Контрольны выстрел

Антон Данилец
Против плагиата. Опять работу заказали . но не оплатили. Так что пусть хотя бы воспользоваться не смогу.
Позор ворам и мошенника, кто бы они не были
Введение
Для того, чтобы написать исследование, на мой взгляд, в первую очередь необходимо попасть в унисон к тому, о ком это исследование пишется. Попадание в единый ритм с Владимиром Семеновичем Высоцким, когда я приступил к работе над темой о необходимости преподавания творчества и произведений Владимира Высоцкого в школе я задумался, слушая песни маэстро в кинофильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» Там он пел о книгах, прочитанных в детстве и многократно игранных со своими сверстниками, друзьями и врагами, которых дети в играх распределяли на своих и чужих, сообразно с качествами, которые придавались героям прочитанных книг. Эти игры, как воспоминания прошлого, приведены Высоцким, в частности в поэме «О Витьке Кораблеве и друг закадычном, Ване Дыховичном»
Поэт, актер, музыкант, так искренне переживает в этой песне свое детство, что его рефрен «Значит нужные книжки ты в детстве читал»  звучит для ребенка истиной, пониманием того, что такой старший товарищ, как известный всей стране и чтимый ей автор и исполнитель. Владимир Высоцкий, для него, подрастающего ребенка, просто бесценен. Ведь несомненно он смог бы подсказать и правильно рассказать непосредственно ему, как подрастающему человеку то, какие книжки считал бы он нужными, мудрыми и важными для человека, который только вступает в жизнь, но уже хочет, чтобы эта песня Высоцкого была и про него.
Впрочем, для правильного понимания и точного воспроизведения размышлений В. Высоцкого о детях и о том, как его творческое наследие может звучать для представителей молодого поколения, автором также были исследованы произведения ученых-критиков и современников В.С. Высоцкого, которые скрупулезно исследовали его творчество. Как он сам говорил: разбирая по словам его хрипы» .
Таким образом, целью данного исследования будут перспективы и возможные направления преподавания творчества и произведений Владимира Высоцкого в программе по литературе средней школы.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд последовательных задач, в том числе:
1.Исследовать с особенности творчества В. Высоцкого в его героических циклах
2.Произвести критический анализ поэмы В. Высоцкого Про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного.
3.Определить особенности преподавания произведений В. Высоцкого в школе.
4.Проанализировать произведения Высоцкого в которых он представляет себя в роли ребенка.
5.Разработать предложения в контексте преподавания творчества и произведений В. Высоцкого преподаванию школьникам школьной программе по Русской литературе
Данная тема исследовалась в научной литературе, в частности В.Д. Богоявленским  и Н. А. Крымовой , Е.В. Корякиным , А.В. Кулагиным , А.В. Макаровой  , А.В Скобелевым и С.М. Шауловым . Произведение этих авторов, а также творческое наследие самого В. Высоцкого  были использованы автором при написании данного исследования.
Объектом исследования в данной работе являются особенности творчества и произведений В. Высоцкого при школьном преподавании.
Предмет исследования, непосредственно творческое наследие поэта, актера и музыканта В. Высоцкого.
Структура исследования включает настоящее введение, три главы, заключение и список использованной литературы.;
1.Творческий путь и особенности произведений В. Высоцкого
1.1 Особенности героических произведений В. Высоцкого, его преодоление
Родился Владимир Семенович Высоцкий в январе (25) 1938 г. в довоенной ещё Москве, а скончался уже в Москве Олимпийской, 25 июля 1980 г. Поэт, артист и музыкант прожил отпущенную ему жизнь ярко, неистово и коротко, пролетая через неё будто космический Метеор. Оставив за собой след яркий и звучащий пронзительно для своих современников и потомков. И к потомкам этим несомненно следует относить современных школьников. Ведь они ещё только готовятся вступить в жизнь, но уже знаю, многие совсем не понаслышке, творческое наследие Владимира Высоцкого, с которым познакомились в его песнях, публикациях, киноролях, театральных ролях, по их записям и отзывам о них современников .
Конечно же, как и в прошлом Владимира Высоцкого далеко не все любят. Но, конечно же знают его все». – так говорила о своем коллеге, актере Московского театра на Таганке. Алла Демидова, также актриса этого театра .
