14. Майя Плисецкая
14. Майя Плисецкая.
В этом файле собраны мои публикации и воспоминания о Майе Михайловне Плисецкой... Вот так получилось, что её образ я написала позже... вернее, так получилось... я писала балерину на мастер=классе у моего педагога ( в то время Алины Олениной) и получилось, что балерина похожа на Майю Михайловну... Просто я думала о ней... и всё получилось само собой... эта ломкость линий... и пред-история наших трансакций-пересечений во времени и пространстве... всё неслучайно... это теперь я знаю точно!
2015 г.май, Москва.
Конечно...осмысление приходит не сразу... человеческая психика иногда отказывается принять данность... реакция запаздывает...потому что...впрочем, не важно...почему... НО...
Я даже не пытаюсь найти оправдания и сожалеть о своей нерешительности найти способ передать Майе Михайловне о том, что я выполнила своё обещание, данное ей в Париже в 2010 году во время её юбилейного концерта посвятить ей small poems...жизнь коротка даже у самых великих и талантливых...
грустно, что мы забываем об этом... в Оранжери дня три спустя после общения с ней, со Щедриным, с Карденом родились строки... но так и не дошли до НЕЁ...а может это и не важно для НЕЁ...ведь она "читает ( читала) Пушкина", как она мне сказала тогда... просто не важно...для НЕЁ...а для меня - да... на ЕЁ Одетте и Одиллии, Кармен,Бетси Тверской, Анне Карениной, Джульетте, Раймонде я выросла...
и ещё, конечно, " Лебедь"...вообще лебединая тема в её исполнении...
смешно сказать, но, приехав на её юбилей в Париж в 2010 я мечтала...да простит меня ВЕЛИКАЯ постфактум.. ( о чем я думала? на что надеялась? хм...) мне хотелось, чтобы ОНА "станцевала" руками Мелодию души Одетты... " Какие же тонкие струны споют...о тайном единстве, нашедшем приют...в грохоте моря, в горах, в тишине... в пении птиц, в ароматной волне..." ЛО ( ЕВФ)...
но ОНА только подписала мне мою синенькую книжицу, которую я в этот же вечер подарила Илзе Лиепа...там же в ресторане на ав. Монтень, где проходил фуршет в честь ВЕЛИКОЙ...
но..."рукописи не горят"...это факт... поэтическое пространство моего видения этой великой балерины и весьма непростой души создано...маленькое пространство моего впечатления о ней... и её душа когда-нибудь обязательно его посетит...я знаю... а пока... текст, написанный в 2010...о ней...
2010 г., Париж.
Елена Вагнер Федосеева.... "Оранжери", Париж, 08 12 10
Богине танца - 85 лет... Не может быть! Она выглядит и двигается так, что ей могла бы слегка позавидовать и 30-летняя...
В Париже после концерта 06 12 10 я пообещала ЕЙ посвятить ЕЙ стихотворение... я сдержала слово... но это не насилие над лирой... строки пришли естественным путем в "Оранжери" среди "кувшинок" Моне...что услышала, то и записала... Правда Соня Лозе - президент фонда " Русские сезоны " в Париже смутила меня тем, что глаза Плисецкой не карие, как мне показалось, а зеленые...
ИТАК, ОНА... Плисецкая... такая?
Директор Пьера Кардена по связям с Россией Галина де Буар была первой слушательницей . Мы встретились с ней на ав. Руайяль в карденовском кафе Menim's . Она сказала, что я точно "схватила" образ... но, собственно, я "выросла" на фоне Майи и ее образов...
Она… Плисецкая…Огонь и пламень..
Взмах дивных рук - свободных два крыла
Подняли ввысь. Она не монолит, не камень,
А птица, что стремится к свету в небеса…
Огонь в глазах и алый пламень в сердце,
И целеустремленность, и биение стихий…
Клокочет страсть в ее неугомонном жесте
Величие души Всевышний подарил.
