Посидим на дорожку

Трепетно держимся с дочкой любимой за пальчики.
Миг - и разлука! Уходит во взрослую жизнь.
Не забирайте у мам милых девочек, мальчики!
Доченька, будет по-разному, только держись!

Знаешь уже всё, что я не узнала заранее,
Мама соломки никак не подстелет тебе.
Доченька, что ж так торопишься пташкою раннею
Из дому выпорхнуть? Дальше - навстречу судьбе!

Не удержать, под удар за дитя не подставиться!
Будет своим дочь теперь жить умом и трудом.
Верю, конечно, с любыми проблемами справится.
Но как смириться мне с тем, что пустым станет дом?!


Рецензии
"Не забирайте у мам милых девочек, мальчики!"
Какой наивно-трогательно-беспомощный призыв к мальчикам в третьей строке, говорящий о том, что Вы знаете особенность мальчиков, которые часто делают всё наоборот, чем от них требуют.

А пустому дому легче наполняться радостями от неожиданных и долгожданных встреч, чем дому, в котором постоянно «полна-полна коробочка». И чем реже встречи, тем насыщеннее радость наполнения.

Стихотворение понравилось и даже впечатлило!

Ниночка, несколько слов по стихосложению.
В строке:
"Знаешь уже, чего я не узнала заранее,"
я никак не могу избавиться от смещённого ударения в слове "чего":
"ЗнАешь ужЕ, чЕго Я не узнАла зарАнее,"
А ещё: после «уже» напрашивается пауза, а между «чего» и «я» пауза не напрашивается, и поэтому на слух возникает странно звучащее несуществующее слово «чевоя'»

А вот произнести с правильным ударение, как-то сложновато:
"ЗнАешь ужЕ, чегО Я не узнАла зарАнее,"
Надо помнить о том, что между стоящими рядом ударными слогами всегда напрашивается явная пауза, и поэтому надо слушать, насколько пауза уместна в данной фразе, в данном месте.

Это явление описано в статьях, на которые я как-то давал Вам ссылки.
Коротко, своими словами, так:
Если в трёхсложном стихе под два (идущих подряд) ритмически слабых места встаёт отдельное слово, то при произношении ударение в этом слове тяготеет к первому его слогу. И если естественное ударение в этом слове тоже стоит на первом слоге, то мы имеем вполне удачную ситуацию. А если естественное ударение должно быть на втором слоге, то происходит его смещение в позицию первого слога — что есть нехорошо.
Особенно сказанное выше относится к двум первым слабым местам в строке, например, в анапесте.

Я в последнее время в своих стихах слежу за этим, и всячески старюсь избегать смещений.

Нина, Объяснялкин предлагает такой вариант:
"Знаешь уже – то, чего я не знала – заранее,"

Здесь ударения ложатся так:
ЗнАешь ужЕ – то, чегО я не знАла – зарАнее,
На мой взгляд звучит хорошо.
И выделение пояснительной фразы с помощью тире, тоже вполне уместно.

Как пример, Ваши же строчки:
"Не забирайте у мам милых девочек, мальчики!"
"Но как смириться мне с тем, что пустым станет дом?!"
Здесь слово «милых» и слово «станет» тоже попадают на два слабых места. Но ударение в словах падает на первый слог, и поэтому нет ощущения неправильного ударения.

Сальников Сергей Ссм52   05.05.2020 22:10     Заявить о нарушении
Не чувствую диссонанса. Но поверю Вам на слово, Серёженька, и исправлю...

Нина Можная   05.05.2020 23:53   Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!

Нина Можная   05.05.2020 23:53   Заявить о нарушении
Ниночка, мне, конечно, более хотелось бы, чтобы Вы не просто поверили, но и сами почувствовали.
Согласен, в данном случае местоимение «чего» можно произнести равномерно без ударения, так что не возникает эффекта смещённого ударения; но это возможно, похоже, потому что предыдущее сильное место было не слишком сильным: оно совпало с наречием «уже». Но именно в этом произношении рождается [чевоя' не узна'ла].

Обычно люди не слышат смещённого ударения, когда двусложным словом, стоящим в позиции двух слабых мест, является служебное слово или местоимение.
То есть, когда вместо
[моИ - твоИ - егО - когО - чегО - когдА и т.п.]
звучат смещённые конструкции
[мОи - твОи - Его - кОго - чЕго - кОгда],
то многие не воспринимают такую подмену за ошибку, и она занимает своё "достойное" место.

Но если таким словом оказывается значащее слово, то смещённое ударение начинает резать слух более настойчиво. Такая ошибка будет очень грубой.

Ниночка, представьте, вот такие слова в ваших строчках, упомянутых мной в предыдущем ответе:
"Не забирайте у мам ручных девочек, мальчики!"
"Но как смириться мне с тем, что пустым грустит дом?!"

Если соблюдать ритмику строк, не допуская явно ритмического сбоя, то мы вынуждены произнести:
[у мАм рУчных дЕвочек]
[пустЫм грУстит дОм].
Но поскольку слова-то значимые, поэтому произнести их надо с правильным ударением, то есть с ритмическим сбоем.
А произнося в первой фразе с правильным ударением, мы должны сделать паузу после «ручных», и таким образом оторвать его от «девочек»; в результате это «ручных» начнёт тяготеть к мамам — и слушатель поймёт, что речь идёт о ручных мамах! А чтобы этого избежать, надо увеличить паузу после мам! Таким образом, ритмика дактиля будет трещать по швам. Если автор на это закрывает глаза, то это одна беда; другая беда, когда он этого не видит.

Какое из следующих предложений звучит наиболее коряво? Попробуйте напевать на какую-нибудь простенькую мелодию, ну, например, на мелодию песни "Бьётся в тесной печурке огонь":
Водопад наполнял горы шумом.
Водопад наполнял своим шумом.
Водопад наполнял дворы шумом.

Кстати, это очень хороший приём: НАПЕВАТЬ СОЧИНЁННЫЙ ТЕКСТ И СЛУШАТЬ, все ли слова произносятся с правильным ударением.
Я попробовал напеть Ваше стихотворение, и в процессе пения чётко «всплыло» смещённое ударение в пятой строке (в её первоначальном написании).

* * * * *
Я слышу это и в песнях. Например, поэт сочинил, а композитор добавил музыку, и в результате певец вынужден простые русские слова "твои руки" петь как [твАи рУки]. А из песни, так сказать, мелодию не выкинешь: чтобы не нарушать мелодию певец вынужден петь именно так. Лично мне это режет слух.

А ведь всё начинается с поэта, хотя композитор мог это подправить, сочинив немного другую мелодию в этом месте.
Но представьте, что в песне два куплета. В одном из них поэт допустил смещённое ударение, а в другом куплете (в аналогичном месте) с ударением всё в порядке. Тогда, сочинив мелодию для правильного ударения в одном куплете, получим неправильное ударение в другом куплете. У думающего композитора два выхода: либо ругаться с поэтом; либо самому сочинить слова для своей чудесной мелодии.

Сальников Сергей Ссм52   06.05.2020 03:00   Заявить о нарушении
В Вас, Серёженька, живёт замечательный учитель. Очень чётко и аргументированно объяснили мне новый материал. Постараюсь запомнить и учитывать его в дальнейшем! Спасибо!

Нина Можная   06.05.2020 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.