5066. Каждодневное деяние апостолов

ЖЕРТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ

Павел в своем Первом послании к Коринфской церкви наставлял верующих в общих принципах поддержки дела Божьего на земле. Описывая свои апостольские труды ради них, он размышлял:

“Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.





Если мы посеяли в вас духовное, – вопрошал далее апостол, – велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования” (1 Кор. 9:7-14).

Апостол здесь ссылается на замысел Господа поддержать священников, служивших в храме. Определенные для этого святого служения люди получали содержание от своих братьев, которым они передавали духовные благословения, ибо сказано: “Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа” (Евр. 7:5). Для священнического служения в храме Господом было избрано колено Левия. О священнике сказано: “Его избрал Господь, Бог… чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил во имя Господа” (Втор. 18:5). Итак, Господь предъявлял Свои права на десятую часть всех прибылей, а утаивание десятины рассматривал как воровство.

И Павел ссылается на этот план поддержки служения, когда говорит: “Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”. Впоследствии в письме к Тимофею апостол писал: “Трудящийся достоин награды своей” (1 Тим. 5:18).

Таким образом, отделение десятины было частью плана Господа по поддержанию Его служения. Он определил многочисленные дары и жертвоприношения, и иудейский закон учил людей щедро жертвовать на дело Божье и. на нужды бедных; по особым же случаям приносились и добровольные пожертвования. Во время жатвы и сбора винограда первые плоды – пшеница, вино и елей – посвящались Господу. Остатки урожая по краям поля предназначались для бедных. Первая шерсть, получаемая при стрижке овец, первое зерно, получаемое на гумне, отделялись для Бога. Первенцы скота также отдавались Господу, а за первородного сына выплачивалась цена искупления. Первые плоды следовало приносить Господу во святилище, а затем они предназначались для священников.

Господь установил эту систему добровольных приношений для того, чтобы Израиль понял – прежде всего надо думать о Боге и не забывать, что поля и стада принадлежат Ему; что Он посылает людям солнечный свет и дождь и тем самым взращивает урожай. Все, что они имеют, по праву принадлежит Ему; они – лишь управители Его имения.

Но Богу не угодно, чтобы христиане, имеющие гораздо больше преимуществ, чем израильтяне, жертвовали менее охотно. “Кому дано много, – сказал Спаситель, – много и потребуется” (Лк. 12:48). От евреев требовалась щедрость, в основном, для их же блага и процветания. В настоящее время дело Божье совершается по всей земле, ибо Христос вверил Своим последователям сокровища Евангелия и возложил на них ответственность возвещать миру радостную весть спасения, а посему на нас, безусловно, лежат гораздо большие обязанности, чем на людях древнего Израиля.

По мере расширения дела Божьего просьбы о помощи умножатся. Чтобы удовлетворить их, христиане должны исполнить требование: “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища” (Мал. 3:10). В самом деле, если бы христиане исправно приносили Богу свои десятины и приношения. Его сокровищница наполнилась бы, и не было бы надобности прибегать к ярмаркам, лотереям или благотворительным вечерам, чтобы собрать средства на дело благовествования.

Люди искушаемы тратить свои деньги для самоугождения, удовлетворения извращенного вкуса, на дорогие украшения. Даже члены церкви, не колеблясь, расходуют на это большие суммы. Когда же их просят пожертвовать в сокровищницу Божью, чтобы помочь Его делу на земле, они часто сомневаются, но, видимо, чувствуя, что так можно лишиться благословений, все же нехотя выделяют сумму – гораздо меньшую, чем порой тратят на бессмысленные удовольствия. Они не проявляют истинного интереса к христианскому служению и спасению душ. А посему стоит ли удивляться, что подобные христиане влачат жалкое существование!

Тот, чье сердце горит любовью Христа, будет считать не только своим долгом, но и радостью способствовать развитию самого возвышенного и святого дела, порученного человеку, – дела проповеди богатств благости, милости и истины в этом мире.

Дух корысти побуждает людей оставлять себе доходы, которые по праву принадлежат Богу, и этот дух так же отвратителен в очах Божьих сегодня, как и в древности, когда через Своего пророка Он сурово обличил Свой народ, говоря: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня” (Мал. 3:8, 9).

Дух щедрости – это дух Неба. Этот дух был сполна проявлен Христом, когда он пожертвовал Собою на Голгофе. Ради нас Он не пощадил Своего единородного Сына, и Христос, отдав все, что у Него было, затем отдал Самого Себя, чтобы спасти человечество. Голгофский крест требует благотворительности от каждого последователя Спасителя. Крест – это воплощение великого принципа самоотдачи и жертвенности. Воистину: “Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:6).

Дух себялюбия – это дух сатаны. Мирские люди живут по принципу – получать и брать. Так они надеются достичь счастья и покоя, но пожнут страдания и смерть.