Она – Кармен, но через миг – Одетта,
Ещё минута и Одиллия решительно на нас
Сверкнет очами и коварство скрыто
В ее намерении – лукавство… и из дивных глаз
Метнутся искры…перед нами Баядерка
Вдруг проявилась и стремительно возник
Чудесный образ дамы – это сверху
Каренина тревожно уж на Вронского глядит…
И абрис строгий скул… поджаты губы
Сосредоточен острый карий глаз
На главном. Красота в ее холодном взоре
Блистательна Плисецкая… Богиня танца…Враз
Сверкнула молния и вспышка света
Огонь и озарение, и вихрь страсти сник…
Сен Санса «Лебедь» и на сцене Майя…
И магия движений – волшебства тайник…
"Оранжери", Париж, 08 12 10
Елена Вагнер (Ф.)
пс. потом я "одумалась"...эти скромные строки не отражают её гениальности как человека и как балерины... это факт... воздыхания фанатки мне показались.... впрочем...
Плисецкая – не тема, для фаната воздыханья
Она – характер, её суть отчетливо видна
В её движениях, в орлином взгляде, в танце
И связана я обещанием, что ей самой дала…
Не ожидала я зигзага и сюжета поворота
Не думала лететь зимой в Париж…
Но то судьба, принял решенье «кто-то»..
Я приземлилась в ложу к ней, как стриж…
Вдохнула ауры её стремительной волненье,
Вобрала флёр израненной трудом души,
Глаза в глаза – контакт, огонь и вдохновенье
Нас увлекло обеих в мир искусства и тиши
Соединенья душ и волновое пламенное сальто
Проделал мой неутомимый, страстный дух…
Её природа – огненная… распознала сразу
И опалилась… и огонь к огню…мой друг…
Да, образы её впитала от рожденья
Её Одиллия, Сен Санса «Лебедь» и Кармен…
«Достигнут апогей»… но больно, сложно
Её движение, полет среди простых людей…
Да, ореол Богини, Артемиды в танце
Да, мировой балет и классика во всем…
Да, восхищение толпы… но увидала сердцем
В душе ее пораненной интригами надлом…
ЕВФ, 14.06.2011 21:25, Мск.
и наш разговор с НЕЙ тогда...в Париже..в декабре 2010...мгновение ...всего лишь мгновение...
11 06 2011 год, Москва, Париж, Канны, Антибы.
Дружба Богов. То: Плисецкая,Вознесенский, Карден, Щедрин, Богуславская..
Елена Вагнер Федосеева
Так случилось… некоторые люди напрямую, либо опосредованно ВХОДЯТ в твою жизнь, пленяют воображение и продолжают жить там… потом жизнь устраивает встречи… реальные, которые, как правило, происходят по зову сердца… встречи бывают иногда однократные, но значимые…
Ну, а уж если человек – Творец, то его творчество записывается на магнитную ленту памяти и начинает влиять на твою жизнь ВЕЧНО…
«Импульс соединения образов Гениев» возник в Париже в декабре 2010… но, конечно, была предистория впечатлений, импрессионизм чувственный…
Юбилей Плисецкой ( 85 лет) в театре Шанз Элизе на ав. Монтень…
Пьер Карден и Родион Щедрин как два верных рыцаря весьма ревностно охраняли Майю Михайловну…
я почувствовала на себе проявление этой невидимой для постороннего взгляда ревности во время разговора с Плисецкой…
моя чувствительность не могла подвести… это была святая ревность… или желание охранять её покой… ну, какой же «покой» во время юбилейного спектакля и фуршета?
Как подтверждение правильности «Импульса соединения» - просьба Галины де Буар во время встречи в карденовском кафе Menim’s на ав. Руайяль..
А вот сегодня утром… образы соединились… и Майи Плисецкой, и Пьера Кардена, и Андрея Вознесенского, и Родиона Щедрина, и Зои Борисовны Богуславской.. птицы… Боги… кто же ещё?
картина Славы Зайцева « Мулатка», которую я вручила Кардену от Гильдии Fashion в знак признания его заслуг в мире моды, Канны, Михалковский фестиваль русского искусства в Каннах, встреча и разговор c Вознесенским на вилле в Антибах… Богуславская... дождь...мсье Victor, т-р Маяковского – «карденовские «Тристан и Изольда», его китайское шоу и fashion-показ в музее моды в Париже, его театр Роз на Елисейских полях… впечатления, образы.. импрессионизм… Плисецкая, Кармен, Анна Каренина, Лебедь… РАВНЫЕ…
В театре в декабре в Париже я отдала Кардену DVD с записью нашего «Сорокоуста» по Вознесенскому, «Лебединое», «Храм Души» с автографом Славы Зайцева.. он тут же «распознал» образ Андрея Андреевича и на его лице появилось скорбное выражение.. они дружили… знаменитый синий пиджак Вознесенского – его имиджевая визитка от Кардена… «в слиянии РАВНЫХ рвется в небо колесница»..
