Подлинное спасение мира

Тому обязано название такое,
Кто от семейственности тяжко пострадал -
Когда б в семье все были счастливы взаимно,
То груз ошибок непременно умалился.
Своим имением считаем неразумно
Чужую собственность – вот то, что правит миром;
И прежде прочих то к супругам применимо,
Затем к родителям и детям, и возможно
Мы ждём от близких исключения из правил
Во всех подробностях совместного житья,
Что порождает раздражительность и злобу
За то, что более к чужим мы благосклонны –
Их уважаем и боимся оскорбить
Нелепой просьбой, если к людям мы любезны
И видим в них благоприятное соседство,
Тогда как дома всё сполна напоминает
Об обязательствах, которым нет конца.
Вот здесь мы к сути подошли весьма опасно –
Свой человек есть тот, кто требует по праву
И это то, что изменять никак не нужно;
Однако ты своё представь чужим скорее
И вмиг утратишь раздражительность, сварливость;
Представь, что видишь ты лицо сие впервые
И нет причин, чтоб обвинять его огульно;
Се – человек, способный к множеству ошибок,
Чем от тебя он так уж сильно отличился?
Кто без греха, чтобы судить ошибки тела?
Религиозности прилично сторониться,
Чтоб обрести того, кто в платье атеиста
Был облачён по произволу власть имущих –
Простите их, они ведь тоже человеки
И обучения начало лишь познали,
Чтобы однажды просвещать с высот духовных.
Вот человек чужой, зачем же с ним ругаться,
Какую цель мы ждём от ругани и брани?
Страшись и бойся незнакомого коллегу –
Живёт он также, как и ты на свете этом,
Чтоб обучаться всяким жизненным наукам
И нет воистину причин для состязанья.
Когда бы правило мы это уяснили,
То в мире царствовал бы страх из уваженья.


Рецензии