Пока Бог не прекратит благословлять Своих детей, они обязаны возвращать принадлежащую Ему часть. Следует не только отдавать Господу эту часть, но и приносить в Его сокровищницу жертву благодарности, щедрые дары. С радостным сердцем надо посвящать Творцу первые плоды – свое лучшее имущество, свои самые усердные и святые труды. Поступая так, люди будут щедро благословлены. По воле Божьей их сердца станут подобны цветущему саду, где не иссякают источники. И когда будет собрана последняя великая жатва, снопы, которые они принесли Господу, окажутся наградой за бескорыстное использование данных Богом талантов.

Избранные вестники Божьи, участвующие в неустанной проповеди Евангелия, не должны заботиться о своем содержании, они вправе рассчитывать на сочувственную и чистосердечную помощь собратьев. Долг членов церкви – не жалеть денег на содержание тех, кто пожертвовал обычной работой ради служения Богу. Когда служителей Господа поддерживают, дело Божье быстро продвигается вперед. Но когда из-за человеческого эгоизма они не получают достаточно средств к существованию, у них опускаются руки, и они уже не приносят такой пользы, которую могли бы принести.

Бог недоволен теми, кто, называя себя Его последователями, допускают, чтобы посвященные работники Христовы, активно участвующие в служении, испытывали недостаток в деньгах. Этим корыстолюбцам придется держать ответ не только за неправильное расходование Господних средств, но и за то, что своим безответным поведением они причинили скорби и страдания верным служителям Божьим. Самопожертвование тех, кто, призванный на дело служения, оставил все, чтобы заниматься делом Божьим, должно вознаграждаться возможностью содержать себя и свою семью.

В различных сферах деятельности прилежные работники могут заработать хорошие деньги. Разве дело распространения истины, приобретения душ для Христа не важнее любой светской работы или бизнеса? Разве люди, добросовестно выполняющие эту работу, не должны получать соответствующую компенсацию? По тому, как мы оцениваем труд во имя нравственного и во имя материального процветания, можно судить, что мы ставим выше: небесное или земное.

Чтобы в сокровищнице были средства для поддержки служения и миссионерской работы, народ Божий должен жертвовать щедро и без принуждения. На служителях лежит величайшая ответственность рассказывать церквам о нуждах дела Божьего и учить людей быть щедрыми. Когда этим пренебрегают и церкви не жертвуют для удовлетворения потребностей окружающих людей, то страдает не только дело Божье, но и верующие, 'которые не получают должных благословений.

Даже самые бедные должны приносить Богу дары. Они должны стать причастниками благодати Христовой, отверг-шись себя, чтобы помочь тем, кто нуждается еще больше, чем они сами. Дар бедного человека, плод самоотречения, восходит перед Богом, как приятное благоухание. Каждое пожертвование укрепляет дух милосердия в сердце дающего, сближая его с Тем, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой.

Поступок вдовы, опустившей в сокровищницу две лепты, – все, что она имела, – запечатлен в веках для ободрения тех, кто, борясь с бедностью, все же желает своими дарами помогать делу Божьему. И Христос обратил внимание учеников на женщину, которая отдала “все пропитание свое” (Мк. 12:44). Он сказал, что ее дар более ценен, чем богатые приношения начальников, поскольку те не жертвовали своим благополучием. Они отдавали лишь малую толику своих богатств. Вдова же лишила себя самого необходимого, чтобы принести дар Богу. Тем самым она проявила веру в то, что Бог позаботится о ее завтрашнем пропитании. Спаситель сказал о ней: “Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу” (стих 43). Он учил, что ценность дара определяется не его размерами, а той долей, которую пожертвованные деньги составляют от общего состояния дающего, и мотивами, которыми он руководствовался.

Апостол Павел во время служения в разных церквах неутомимо пытался зажечь в сердцах новообращенных жажду самоотречение трудиться для дела Божьего и часто наставлял их быть щедрыми. Говоря пресвитерам Ефеса о своем прежнем пребывании в их городе, он упомянул следующее: “Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать”. “Кто сеет скупо, – писал он коринфянам, – тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” (Деян. 20:35; 2 Кор. 9:6, 7).

Почти все верующие в Македонии не отличались достатком, но их сердца были преисполнены любви к Богу и Его истине, и они с радостью жертвовали для поддержки Евангелия. Когда в церквах, находящихся в языческих странах, были проведены общие сборы пожертвований для того, чтобы облегчить положение верующих в Иудее, щедрость обращенных в Македонии стала примером для подражания другим церквам. В письме к коринфским верующим апостол обратил их внимание на “благодать Божью, данную церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями пре-изобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил… они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым” (2 Кор. 8:1–4).