они – Майя, Пьер, Андрей, Родион и Зоя – равные… равные по гениальности и по человеческим качествам… что бы о них НЕ говорили…Они состоялись…
To Карден, Плисецкая, Вознесенский..
Дружба Богов
Пьер – ястреб моды… Лебедь танца – Майя…
Маэстро музыки и рыцарь – птица – Родион…
Парят над миром… Мир искусства и Святая
Над миром Троица…и в Творчестве их – ОН…
Ах, небожители, Творцы Прекрасного… Вы – Боги..
Вы Боги бизнеса, искусства, танца, красоты..
Вы на Олимпе Духа… правила ТАМ строги..
Зевс, Артемида и Амур – создатели Мечты…
Пьер – Бог линий в платье и вершитель формы…
Театра покровитель, Рыцарь Ордена Творцов…
Карден – талант.. и кутюрье изящен…вольны
Фантазии его полёты в мир Создателей – Богов…
Цвет, формы, линии, фасон и мягкость ткани…
Струится шёлк каскадом и воланистый наряд
Готов. Карден творит прекрасное для Майи…
Она летает в танце, удивляя душу, взгляд
Тех избранных, что жаждут прикоснуться,
Слегка проникнуть в мир возвышенных идей,
Почувствовать, увидеть красоту, проснуться
В волшебном мире красоты, где Майя, Пьер…
В компании Творцов – Орфей, ваятель слова..
С голубкой Зоей прилетел в Париж Андрей..
Андрей и Пьер… поэзия и мода, вихрь слова
Пленяют ум, сердца и души всех людей…
Андрей и Зоя, Пьер, Родион и Майя…
Поэзия, литература, мода, музыка, балет –
Гармония в искусстве… жанры творчества… Святая
Любовь и Дружба Гениев в сиянии Божественном царит…
«В слиянии РАВНЫХ рвутся в небо колесницы»
И звёздный обеспечен в Вечности им путь..
Пьер, Зоя, Майя, Родион, Андрей… зарница
Сверкнула в небе Творчества высокого… их суть -
В величии Духа, сердца широте, в свободе..
В свободе мыслей и поступков - смелость… Апогей
Их Творчества – в слиянии с Божественной природой…
Природой Гениальности Богов, творящих чрез людей!
11 06 11, Москва, Париж, Канны, Антибы.
http://stihi.ru/2011/06/05/7081
http://stihi.ru/2010/12/13/6651
http://stihi.ru/2010/07/23/4211
2017 г. МОИ воспоминания о Плисецкой ( из моего интервью для журнала " Семейный очаг".
Встреча с Плисецкой. Париж. 2010
Елена Вагнер Федосеева
Встреча с М.М. Плисецкой в Париже 2010. ( мемуары, реальная история из жизни и творчества.)
Иногда краткие встречи оказывают огромное влияние на мировоззрение и запоминаются надолго… реальная история, произошедшая с участием Майи Михайловны Плисецкой в Париже…
Я вошла в её ложу в театре Шамп Элизе В Париже 06 01 10...В перерыве концерта, посвященного её 85-летию, преодолев кордоны из поклонников, и что немаловажно, её мужа Родиона Щедрина... Он сказал мне что-то в духе: «Майя Михайловна сейчас не сможет с Вами поговорить и внимательно отнестись к Вашему предложению... не совсем удобное место и время для разговоров»... Собственно, он был прав...
Я привезла в Париж для Майи Михайловны в подарок нашу совместную со Славой Зайцевым и А. Вознесенским книгу - сборник стихов " Светлый Храм Души" с подписью СЗ... Но она её не взяла, мотивируя тем, что ей некуда её положить, что у неё нет даже сумочки.... Тогда я попросила её подписать мою книгу с поэмой "Лебединое озеро"... Она развернула книжку и строго спросила:
- Это моя книга?
