Григорий Аросев. Экспертный обзор. Май-2018

УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА «По тридцать»
http://www.stihi.ru/2013/11/07/1128 номинатор Термитник поэзии

Она записалась в зал
и качает пресc,
подход при мысли о нем –
по тридцать.
У нее появился азарт
и живой интерес:
когда на животе проявятся кубики.
И вообще она могла бы стать автором постоянной рубрики
"Как лечить расставания вискарем
и не спиться" –
раз! –
и даже вести мастер-класс, –
два! /по тридцать/
Она научилась молиться–
шепчет: "Пожалуйста, пусть у него случилась любовь,
а не больница!" –
три! /по тридцать/

А еще она, пожалуй, боится,
что он вернется – все повторится, –
четыре!
пять! –
дыхание перехватывает, сводит поясницу,
и опять, –
шесть!..

"Господи, если Ты есть,
дай нам силы все это вынести!", –
и она увеличивает нагрузку до пятидесяти.

Очень хороший ритм у стихотворения. Естественно, подкупает нестандартное место действия, но больше всего привлекает внутренняя драматургия – то есть увеличение нагрузки.


НАТАША ДЕНИСОВА «командор»
http://www.stihi.ru/2018/01/29/12841 отборочный тур для резидентов

*
я жена лота, у которой нет имени,
и ни у кого здесь нет сил,
чтобы произнести меня.

уж который год
снег засыпает гоморру.
голоса вельвет
станет ломким скоро,
выцветут глаза
в беленький фарфор.

я расскажу, как мне
в дикой тишине
снился наш командор.

*
вот мне десять лет,
платьице на вырост.
и ничто во мне
никого не выдаст.

запах спелых трав
у брошенных дк,
человек,
который оказался неправ,
устал и уходит.
пока!

*
я здесь словно тень
всех теней до меня.
там, за тонкой вязью рябин,
гремит вторая чечня.

там, за тонкой вязью рябин,
у моих старших сестер,
похожих на балерин,
отнимают все.

их девичий смех,
взлетавший так высоко,
превратится в дым,
в пшеничное молоко.

ленты в волосах, что лебяжий пух,
унесет за море белая птица рух.

*
в хоре мы поем
старые советские песни,
прячем в алых флагах
украденную черешню.

в старенький наш двор,
и во все дворы,
неслышно приходит
сам командор:
пора.


*
стелются дожди
по бетонным плитам.
все во мне молчит.
я себя не выдам.

буду как они робко слушать бога.
а когда он по-настоящему позвонит –
спрячусь в рынка вьюгу.

среди шелухи солнечного лука
никому и никогда я не протяну руку.

*
– господи, аве, элохим,
в нашей стране когда мы звоним –
мы все говорим "алё!", слышишь?
"алё"!

мы не шумим как высокий зеленый клён,
мы не поем как река псекупс.
я всего этого боюсь, так боюсь.
почему ты не говоришь "алё"?

*
пусть наш командор никогда не умрет,
долгие ему лета.
пусть и дальше мне снится сон,
как он мастерит из "лего"
ночь,
что темна перед рассветом.

Очень хорошее стихотворение, совершенно очевидно, что автор знает, о чём пишет. Очень не нравится игнорирование прописных букв в словах «Господи», «Элохим» и проч., с учётом, что речь идёт о библейских персонажах.


ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Тупик Ландау»
http://www.stihi.ru/2018/02/03/9190 отборочный тур для резидентов

I
Хаотичная пляска пылинок в солнечном свете.
Если прикрыть глаза, полыхнёт оранжевым,
если зажмурить — чёрным.
— Урок ответит
Ландау... Ландау! Почему вы спите? Разве же
время спать и во сне улыбаться?
— Что? Простите!
Я видел, нет, я открыл молекулы счастья!
Каждый сможет использовать это открытие
на всеобщее благо и для себя отчасти.
 
