Помню

Зима, в комнате тепло, горит подсолнечная шелуха, благо ее навалом, в деревне своя маслобойня. Я лежу в кровати, температура, наглотался сосулек с клена, весна скоро, а сосульки с клена такие сладкие. В комнате гости, вернее не гости, а соседки, они всегда приходят в гости, с полным карманом жареных семечек, к тем, у кого топится печка, и весело время проведут, и сэкономят такие драгоценные дрова и уголь. Не все имели доступ к шелухе на маслобойне. Ручейком льются пересуды соседок, сегодня обсуждают ту хозяйку, которой нет в компании, а завтра будут с ней обсуждать хозяйку, с которой вчера провели вечерние часы.
Я все думал, что в рассказах матери идет разговор о моем дяде, но вот пару дней задумался, и понял, речь шла о материных дядьках. Время революций и смуты, где в каждой деревне свой атаман, и чем больше и крупней деревня, тем увесистей слово атамана, хотя большинство населения не были казаками, а были просто сельскими работниками, с раннего утра и до поздней ночи добывали пропитание для своих многодетных семей, на своих скудных земляных наделах. И вот в один из таких вечеров услышал рассказ матери о былом в те времена. Становление Советской власти, самые упорные не признающие власть холопов (как они считали) были казаки. День и ночь они скакали, по полям и селам агитируя против Советской власти, но крестьяне их слабо поддерживали, ведь лозунг Земля крестьянам был уже у всех на слуху. Потом интервенция, белое движение, бандитизм, брат на брата. Вот и в нашей семье братья материного отца были один коммунист, второй бандит, а дед матери вроде атаманом, и ему часто приходилось мирить и договариваться за них с другими атаманами. То коммунист, куда-то влезет, то бандит совершит преступление, вот и договаривался, а ведь жизнь человека тогда ничего не стоила. Что стало с тем, что был бандит, молва умалчивает, а вот за дядьку коммуниста доподлинно известно. Любил он в станице Митякинская (Тарасовский р-н) одну женщину, и часто останавливался у нее с ночевкой, а рано по утру до восхода уходил или верхом уезжал, не знаю. В станице, да и как везде в то время власть была условная, т. е. днем одна, ночью другая. К этой женщине наведывался и местный из станицы, так они и жили, пока в одно время этой женщине что-то не понравилось, и она сдала дядьку коммуниста казакам, и под утро казаки нагрянули в дом к хозяйке. Сопротивление было бесполезно, его связали, привязали к лошади, и до рассвета таскали по станице, привезли на площадь, он был еще живой, и кто-то из станичников, то ли от жалости, то ли от неприятия Советской власти добил его вилами. Я не помню дальше, что предпринял атаман (т. е. его отец) в связи с этим, ведь станица тогда была центром казачества, вот так и завершилась судьба одного нашего родственника. Сколько не пытался узнать в станице, подробности, но, то ли нет этого эпизода в документах, то ли еще по каким причинам, не смог узнать.
Третий материн дядька жил в х. Роги, работал то ли бухгалтером, то ли счетоводом, то ли агрономом, короче знал грамоту, и  вот когда Советская власть погнали белых, местные казаки, которые были в белом движении, его забрали, он грамотный, умел читать географическую карту. По карте он вывел своих казаков в Грузию, вернуться, очевидно, побоялся, там и умер, мне говорили родственники, что его могилка в Тбилиси под № то ли 238, то ли 382. В молодые годы не интересовался родословной, тогда ведь даже Бога не признавали, какая там родословная, а теперь уже поздно. Фамилии всех описанных Горбушины, все из х. Роги, а может из других сел, Кошелевка, Ушаковка и т. д.

31.05.2018г. Коржов, по матери Горбушин.

Я.Ко.В.  1.06.2018г


Рецензии