- Нет...моя... - после некоторого замешательства удивленно ответила я.
- А почему не моя? - вновь стала пытать меня Майя Михайловна.
- А где мне её взять? - в нерешительности вновь спросила я.
- Как?! - разгневалась Майя Михайловна, - Вы не купили мою книгу?
- А где мне её купить? - вновь вопросом на вопрос ответила я, поскольку даже не знала о какой книге идет речь. Если о первой " Я- Майя Плисецкая!", то она осталась в Москве и вообще была приобретена на аспирантскую стипендию в книжном магазине у Метро Парк Культуры в 1997 году... Мне и в голову не пришло взять её с собой в Париж... Если Плисецкая имела в виду свою новую книгу " Читая жизнь свою", так она была только-только презентована в Москве и её у меня просто не было...и быть не могло...
Видя моё искреннее замешательство, Майя Михайловна наконец-то смягчилась... Наверное, её "смилостивил" мой смущенный и недоумевающий взгляд и она произнесла более мягко:
- Да у меня и ручки с собой нет...
- Оооо... у меня есть, - обрадовалась я и протянула ей свою обычную шариковую ручку...
Великая Плисецкая поставила свою чувственную «авто-загогулину» под моей фотографией...
Я была словно во сне...
- Благодарю Вас, - прошептала я и впала в какой-то благоговейный экстаз.. Этого было вполне достаточно, чтобы кто-то успел занять моё место рядом с ней...
Меня толкнули, кто-то протиснулся на святое место подле неё...и я оказалась около Пьера Кардена...
Он взглянул на меня... моё лицо ему явно о "чем-то " говорило...
Я воспользовалась его относительной незанятостью и напомнила ему нашу встречу в Москве, в театре Маяковского, когда от имени Гильдии Фэшн-Журналистики МЕДИАСОЮЗА России ( Исп. директором которой я являлась и являюсь формально до сих пор) мы подарили ему картину Славы Зайцева...
у меня были приготовлены для него: книга " Светлый Храм Души", также подписанная Славой Зайцевым, видео-диски с записью " Сорокоуста по Вознесенскому", который прошел у нас с К. Кедровым в память о великом поэте в сороковой день после его кончины...
Пьер Карден оживился... на обложке видео - А.А. Вознесенский в синем пиджаке от Кардена...
- Оооо, - протянул мсье Карден, - Андррррэ... - и ткнул пальцем в изображение Андрея Вознесенского на обложке диска.
Вот на Кардене я "отыгралась"...я подарила ему стопку своих книг, фото на котором мы вместе с ним в т-ре Маяковского в Москве с картиной Славы Зайцева, фото, где мы с СЗ и наше большое фото с Карденом и "зайцевской мулатки", видео-диски с нашими поэтическими вечерами...
Карден приветливо взял всё, что я ему привезла, положил на бархатные перила ложи, в которой они сидели с Плисецкой, он что-то спросил меня про Славу Зайцева... и тут прозвенел звонок...
Я была вынуждена покинуть ложу, в которой сидели виновники торжества...Я была вне себя от напряжения и какой-то внутренней усталости, хотя была удовлетворена своей миссией только частично...
Выходя из ложи я чуть не "наехала" на младшего Урганта и Владимира Познера... Иван почему-то шарахался от соотечественников и, как мне показалось, даже слегка смущался... а вот Владимир Познер был - сама любезность и доброта...
Вторую часть концерта, посвященного Майе Михайловне, я не спускала глаз с великой и мысленно представляла, как она танцует руками мою поэзию - "Мелодию души Одетты" из моего " Лебединого"...
Конечно, краешком глаза я подсматривала за тем, что происходит на сцене...
А на ней... Оооо... на ней была блистательная Илзе Лиепа в паре с Николаем Цискаридзе...это было событие и зрелище незабываемое...
Два красивых и породистых артиста...танцовщики выдающиеся во всех отношениях...и просто красивая пара...
Правда, Николай мне показался тяжеловатым...его прыжки были не так высоки и легки, как я привыкла видеть их в его исполнении...