Павел уходит


6) Противились. Иудеи терпели Павла, доколе он не перешел к открытой проповеди Христа. Здесь и всколыхнулась их ярость. Надо отметить фразу: иудеи от противоречия перешли к открытому богохульству. Так происходит весьма часто. Люди потакают себе настолько, что дьявол постепенно возбуждает их ко все большему безумию. Тем более надо тщательно остерегаться, дабы дурная похоть не побудила нас противоречить истине. Особенно пусть устрашает нас ужасное осуждение, которое Дух Святой устами Павла изрек против всех восстающих. Ведь то, что Павел, отряхнув одежды, выказал знак отвержения, не означало частное человеческое негодование. В сердце его возгорелась ревность по Богу. Больше того, Бог поставил его вестником Собственного мщения, дабы враги знали, что превозношение их вовсе не безнаказанно. О символе данного проклятия кое-что сказано в 13-й главе. Туда я и отсылаю своих читателей. Итог таков: презрение к Его Слову оскорбляет Бога больше любых других преступлений. Действительно, достойны оплакивания люди, попирающие или отталкивающее единственное врачевство от всех своих грехов. Ибо, как для Бога нетерпимо восстание против Его Слова, так же должно оно гневить и нас. Я имею в виду случай, когда нечестивые открыто ведут с Богом войну, вооружась для сопротивления Его Слову. Тогда небесная труба как бы призывает нас на бой. Ибо нет ничего позорнее, чем своим бездействием позволить нечестивым нападать на Бога, вплоть до ругательств и богохульств.

Кровь ваша. Таковым возвещается мщение Божие. Ибо они не имеют оправдания. Они не могут снять с себя какую-либо часть вины, когда, презрев приглашение Божие, пытаются угасить свет жизни. Итак, неся вину за собственную погибель, они, по утверждению Павла, подлежат соответствующей каре. Говоря же, что сам он чист, апостол свидетельствует, что исполнил собственное служение. Известно, что Господь заповедует служителям у пророка Иезекииля (3:18): если не возвестишь нечестивому, чтобы он обратился, кровь его взыщу с руки твоей. Значит, Павел, поскольку не нес никакой вины в закоснелости иудеев, снимает с себя всякое возможное обвинение. Его слова внушают прочим служителям: если те не хотят быть виновны перед Господом в крови других, то изо всех сил им следует стараться обратить заблуждающихся на истинный путь, не позволяя им погибнуть по собственному неведению.

Иду к язычникам. Даже если бы иудеи выказали наивысшую обучаемость, Павлу все равно следовало бы приложить усилия для научения язычников, для которых он и был поставлен апостолом. Но здесь Павел свой уход связывает с тем, что не желает иметь дело с надменностью иудеев. Способ его учительства состоял в том, чтобы, начав с иудеев, соединить с ними в общении веры язычников. И, таким образом, из обоих составить единое тело Церкви. Когда же надежда на успех среди иудеев исчезла, оставалось только обратиться к язычникам. Итак, смысл следующий: иудеев надо лишить принадлежащего им наследия, дабы передать его язычникам. Таким образом, он ранит иудеев, дабы они вернулись к здравому смыслу, отчасти убоявшись и даже придя в смятение, а отчасти покаявшись из-за ревности к язычникам. Однако, поскольку иудеи оказались неизлечимыми, позор их привел лишь к погружению в еще больше отчаяние

………………….
Постоянно пребудем в молитве. Апостолы показывают, что им достаточно и того дела, которым они занимаются всю жизнь. Здесь вполне подходит старая поговорка: на какую священную службу заступил, ту и продолжай исполнять. Посему они используют слово ;;;;;;;;;;;;;;, означающее нечто прикрепленное, привязанное к какому-либо предмету. Итак, пасторы не должны считать, что исполнили свой долг, если ежедневно тратят какое-то время на поучения. Требуется другое усердие, другой пыл, другая усидчивость, дабы они воистину могли хвалиться своей старательностью в данном деле. Апостолы упоминают о молитве, но не потому, что одни они должны были молиться (ибо занятие то принадлежит всем благочестивым), а потому что у них больше, чем у прочих, повода для молитвы Богу. Если всякий должен заботиться об общем благополучии Церкви, то тем более пастырь, которому особо поручено учительское служение, должен усердно трудиться ради этой цели. Так и Моисей, увещевая к молитве других, сам предшествует им в этом мероприятии. И не напрасно Павел столько раз упоминает о своих молитвах. Кроме того, надо постоянно помнить о том, что мы, сея, вспахивая и орошая, только напрасно тратим силы, если с неба не будет послан прирост. Итак, не достаточно усердно учить, если при этом не просить у Господа благословения, дабы труд наш не остался бесплоден. Отсюда ясно: служителям слова вполне уместно рекомендуется молитвенное усердие.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.