Первый русский фил-ф и его плевок на острую сталь
В детстве у Григория рано начала проявляться тяга к знаниям и певческий дар. Окончив в 19 лет приходскую школу Григорий три года отучился в Киевской бурсе - так тогда называли Киево-Могилянскую академию, а затем благодаря богатому родственнику был отправлен в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербург.
В столице России как придворный певчий, он жил, вблизи Зимнего дворца, получал 25 рублей жалованья (в то время приличная сумма, к тому же его родители были освобождены от налогов), общался элитой государства.
В 1744 году как придворный уставщик, Сковорода поехал с императрицей Елизаветой и её свитой в Киев, где остался продолжать прерванное обучение. Он быстро стал солистом хора академии и начал сам писать музыку. Но потом, желая постранствовать по миру, Сковорода прикинулся сумасшедшим и был исключён из своёй бурсы. Вскоре в качестве церковника при русской миссии ехавшей закупать в Венгрию вино для царского двора, Григорий отправился в Европу.
Три года Сковорода путешествовал по Польше, Венгрии и Австрии. Вернувшись в Россию, он преподавал в семинарии и частным ученикам, работал в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, под Москвою, писал стихи и басни, бродил по Приазовью, Дону, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям.
Его уговаривали стать монахом Киево-Печерской лавры, харьковский губернатор звал в советники, царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе, но Сковорода отказывался, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не интересны.
Сковорода любил природу, часто ночевал в степи или лесу, там же на лоне природы как в храме читал библию. Спал философ не больше четырёх часов. Утром молился, брал свирель, посошок, сумку с книгами и шёл куда сердце ляжет. Ел он один раз в день на закате солнца, любил сыр, овощи и молоко, старался не кушать мяса. Всегда был приветливым и весёлым. От должностей отказывался потому, что на должностях, долго не уживался, так как критиковал церковь, за догматизм и неискренность, не льстил своим работодателям и не ценил комфорт.
Он был странствующим учителем, довольствовался малым и гораздо лучше себя чувствовал в крестьянской хате нежели в панских хоромах. Сковорода мечтал о «горней республике», где нет сословий, все равны. Путь к этой "горней республике" лежит по его убеждению через самопознание и добровольный труд.
Вселенная по Сковороде состоит из трёх частей: природы, человека и мира символов. Каждый из этих миров делиться на две «натуры» — видимую и невидимую, причем вторая натура господствует над первой. То есть дух первичен.
Сковорода верил в Бога, но не верил в церковные обряды. Он считал, что для познания Бога человеку достаточно наблюдать себя и природу ибо Бог всюду. А, что бы быть счастливым нужно иметь мир в душе и отдаваться «воле Божьей», то есть жить в гармонии с собою и природой.
Человека делает несчастным занятие делом к которому не лежит душа. Твоё дело получается у тебя как бы само собою и приносит тебе радость, а не твоё - требует постоянного напряжения, но радости не несёт. Бог добр, по этому "Трудное не нужно, а нужное не трудно" - это пожалуй ключевая установка философии Сковороды. Следуй своей природе и позволяй другим людям и вещам проявлять собственную, насколько можешь - вот его простая мудрость. Он так и прожил всю жизнь играя и не противясь судьбе и на могиле своей завещал написать: "Мир ловил меня, но не поймал".
Умер Григорий сковорода в 1794 году в селе Ивановка Харьковской губернии. Почувствовав приближение смерти Сковорода помылся, оделся в чистое, лёг на лавочку и умер. Его басни и песни остались и пошли в народ, их пели кобзари. Наиболее широкую известность получила песнь «Всякому городу нрав и права», она высмеивает помещиков, ростовщиков и алчных торговцев. Там о смерти Сковорода говорит так:
Кто ж на ея плюет острую сталь?
Тот, чия совесть, как чистый хрусталь...
Считается, что Григорий Сковорода завершил эпоху казацкого барокко и положил начало русской религиозной философии.
Свидетельство о публикации №118053105456