Также их воспоминаний современников поэта нам известно, что к концу 70-х гг. XX столетия проводился социологический опрос, который исследовал тему самого популярного человека в СССР. Ученые, которые проводили опрос, предполагали что первенство останется за В.И. Лениным, К. Марксом ну либо, хотя бы Юрием Гагариным, но, граждане, учувствовавшие в опросе  чаще прочих говорили именно о Высоцком  . И это не могло быть воспринято социологами в качестве случайности. Поскольку он уже тогда стал поистине живой легендой, даже кумиром миллионов граждан СССР. Но куда большим блеском славы и популярности, ни с чем несопоставимой пришли к Высоцкому по его кончине, после которой наконец-то стали возможными публикации его стихов, а также свободное распространение качественных аудиозаписей .
Вместе с официальным признанием Высоцкого, как будто бы нагоняли награды, в числе которых оказалась Государственная премия СССР за 1987 года. Возникала стихийная «мода на Высоцкого, с которой откуда-то пришли и сотни «друзей», которые стучали себя в грудь, вопия: «Ведь я тоже был где-то рядом!»
Известный советский поэт, Роберт Рождественский, так писал об этом: «Давно было отмечено, что по кончине известного человека, количество его «посмертных друзей» моментально становиться просто бешено большим. Всегда надуться люди, которые жаждут погреться в лучах его посмертной славы. Тем более что эта слава принадлежит покойнику, который не может никому возражать и в силах что-то  опровергнуть» . Похоже писал о Высоцком, так же его друг и коллега по театральному цеху, Валерий Золотухин.
Конечно же, причиной необходимости преподавания В. Высоцкого в школе не может быть «мода на Высоцкого» и тот поток инсинуации и домыслов, которые пришли после этого, как пена после морского шторма. Ведь предметом такого интереса, непреходящим и вечным, может стать только непосредственное, живое творчество поэта, которое с точки зрения автора настоящего исследования целесообразно начинать со знакомства с Высоцким именно, как с поэтом, мастером и гением Слова, а также замечательным драматическим актером. И в этом контексте закономерно представить творчество Высоцкого в продолжении изучении трагедии В. Шекспира «Гамлет» .
    Предварительно прочитав эту трагедию, после чего осмыслив  произведение на школьных занятиях, возможно дополнительно прослушать монолога Гамлета «Быть или не быть...», который записан в исполнении В. Высоцкого, а также прочитать стихотворение Б. Пастернака «Гамлет» и стихотворения Высоцкого «Мой Гамлет» . Такое чтение должно подготовить учеников к серьезной урочной работе, которая может дать возможность завершить изучение бессмертной трагедии мирового литературного наследия.
Высоцкий в роли Гамлета спектакля Театра на Таганке поставленного и премьерно показанного в 1971 г. была центральным событием во всей творческой биографии В. Высоцкого, поэта-актера. Он сам говорил о том, «что играл много ролей в театре на Таганке, однако самой большой моей ролью, и он думал, что выше ролей просто нет, та, в которой он сыграл Гамлета...» . То есть эта роль превратилась в жизни Высоцкого в исключительно важную  веху, которая по мнению замечанию критика Н. Крымовой, «Дала Высоцкому то, что в этой «роли» он перемолол в себе весь хаос вопросов по поводу его  жизни, которые никак иначе не могли быть окончательно упорядочены»  . Таганковский Гамлет, поставленный Ю. Любимовым и сыгранный В. Высоцким не пытается отвечать на вопрос «быть или не быть» поскольку для него определен один, трагический, финал, но ему надо определить ту грань  очень конкретного вопроса в котором он видит свой исход достойным или жалким.    Дорога Гамлета, как и самого В. Высоцкого направлена к красоте от безобразия, к дуэли от мышеловки. Высоцкий – Гамлет не на жизнь, а на смерть  ведет борьбу и готов умереть за то. Что он принял важным и незыблемым для себя. Сам Высоцкий говорит об этом: «В прологе я исполнил песню, написанную на стихи Бориса Пастернака «Гамлет», которое представляет собой шифровальный ключ к данному спектаклю: «Но продумали распорядка действий, и потому - конец пути неотвратим» .
