Театр времен года

          1.

На небе и под небом полутьма -
Осенняя сюита отзвучала,
И скрипки приготовились к началу
Концерта под названием "Зима".

И вот нетерпеливый дирижер
Взмахнул - вступили дружно духовые,
Всей силой выдувая снеговые
Валы на холодеющий простор.
И пальцами в перчатках ледяных
По клавишам забегали метели.
И скрипки зачарованно запели
О нас, озябших сердцем, но живых.
Прислушиваться не хотели, нет,
К увещевавшей их, дрожащей флейте,
Рыдали и просили: "Пожалейте!"
И, отгоняя бесноватый снег,
Вздымали худосочные смычки,
Не покорялись смертоносной гамме!..
Пока не засияли над снегами
Весенних звезд бессонные зрачки,
Пока не пробудился клавесин
Мелодией робеющей капели,
Все пели скрипки, плакали и пели,
Нас защищая из последних сил.

И лишь когда послышались вдали
Ручейные пассажи ксилофона,
Вздохнули скрипки грустно, просветленно:
"Мы их спасли... Наверное, спасли!..."
                2008 г.         


               2.   

Сегодня ночью шел чудесный дождь:
Звучал концерт в просторе заоконном -
Воздушных скрипок чувственная дрожь
И водостока вздохи под балконом.

Я засыпала. Сон летел туда,
Где молоточки били по карнизу,
Где, собираясь с силами, вода
Исподтишка подтачивала снизу

Тяжелый снег, настеленный давно,
И, отражая свет его жемчужный,
Белело смутно в сумраке окно,
Не заглушая музыки наружной.

Я просыпалась: комната полна
Была свирельным посвистом мелодий.
За обнаженной плоскостью окна
Вершилось что-то важное в природе.

Аплодисменты голубиных крыл
Сопровождали праздничные звоны.
И вот - рассвет, он занавес открыл
И музыкантов вывел на поклоны.

Но где же белый погребальный цвет -
Еще вчера основа декораций?
Его изрытый оспинами след
Подальше в тень торопится убраться.

Все окна - настежь! И скорее в сад -
Счищать с земли ошметки мертвечины
И вспоминать: который год  подряд
Весною сны не снятся без причины.
                2018 г.

           3.

Последний соловей клокочет над округой:
Подругу ли зовет, прощается с подругой,
Дробя речитативом полумрак.
Уж май отгомонил и в гнездах прибавленье,
А он поёт, поёт в нелепом исступленьи,
Не может успокоиться, чудак!

Да ведает ли он, солист лесных подмостков,
Что минула пора любовных отголосков –
Взаимностью уже не наградят,
Что будет одинок до будущего мая…
И соловей замолк, как будто понимая
Всю тщетность запоздалых серенад.

Но, может, все не так и песня оборвалась
Как верный знак того, что счастье отыскалось
И можно строить долгожданный дом?
Запуталась в листве восторженная лира,
И будничный фальцет весеннего кумира
Порхает спозаранку над гнездом.

Ах, если бы не знать, что в мире все похоже
И поздняя любовь в гнездо стремится тоже -
Налаживать отсроченный уют.
Что позднею весной сладчайше пахнет тленом
Опавших лепестков ржавеющая пена…
Но люди соловьями не поют.
                2008 г.


           4.

Ну вот и оно – долгожданное лето!
Гремят, как литавры, веселые грозы.
Готовясь начать представленье балета,
Намокшие крылышки сушат стрекозы.

Дрожат на ветвях дождевые подвески
И радостно солнечный свет преломляют.
Гардины на окнах, промытых до блеска,
До срока от зрителей сцену скрывают.

Но вот раздвигается тюль невесомый,
Звучит увертюра шмелиного гуда,
И звон колокольчиков, ветром несомый,
Тебе возвещает: рождается чудо!

О, этот нырок в невозвратное детство!
Там в сказках правдивых добро неизменно,
Там принцы всегда побеждают злодейство
И юных красавиц спасают от плена,

И все завершается свадебным пиром…
Стрекозы, расправив прозрачные платья,
В классических па проплывают над миром:
Ты слышишь – Чайковский! Ты слышишь – Вивальди!

Кузнечик взлетает – батман за батманом,
И лебедь парит над таинственной чащей.
И ты, опьяняясь цветочным дурманом,
Себя ощущаешь царевною спящей.

Ну что ты, очнись! Нет ни сказок, ни принцев,
Погожее летнее утро – всего-то!
Но этим спектаклем успей насладиться,
Пока не затихнет последняя нота.
               
                2018 г.
             5.

Одна в гримерке – дива, этуаль:
Закатный свет на шелке пеньюара,
В глазах усталость, на губах печаль,
Искусный грим подобием загара
Скрывает бледность старческой щеки,
В прозрачных пальцах – четки из рябины.
Воспоминанья, смутны и легки,
Несут ее на крыльях журавлиных   
В тот первый месяц, первый бенефис:
Из поредевшей зелени кулис
Проглядывало золото изнанки.
Она была чертовски хороша,
Когда, цветистой юбкою шурша,
Являлась в роли огненной вакханки.
Она взахлеб играла все подряд –
От мелодрам слезливых до комедий,
Но с каждым днем тускнел лазурный взгляд,
В густых кудрях все меньше было меди.
Она старела, чувствовала: ей
В затылок дышит ветреная смена,
И уходила тихо, без страстей –
Для дебютантки требовалась сцена.
Как ни рядись, капризный режиссер
Не даст старухе даже эпизода.
Талант, успех – все это сущий вздор,
Когда театром ведает природа!
...Подмостки чистым снегом замело,
И, значит, время Осени прошло…
                2018 г.

             6.   

Старинная московская зима,
На выселки из центра переехав,
Сегодня распахнула закрома
С одеждами из царственного меха.

Затеян в снежном парке маскарад:
Деревья облачились в горностаи.
Садятся тяжело и невпопад
Вороньи потревоженные стаи
На пудреные головы дубов,
Сбивая парики из пышной ваты,
И каркают: «мы разве виноваты?
То ветер – налетел и был таков!»

Под масками, куда ни посмотри,
Знакомые увидишь персонажи:
Стоят на карауле фонари –
На шляпах страусиные плюмажи;

Застыли Коломбины и Пьеро
В изящно обозначенных поклонах -
Соседствуют сурьма и серебро
На вытканных из снега балахонах.

На черно-белых клавишах стволы
Наигрывают такты менуэта,
И в легком колыханье белой мглы
Рождается иллюзия балета.

И ветер, восклицая «ох» да «ах»,
Не может целый день натанцеваться,
Покуда режиссер на облаках
Готовит перемену декораций.
                2018г.


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.