II
...Срочная новость в эфире! Отныне и далее
каждый — слышите, каждый! — живёт под флагом
безграничного счастья! Такого нигде не видали вы —
и вряд ли увидите. Граждане, дать присягу
и получить ландаут в бессрочное пользование
необходимо в кратчайшие сроки по адресу —
тупик Ландау, дом пять. И помните — созданы мы...
 
Помехи — скрежет — лязг — связь обрывается.
 
III
Проходная. Отсюда и далее — лязг и скрежет.
Если прикрыть глаза...
— Гражданин, вы слышите?!
— Что? Простите?
— Предъявите ландаут. Вы реже,
чем это предписано, улыбаетесь. Наш комитет
уполномочен проверить вас на новейшем ландауметре.
Руку, пожалуйста... Видите? Стрелка на чёрном,
а должна быть в оранжевом секторе. Минимум три,
а по слухам — пять нарушений. Пройдёмте.
Покорно
идёт.
Разряд — скачок напряжения — кончено.
 
Дежурный в оранжевом ставит в журнале прочерк.
 
IV
...Срочная новость! Организация оранжевых наций
признала электролечение чёрного настроения
методом устарелым и в какой-то мере опасным —
десять процентов летальных исходов. Не менее
зафиксировано выздоровлений под грифом "отчасти":
атрофируется важная функция — "всеобщее благо",
и человек погружается в личное счастье,
то есть становится инвалидом. Однако
разработано и внедрено в производство средство
широкого спектра действия — квазиландаум.
Отпускается без рецепта. Для соответствия
мировому стандарту достаточно миллиграмма!
 
Получить три упаковки в руки можно по адресу:
тупик Ландау, дом пять.
 
...Связь обрывается.
 
V
…Пыль. Всюду пыль в беспощадном солнечном свете.
Забивается в поры лица, сушит рот и ноздри.
Столько вопросов! Да кто же на них ответит?
Если зажмурить глаза, то окажешься возле
мальчика — пальцы испачканы мелом — время
спать и во сне улыбаться — всеобщее благо
полыхает оранжевым.
Дора снимает гребень,
бросает кольцо на стол, открывает окно — не плакать!..
 
— Дора! — шёпот ли, ветер ли треплет шторы.
— Дора! — таблетка, другая, летит упаковка
на пол, следом вторая и третья. — Дора! —
чёрное на оранжевом — божья коровка
расправляет дрожащие крылышки и исчезает.
Дора за ней, Доре легко и приятно
смотреть широко распахнутыми глазами —
впервые! — вот оно, счастье! — пути обратно
нет. Рвёт с фасада табличку с адресом —
 
не поддаётся "тупик",
"Ландау, дом пять" — рассыпается.
 
VI
Ходят робкие слухи, что ежегодно в начале апреля
на Новодевичьем кладбище, в секторе пятом,
летают молекулы безграничного счастья — цели
не достигают, распадаются на нейтральные атомы.

Модная тема (Ландау), но представленная очень умело, как с точки зрения техники, так и по словарному запасу. Нравится и подчёркнуто позитивный, но при этом не слащавый финал.


ИГОРЬ ТУРУНТАЙ «Когда опускается зимняя мгла...» 
http://stihi.ru/2018/03/21/8684 отборочный тур для резидентов

Когда опускается зимняя мгла,
весь мир обитает на крышке стола,
и в сумерках снежного рая
чуть слышно гитара играет.

Ты весь превращаешься в снежный мотив,
у мира и рима в тяжелой горстИ
ты – грошик надежды незримый
на паперти мира и рима.

Глотай же
                свой сладкий минутный уют,
покуда метели о вечном  поют,
царапают мерзлую землю
и в шахтах калибры  колеблют.

Чирикай
                мечтательный, чувственный бред,
внезапной симпатией к жизни согрет,
читаючи Четьи-Минеи,
и с возрастом – каменея.

Но
      не растворяется камень в словах…
Несет черепаха его на слонах,
а сверху – свой камушек хлипкий
упрямая тащит улитка.

Ползи же, улитка, по склону горы,
неси свою раковину до поры,
рисуя эмодзи на Фудзи
назло несговорчивой музе.