Конечно же Гамлету не сойти с дороги, которая ведет его к роковому концу, и Гамлет ясно понял уже то, что происходит с его страной и с ним самим. Жестоко и сложно время, отпущенное ему и его Родине. Но он ответственен за свою страну, ведь он, как принц, он готовился к трону, но место его было отдано коварному и бессердечному цареубийце. И Гамлет теперь помышляет в основном и только о мести. При том, что он против убийства. И это приносит ему дополнительные мучения. Знаменитым монологом «Быть или не быть» который исполнил Высоцкий спектакль был закончен, как своей доминантой и, как будто бы раскрыл глубины раздумий Гамлета по поводу несчастий вокруг него. Таким образом, начало преподавания творчества Высоцкого в школьном классе может быть  начато прослушиванием монолога Гамлета в исполнении Высоцкого, после чего учитель может предложить своим ученикам  вопрос: - Каким представляется вам Высоцкий, исполняющий роль Гамлета?  Как и какой путь он выбирает для себя? После этого, учителю целесообразно дать своим ученикам послушать стихотворение Пастернака «Гамлет», исполняемое В. Высоцким под гитару, непосредственно перед началом спектакля в качестве своеобразной прелюдии действию:
«Гул затихает, и я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Ловлю я звук в далеком отголоске,
Всё, что случится на моем веку...» .
    В этой записи голос Высоцкого, учащается и начинает задавать тон всей постановке, на что требуется обращать особое внимание учеников, которые слушают эти стихи Пастернака. В голосе Высоцкого внимание учеников обращается к   решительной и беззащитной естественности, которая делает понятными смену внутренних мотивов поведения героя. Высоцкий обращается к людям, понимая свое одиночество и враждебность мира к нему.
- «Я один, мир тонет в фарисействе» . Высоцкий поет это в отчаянии, заканчивая спокойно-горестно: «Прожит жизнь – не поле перейти» . В замке Датских королей Эльсиноре, прожить жизнь, подразумевает постоянно пребывание у опасной черты, за которой таким легким кажется убийство ближнего, даже легче, нежели стать убийцей самому. Роль Высоцкого представляется особо драматичной, потому, Гамлет Высоцкого, Гамлет, очень юный. Ведь Высоцкий играет юношу, оказавшегося на войне, как драму юности, которая принесена в жертву. Этим обаятельным молодым человеком создается образ песен и любви, требующий отражения и нанесения ударов. Смертельных ударов, которые получаются им от людей близких и таких же даров его строну столь же близких и дорогих ему людей. Стихотворением Пастернака зрители, как будто бы подготавливают к трагедии человека, который обречён жить и умереть в мире, который наполнен злом и обманом.
    Таким образом для учеников уже как будто готово время для звучания стихотворения В. Высоцкого «Мой Гамлет» в его авторском исполнении. В этом стихотворении Высоцкий дал оригинальную трактовку «вечных образов», к которым принадлежит сам Гамлет. Это стихотворение написано в 1972 году, вскоре после того, как состоялась премьера «Гамлета» в театре на Таганке и которое превратилось в программное стихотворение в рядах философской лирики данного автора периода начала 70-х годов. В этом стихотворении автор смог обратиться к вопросам «вечности» бытия в отношении смысла жизни и внутренних поисков художника, выбирающего жизненный путь, при невозможности получать ответ на все свои «сложные вопросы». Высоцкий, как будто бы подводит итог своим героическим циклам стихов и песен, о Великой войне («На братских могилах не ставят крестов», «Я ЯК –истребитель», «Руками мы землю толкали» и т.д., о людях войны и труда «Тюменская нефть», моряках и альпинистах «Возвращение с гор» и т.д., которые совершенно ясно и до глубины правдиво раскрывались перед читателями поэзией В. Высоцкого, но все же не могли стать чем-то законченным и совершенным . Без этой роли, в которой сам Высоцкий не рассуждал о ком-то, давая ему свою оценку, и выстраивая через себя общественную оценку этих людей, но не мог найти слов о самом себе.
Поэте и представителе искусства, которые пребывает в готовности отдавать за свои мысли и убеждения всего себя, не делая при этом исключения, даже в отношении собственной жизни.
Так что именно сыгранная и глубоко прочувственная Мастером роль, дала ему не только возможность, но и истинное право на то, чтобы его творческое наследие могло представлять собой частицу Русской поэзии, которая может стать предметом преподавания в курсе Русской литературы.
Но при этом, в качестве важного дополнения к этому, автор данного исследования предлагает обратиться к тому опыту детства и ученичества, который сам В. Высоцкий создал в своей поэме «Про Витьку Кораблева и друга закадычного, Ваню Дыховичного» .
1.2 Критический анализ поэмы В. Высоцкого Про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного

В 1970 – 1971 гг. ХХ века, В. Высоцкий напряженно работал над этой поэмой. Это было связано с тем, что Московское издательство «Детская литература» сделала ему заказ на написание поэмы для детей в 2-х частях.
При этом важно отметить, что уже написанная автором часть произведения, так и не была принята издательством.
