Урок 10 Пас

Нина Евгеньевна

Несусветная грамота: Часть 10 Пасхальные обычаи русского народа
   
   Вот и закончились светлые пасхальные дни 2018 года с замечательным обычаем-приветствием любого, даже совсем незнакомого человека, с пожеланиями ему добра и мира, здоровья и радости. Удивительно, но почти никто не задумывается над тем, как появилось в обществе такое распространённое слово "ПАС-ХА". Обычно  оно целиком и полностью связывается только  с событиями из жизни и казни Исуса  Христа. Учение было заимствовано на юго-западе  и долго называлось греко-византийским, хотя попало оно в  Византию и Грецию также извне, из Рима и из ИеРУСалима.
   
   Задумаемся: корень в этом широко распространённом слове, безусловно, "пас". Спросите любого школьника, что это за корень, какой в него вкладывается смысл, и он ответит вам: "Ну, это..., когда на футбольном поле один игрок  передаёт мяч другому!"  И будет совершенно прав. Так с чем же связан этот "пас", что передавал другому наш древний предок, какой-такой "мяч"? Попробуем разобраться: слов с этим древним корнем великое множество. Тут и пастух  с  пастушкой  и  пасторалью, подпасок, пастушок, пастушонок, свинопас и даже пасечник. Над ними, конечно, возвышается католический  пастор и все православные пастыри, увеличивается паства, но эти понятия возникли гораздо позже с исторической точки зрения.

   А вот появление хозяйства у людей и домашнего скота диктовало разделение труда и обязанностей. Хозяева на определённом этапе развития передавали в торжественной обстановке свой скот специально выделенному общиной человеку со строгим наказом: "Сохранить скот здоровым и вернуть хозяевам в определённые сроки". Именно так зародился в дохристианской деревне праздничный обычай выгона скота из зимнего стойла и передача его обученному человеку, говоря нынешними словами "профессионалу". Скот готовили к этой встрече: мыли, чистили, вычёсывали, наряжали всей семьёй. Коровьи рога украшали венками, лошадям заплетали гривы и хвосты, на шеи подвешивали  колокольчики, бубенцы и бубенчики, чтобы легко было отыскать в кустах отбившуюся скотину.

    Пастуха встречали на ранней зорьке всей семьёй с поклонами и пением, вручали  вышитое полотенце, расшитую сумку с продуктами: пирогами, лепёшками, вкрутую сваренными яйцами.  Его старались задобрить и брали с него слово, что он сбережёт скот,а также обеспечит здоровый приплод. На первую травку, на проклюнувшиеся на кустиках почки, на родниковую воду, на солнечную долину гнали отощавший застоявшийся за долгую  зиму скот.

   С появившейся специализацией труда появились слова: пасть (хищника), пасть (падёж скота), опасность, опасение, спасение, глагол спасать, профессия спасателей,  праздники трёх Спасов. Пасти скот было нелегко: волчьи стаи, грозные хищники в лесах и на горах,заболоченные места. Об этом нам рассказывают глагол "напАсть"  и понятие "нАпасть". Наверное там, среди неожиданных оПАСностей, появился и глагол "спасовАть", родственный пониманию "испугаться трудностей", несущий в себе  общественное осуждение. Появились  существительное "прОпасть"  и глагол "пропАсть". К ним добавились крики "СпасИте!" и форма благодарности в виде "Спасибо!"

   Коров пригоняли доить на вечерней зорьке, расспрашивали обо всём пастуха и по очереди ежедневно из дома в дом приглашали отужинать "чем бог послал". Заранее готовили пищу повкуснее, топили баньку, припасали чистое бельё, веники. Профессия пастуха была уважаемой в обществе, почётной. В свою очередь, и пастухи в свободные минуты плели лапти и домашнюю утварь, вырезали детям дудочки и свистки. Говорят, что лаптей пастуху хватало дня на два-три в погоне за непослушной животиной, так что понадобились помощники - подпаски и пастушьи собаки.

   Любой русский  праздник славился широким застольем и специальными блюдами: калачами, куличами, курниками, рыбниками, блинами, лепёшками, творожной пастой. Для этого в течение длинного Великого поста хозяйки делали заПАСы и приПАСы. В большом глиняном блюде выращивалась травка, а на неё  выкладывали разноцветные яйца. Их красили в кипящем настое заранее припасённых  природных красителей. Красили в луковой шелухе, в берёзовых и крапивных листьях, в свекольном и морковных соках, в дубовой коре. Яйца приобретали не только индивидуальную  ПАСтельную раскраску, но отличались и вкусом, и ароматом. Но больше всего детям и взрослым нравилась игра по обычаям Красной Горки, когда собиралась большая гурьба и каждый ставил на кон своё индивидуально покрашенное яйцо, а противник своим яйцом-битой старался так прокатить по доске, чтобы попасть, разбить и присвоить себе выигранное яичко. И всё это происходило при весёлом скоплении народа и постоянных  подзуживаниях со стороны  наблюдателей.

   Отметим, что в отличии от еврейской и православной пасхи есть ещё и более древняя славянская пасха, которую называют Антипасхой, то есть пасхой антов и Красной Горкой. Празднуется она через неделю после церковно-православной пасхи, а на второй день после неё наступает ещё и Радуница - День поминания всех умерших родственников. Так встречали весну в нашем Древнем русском мире.      


Рецензии
Спасибо Виктор за объяснение!
Вы очень богаты знаниями!
Мое уважение Вам!
С нежностью! Нина.

Нина Долгань   10.07.2020 11:38     Заявить о нарушении