с. Боровское, Катайский район. Боровской женский м

Недалеко от районого центра Катайского района (г. Катайск), вдоль реки Исеть расположилось небольшое село Боровское. Это село известно всем нахождением в нем женского монастыря.

Территория Боровского женского монастыря огорожена каменным забором. Монастырь занимает огромные площади. На территории находятся Храм, часовни и различные жилые помещения. Посажены лиственницы и другие насаждения, причем они уже выросли значительно большие. Можно пройтись по аллеям, и полюбоваться красотой природы. А за деревьями прячутся различные деревянные сооружения, часовни и церкви.

Изначально здесь находился просто Храм. В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. За семь лет монастырь значительно вырос. В главном храме появились два придела: правый — в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый — в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным вырос деревянный храм — крестильный. Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память царицы Александры. В монастыре около сорока сестер: две схимницы, монахиня, семнадцать инокинь, четырнадцать послушниц и трудницы (50).

Интересно само появление этого монастыря, ведь, как правило, в наше время монастыри либо восстанавливаются из руин, либо возрождаются на прежнем дореволюционном месте. Но в селе монастырь никогда не был, работала обыкновенная сельская церковь и вот на тебе, монастырь! Проследим сначала недавнюю историю Никольского храма. В годы Советской власти он оказался единственным действующим по линии Свердловск — Курган. Во время Великой Отечественной войны в нём не служили, потому что хранили зерно, но престол не оскверняли. После войны церковь как магнит притягивала к себе верующих из ближних и дальних мест. На клиросе пели монахини из порушенных женских монастырей Каслей, Колчедана, Верх-Течи; совершали службы вышедшие из лагерей уцелевшие священники; длинные вереницы паломников и прихожан тянулись к церкви от железнодорожной остановки «150-й км», когда там останавливались местные поезда вроде «Егоршино — Шадринск» и электрички. Многие, наверняка, помнят этих богомольцев, в основном, старушек с батожками и узелками за спиной, в ситцевых выцветших платочках. Их было многие сотни во время весенне-летних церковных праздников.
Власти как могли пытались бороться с таким влиянием церкви. Один любопытный факт рассказал мне брат Игорь, одно время работавший главврачом Катайской СЭС.
В начале 70-х годов в Катайский райком КПСС пришла просьба от коллег из Каменска-Уральского. Партийцы писали, что слишком много людей из их города ездит в Боровую на религиозные праздники, что, мол, нельзя ли как-то помешать этому. Игоря вызвали в райком и предложили взять на пробы в церкви воду, снять мазки с предметов, к которым прикасаются люди руками и губами, и сделать соответствующие анализы. Небольшая делегация — главный врач, инфекционист и милиционер — не встретила со стороны батюшки никаких препятствий, кроме того, что в алтарь входить было категорически запрещено. Батюшка даже предложил взять пробу и с его руки, к которой прикладывались прихожане. Результаты всех анализов были безупречные, что вызвало неудовольствие райкомовцев. На просьбу пересмотреть их Игорь ответил твёрдым отказом. Между прочим, по словам матери, работавшей в те далёкие годы в аппарате райкома и райисполкома, священники вызывали уважение к себе тем, что выписывали до 20-ти периодических изданий!
После перестройки и отстранения компартии от власти православные храмы, церкви и приходы открываются повсеместно. Поток верующих в Боровую иссякает. В 1989 году настоятелем храма становится протоиерей Александр Никулин.
Освоившись в Боровой, о. Александр в 1992 году объединяет некоторых женщин-прихожан в церковную общину на новых принципах, на принципах церковной семьи по типу обители. Всё стало общим — скорбь, радость, забота и нужды. Но прежде чем устроить обитель, объехали всех известных старцев и получили их благословения. Одновременно с созданием обители началось устроение Богородичного садика возле храма. Священники вместе с прихожанами в холодную осень вытаскивали плавающие в болоте брёвна и приспосабливали их под столбики (сейчас ограда уже каменная). Вручную засыпали болотца, посадили цветы и деревья. С 1993 года в Богородичном садике каждодневно стали совершать богородичное правило. На пригорке на месте мусорной свалки, заросшей репейниками, построили прекрасную деревянную часовню в честь Святой Троицы, чем-то похожую на знаменитые Кижи. Необычен и иконостас часовни, сплетённый из древесных ветвей.
Невелик Богородичный садик, но до чего же красив и уютен! Искусственный водоёмчик в обрамлении цветов и кустарников, короткая аллея, составом деревьев напоминающая дендрарий — представлены все хвойные. Здесь сосна и ель, кедр и лиственница, пихта и можжевельник! Растёт молодой дубок, выращенный из жёлудя, другие лиственные. Приезжайте в Боровую и зайдите в Богородичный садик, посидите на скамейке, задумайтесь о вечном...
Когда в 1996 году в общине появились три девочки-подростка, три отроковицы, было решено создать Девичью обитель. Однако кто же будет вести хозяйство? Решили принимать и женщин, и в 2000 году обитель стала женским монастырём Похвалы Божией Матери во главе с настоятельницей игуменьей Вассой (Ляпиной), которая находилась до этого в общине более 10 лет. За годы службы в Боровой о. Александра его стараниями и пастырским руководством монастырь расширился и укрепился. Здесь есть жилые корпуса и трапезная, мастерские, скотный двор... Храм святителя Николая стал трёхпрестольным, то есть, построен придел, освещенный в честь Царственных мучеников, членов царской семьи, убитых в Екатеринбурге в 1918 году.
Престольный праздник — 17 июля. Через дорогу от храма в 2-х этажном деревянном доме, возвращенном церкви (при Советской власти в нем находилась школа), на 2-м этаже устроена Царская Комната, с которой меня познакомила матушка Васса. Многочисленные репродукции и фотографии посвящены царской семье.
При посещении церкви невольно удаётся подсмотреть какие-то штрихи монастырской жизни. Вот из трапезной потянулся к храму ручеёк монахинь, в аллейке убирает опавшие листья послушница, на хоздворе работают монастырские помощники — трудники, молится перед входом в храм женщина, которая не относится ни к одной перечисленной выше категории, а просто «при монастыре». Именно так назвала себя в одной телепередаче дочь Василия Шукшина — Ольга (51).

Можно спуститься вниз с горки к реке Исеть. Отсюда открывается вид на территорию монастыря, на каменную стену, которая окружает монастырь.
Здесь, на берегу реки, находится большой столик для пикника на природе. Место, конечно, не такое чистое, так как видимо за ним никто не следит и не убирают, но красивое. Вода в Исети темная, мутная и ржавого цвета.

До села Боровское можно добраться по трассе Р-354 (Шадринск-Екатеринбург), поворот в г. Катайск, далее поворот на с. Боровское. Можно доехать из Кургана или Екатеринбурга на электричке до ст. Боровское (150 км.). Координаты села: 56.266922, 62.652839.


Рецензии