Правда, надо отдать должное самодисциплине Цискаридзе... 31 декабря в Большом театре он танцевал партию Щелкунчика тааааак... Он так высоко зависал в воздухе во время своих знаменитых прыжков, что я была поражена его силе воли... Похудеть почти в два раза к своему Дню рождения и к традиционному новогоднему спектаклю...
Зато Илзе Лиепа была великолепна... просто неподражаемо великолепна и выразительна...
Её "Трансформер" - андрогин М-Ж...совершенен... просто совершенен и достоин отдельного восхищения... хотя я не сторонница бурных фанатских восхищений...
Потом, после концерта состоялся фуршет... всё было весьма скромно... великие сидели за отдельным большим столом... Слева направо: Галина де Буар ( PR-менеджер Кардена по РФ), Пьер Карден собственной персоной, Майя Михайловна, Родион Щедрин...
Майя Михайловна была под "надежной охраной"...
Я с сожалением рассказала Соне Лозе ( фонд Русские сезоны в Париже, который устраивал парижский концерт в честь Плисецкой), что М.М. не взяла нашу книгу с автографом СЗ, она утешила меня тем, что надо выбрать время и подойти поговорить к ней во время фуршета... Я робела, чувствовала себя неловко, но Соня настаивала, что этот мой "подход" вполне естественен... Она и подтолкнула меня в "объятия" Плисецкой...
Мне ничего не оставалось, как вновь завести "Песню о главном"... Я путанно рассказала ей о своей Мечте...
а Мечта была - ни много, ни мало, чтобы Великая М.М. станцевала партию Одетты и Одиллии руками под звуки музыки и моих поэтических строк!! Вот так...
М.М., похоже, ничего не поняла... она сказала примерно следующее:
- Но я уже много лет не выхожу на сцену в качестве балерины, - при этом она внимательно, сосредоточенно и глубоко смотрела внутрь меня...
И вот ведь странно... в тот момент мне было очень комфортно в её ауре...мне хотелось говорить и говорить с ней... слушать и слушать её...
Я смотрела в её глаза...сколько же там всего...сколько трагедий, сложностей, боли, преодоления... некий надлом, склеенный твердостью характера и силой духа...мгновенный калейдоскоп её жизни...нет, пожалуй, кинолента; событий её жизни промелькнула предо мной за несколько минут общения...
Она что-то рассказывала...но я была одержима намерением выполнить свою миссию...
Я вновь попыталась предложить ей книгу " Светлый Храм Души"...
Она вновь ответила отказом по причине того, что она не собирается домой в Мюнхен, что ей будет тяжело возить нашу книгу с собой...
- Ну, хорошо...а можно я почитаю Вам стихи? - отчаялась я.
- Чьи стихи? - спросила меня Плисецкая.
- ... Славы Зайцева... - с запинкой ответила я.
- Они мне посвящены? - вновь Плисецкая буровила меня своим твердым взглядом.
- Нет...- вновь смутилась я.
- Тогда зачем мне они? я читаю Пушкина, - отчеканила М.М.
- А можно я Вам посвящу стихи, - я не сдавалась в плен твердости решений Майи Михайловны.
- Можно, - наконец-то М.М. перестала отвечать мне вопросом на вопрос. - Мне это будет приятно...
- Хорошо...спасибо, - я удовлетворенно кивнула головой и тут почувствовала, что кто-то теребит меня за локоть...
Я оглянулась, это был Пьер Карден.
- Майя Михайловна устала, - шептал он мне по-английски, - она хотела бы отдохнуть... - его глаза были усталыми и тусклыми... это была проекция... но я прочитала в них ещё и элемент ревностного хранителя покоя его любимой Музы...
Майя Михайловна что-то говорила о Пушкине, о поэзии... мне надо было слушать кого-то одного...или Кардена, или Плисецкую... и тут к ней вновь кто-то подскочил...уже кто-то другой... лишь отойдя от стола, я узнала в подошедшей бывшую московскую модель Любу Ступакову (любимая модель Луи Ферро...в замужестве Вилденштейн)...
Но Соня Лозе вела меня уже к Илзе Лиепа... она же нас и сфотографировала...На память я подарила Илзе мою поэму " Лебединое озеро" с подписью Майи Михайловны Плисецкой...