Хорошее стихотворение, я его поместил в шорт-лист с удовольствием, но от аллюзий на песни «Аквариума» надо уходить навсегда.


МАРИАННА БОРОВКОВА «Кое-что о горихвостках и не только»
http://www.stihi.ru/2017/06/09/1828  отборочный тур для резидентов

с горихвосткой бывает не просто сладить,
словно слух твой испытывая на прочность,
рассыпается голос в небесной глади–
до тебя с высоты
докричаться хочет–

залилась, заплакала, засвистала,
высоко взяла, синеву тревожа!
отражается солнце в земных кристаллах,
и стоишь,
и глаз отвести не можешь,

улыбаешься, ловишь волну руками,
от её движения дышишь легче,
по сосновым стволам тишина стекает,
янтарём в коре застывает
вечность,

позвонками срослись, выгибают спины
деревца молодые–
лесные братья,
изумлённые лица от ветра стынут,
благодатного света надолго хватит:

оживают жуки, светляки, веснянки,
муравьи, кузнечики, богомолы–
на Господней ладони воскреснет всякий,
лишь бы сердца скорлупка
не раскололась...

Очень хорошие образы и в целом поэтическое мышление у автора. Достойный продолжатель мандельштамовского «Мой щегол...»


СВЕТЛАНА ХОЛОДОВА (ЧУЛОЧНИКОВА) «Море, рыбак, рыба»
http://www.stihi.ru/2012/04/23/4415 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

  На краю ойкумены (надежнее нет отшиба)
  одинокий рыбак повторял – как прибою вторил:
  дай мне, Господи, счастье – поймать бы такую рыбу,
  чтобы с ней для меня никогда не кончалось море.

  А в солёных пустотах, у самого дна морского,
  одинокая рыба, надеясь, что Богу в уши,
  повторяла, что встретить бы ей рыбака такого,
  для кого бы она научилась дышать на суше.

  Уходил он на промысел, сетью ловил свободу,
  возвращался, и лодка была тяжела уловом.
  Набегали на берег волны, на сердце – годы,
  и оно наполнялось потерями, болью, словом.

  На краю ойкумены всё так же кричали чайки,
  а зимою давило небо – свинцовой глыбой,
  и всё так же речитатив его был отчаян:
  мне бы Рыбу, Господи, мне бы Большую Рыбу.

  А она  зависала  над  бездной и донной  мутью,
  кубометры тоски проплывала под мёртвой зыбью,
  чешуёй ощущая и всей серебристой сутью,
  что когда-то придёт запоздалое счастье рыбье.

  И однажды Неведомый над ойкуменской синью
  разглядел – хоть случайно и хоть мимолётно – сверху,
  что чем дальше, тем ноша рыбацкая непосильней
  и c трудом измеряется по человечьим меркам.

  И тогда, повторяя беззвучно своё «спасибо»,
  наверху различая неведомое свеченье,
  серебристой душою момент уловила рыба
  и всплыла из глубин, как луна над землёй вечерней.

  Что же дальше – найдётся ли в притче хоть капля толка
  или всё опровергнут бывалые, правдознатцы?
  …Удержать её, Господи… не сорвалась бы только…
  …Удержаться бы, Господи… только бы удержаться…

Автор достоин быть в коротком списке, но это скорее аванс (впрочем, возможно, в других стихах всё по-другому). Техника почти идеальна (хотя работать есть над чем – к примеру, над ритмом, он может быть рваным, но здесь он иногда не рваный, а спотыкающийся), но я бы предложил уходить от такого прямоговорения. Мысли можно высказывать не настолько прямо.


Рецензии
Григорий, спасибо.

Интересно вот. Разные читатели/критики видят каждый что-то свое, точнее находят разные, совершенно полярные источники этому тексту.
Меня уже упрекали заимствованием ахматовских мотивов, теперь вот появился БГ.
Да ни сном ни духом (! хотел воскликнуть я, но поостерегся).
Приятно иногда находиться где-то с кем-то на знакомой волне. :-)

Игорь Турунтай   14.06.2018 12:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.