользователями, практически никем не проверяется, а потому может быть заведомо ложной. Это способно ввести в заблуждение многих людей, дестабилизировать общественную обстановку. Этим же последствием «отличается» и использование людьми применительно к себе различных псевдонимов, чужих имен или так называемых ников, то есть интернет-имен. К тому же персональные данные, находящиеся порой в свободном доступе в социальных сетях, могут быть использованы без проблем кем угодно, что небезопасно не только для репутации человека, но и его прав, и даже жизни. Но, пожалуй, наиболее остро стоит вопрос времени, проводимого пользователями в социальных сетях. Многие люди сами понимают, что порой бесполезно тратят время, проводя часы в паутине этого сервиса, но не в состоянии справиться с гипнотическим свойством социальных сетей.

Наконец, социальные сети оказывают влияние и на духовную сферу общества. Некоторые их разновидности даже созданы именно для непосредственного удовлетворения потребности в самовыражении, являющейся, согласно классификации Маслоу, высшей потребностью личности. В социальных сетях образовалась новая культура, где каждый может почувствовать себя творцом, самовыразиться, поделиться трудами своего труда по всему миру. В сетях организуются сообщества со схожими интересами, поэтому любой может найти себе собеседников по душе.

Однако и здесь не обошлось без определенного негатива. Эта новая культура, возникшая в социальных сетях, естественно подвержена массовой культуре, но в то же время близка к контркультуре. В сетях уже образовался самостоятельный язык падонкафф, нарушающий все нормы русского языка. Изменение общественной нравственности, смещение вектора морали, переосмысление ценностей. Всё это не может не сказаться на самосознании людей, их поведении и будущем духовном воспитании. К тому же пугает и факт многочисленных исследований, подтверждающий, что люди все больше предпочитают чувственному взаимодействию взаимодействие в сети, тем самым вымирая духовно.

Таким образом, социальные сети оказывают влияние на все сферы общества, причем в большинстве своём это влияние комплексно. Они  обладают колоссальным потенциалом для развития социальной структуры, её совершенствования и динамичности. Вместе с тем, их использование таит в себе также и отрицательные последствия, что требует ещё более детального изучения, исследования и дальнейшего мониторинга. Вопрос развития социальных сетей – один из важнейших элементов повестки третьего тысячелетия.


Рецензии