Всё, что происходило на приеме позже, я помню плохо... гости разъезжались из ресторана далеко за полночь... Когда уехала Майя Михайловна со спутниками, стало как-то пусто...мы по инерции съели обалденно вкусный десерт...
Потом стояли на ав. Монтень возле ресторана...Такси подъезжали по вызову... кто-то помог мне сесть в свободную машину... мы ехали по ав. Фош...Я звонила мужу, расстроенная, что моя Мечта относительно Плисецкой провалилась...
Но муж утешил меня смс-кой... сакрального содержания, которая казалась пророческой... сегодня я не стану воспроизводить её текст... т.к. то, что он написал, ещё возможно, сбудется...
Теперь я понимаю, что всё в жизни происходит своевременно и в срок.. ни раньше, ни позже...
Жаль, конечно, что М.М. так и не узнает, что обещание, данное мною ей в Париже 06 12 10, я выполнила...
строки пришли в парижском музее "Оранжери" двумя днями позже…я сидела напротив «Кувшинок» Моне и записывала:
Она… Плисецкая…Огонь и пламень..
Взмах дивных рук - свободных два крыла
Подняли ввысь. Она не монолит, не камень,
А птица, что стремится к свету в небеса…
Огонь в глазах и алый пламень в сердце,
И целеустремленность, и биение стихий…
Клокочет страсть в ее неугомонном жесте
Величие души Всевышний подарил.
Она – Кармен, но через миг – Одетта,
Мгновенье - и Одиллия решительно на нас
Сверкнет очами... и коварство; скрыто
В ее намерении – лукавство… а из глаз
Метнутся искры… перед нами Баядерка
Вдруг появилась...и стремительно; возник
Чудесный образ дамы; – это сверху
Каренина тревожно уж на Вронского глядит…
И абрис строгий скул… поджаты губы
Сосредоточен острый карий глаз
На главном....Красота в холодном взоре...
Блистательна Плисецкая… Богиня танца…Враз
Сверкнула молния... и вспышка света...
Огонь и озарение, и вихрь страсти сник…
Сен Санса «Лебедь» и на сцене Майя…
И магия движений – волшебства тайник…
;
"Оранжери", Париж,; 08 12 10
Но я так и не успела сказать ей об этом... я выполнила своё обещание...но не успела...жизнь имеет начало и конец, который приходит внезапно...хотя и ожидаем...
и примерно полтора года спустя сформулировались другие строки:
Плисецкой...
Плисецкая – не тема, для фаната воздыханья
Она – характер, её суть отчетливо видна
В движениях, в орлином взгляде, в танце
И связана я обещанием, что ей самой дала…
Не ожидала я зигзага и сюжета поворота
Не думала лететь зимой в Париж…
Но то судьба, принял решенье «кто-то»..
Я "приземлилась" в ложу к ней, как стриж…
Вдохнула ауры её стремительной волненье,
Вобрала флёр израненной трудом души,
Глаза в глаза – контакт, огонь и вдохновенье
Нас увлекло обеих в мир искусства и тиши
Соединенья душ и волновое пламенное сальто
Проделал мой неутомимый, страстный дух…
Её природа – огненная… распознала сразу
И опалилась… и огонь к огню… мой друг…
Да, образы её впитала от рожденья
Её Одиллия, Сен Санса «Лебедь» и Кармен…
«Достигнут апогей»… но больно, сложно
Её движение, полет среди простых людей…
Да, ореол Богини, Артемиды в танце
Да, мировой балет и классика во всем…
Да, восхищение толпы… но увидала сердцем
В душе ее пораненной интригами надлом…
PS. Я мечтала, чтобы ММ. «станцевала» поэзию моего «Лебединого» руками… но она уже устала от жизни, как мне увиделось и почувствовалось…тогда…в Париже…
© Copyright: Елена Вагнер Федосеева, 2018
Свидетельство о публикации №118010910538
пс. фото картины " М.М. Плисецкая", Москва, 2016, холст, масло, 50х60, сделаю в хорошем освещении и заменю!
участие в выставке " Волшебный мир танца", апрель 2018. выставлялась впервые.
Свидетельство о публикации №118060106366