Эта поэма Владимира Семёновича Высоцкого, не была быть дописана им по какой-то причине, которая никому, кроме него, неизвестна и в этом судя по всему, неповинны драмы и трагедии, которые наполняла трудную жизнь поэта. На основании же того, когда эту удивительно символическую вещицу автор начинал и продолжал, она должна была бы стать маленьким шедевром, таких, каких не мало было у этого выдающегося автора.
Конечно же нельзя не заметить представленную в поэме свойственную ему игру слов понятий и выражений, которые, как будто бы вытканы автором в виде причудливого ковра.
Сама по себе поэма повествует о приключениях троих школьных друзей, двое из которых имеют реальных и достаточно известных прототипов, в том числе, самого Высоцкого, от имели которого и ведется повествование и соученики, друзья В. Высоцкого, Витя Кораблев и Ваня Дыховичный.
Иван Дыховичный стал впоследствии коллегой В. Высоцкого по театру на Таганке, где сыграл множество ролей и пробовал себя в режиссуре.
Действие поэмы относит читателей ко времени, когда герои еще учились в пятом классе Московской школы.
Что случилось с пятым "А"?
Как вам это нравится:
Вера Павловна сама
С ним не может справиться!
В поэме, помимо главных героев Высоцким выводится множество персонахже, в том числе, родители школьников, управдом, преподаватели, пионервожатый и др. Совместно они решают животрепещущий вопрос о том, какой предмет в школе наиболее важен – литература или техника.
И в этом контексте можно проследит типажи мальчиков, главных героев.
Ваня Дыхоиный характеризуется им на основании голоса:
«Первый голос был обычный -
И не резок, и не груб, -
Это Ваня Дыховичный,
Всем известный книголюб» .
При этом Ваня был интересным и страстным рассказчиком, который мог порою своими рассказами удержать класс даже во время перемены, несмотря даже на присущие ему неуклюжесть и полноту.
Витька, так же представлял в классе авторитет за счет своих технических познаний и способности работать руками.
Таким образом, интересы и темперамент ребят представлены различными, именно для придания поэме заявки и интриги.
Но в принципе, разница увлечении и темпераментов не выходит в данной поэме на первое место, а отсутствие диалогов и повествования автором от первого лица не дают возможности определить характер темперамента школьников методами психологического анализа. Однако, это и не важно для автора, поскольку он использует литературный прием. Который в детской литературе всегда использовался достаточно широко.
Равно как и развязкой таких текстов, как правило выступала некоторая мораль, которая выставляет дружбу и взаимовыручку впереди всяческих разногласий. Такая мораль имеется и в поэме В. Высоцкого
И захохотали оба,
        И решили меж собой,
        Что они друзья до гроба,
        В общем - не разлить водой!
        ...Может, случай не типичный,
        Но во множестве дворов
        Есть и Ваня Дыховичный,
        Есть и Витька Кораблев.
И таких примеров - тьма, -
  Можно в школе справиться...
  Вот что было в пятом "А"!
  Как вам это нравится?»
: В общем, текст, задуманный и написанный Высоцким в данной поэме по заказу детского издательства достаточно банален и дидактичен. Стоит ли жалеть о том, что автор так и не закончил данный текст. Ведь даже, не будучи законченным, он есть и он, несомненно замечателен. И его замечательность определяется парадоксальной манерой повествования, которая навсегда останется свойственной В. Высоцкому.
Так что можно читать и взрослым, и что, на мой взгляд, куда более важно делать это детям. Поскольку действительно, школьники, школьный класс, несмотря на все веяния современности, всю показную продвинутость и раскованность» современной школоты», которая просматривает ю-туб, и отлично ориентируется в вопросах зомби-апокалипсиса и бунта машин, старательно пугается героини «ужастика» «Звонок», и вообще всеми силами стараются доказать себе и окружающим, что они не такие, каким были их «отсталые предки», все равно остаются теми же школярами, которые объединены школьным братством.
Братством, не таким, каким может быть коллектив в офисе или в цехе. Ведь школа, это особая жизнь. Жизнь, не такая, какой она может быть где-то вне школьных стен и школьного товарищества, скрепленного не возможными выгодами или каким-то прагматизмом, но именно процессом.
Процессом совместного взросления, который проживал каждый, и в котором, каждый, не конкурировал друг с другом, за место под солнцем. Но просто, старался оказаться лучшим. Чтобы девочка из соседнего класса или школы, просто улыбнулась, посмотрев на тебя.
И это, конечно же также понятно современным подросткам, также, как было понятно и современникам Володи Высоцкого. Вообще же, незаконченность поэмы о Вите Кораблёве и друге закадычном, Ване Дыховичном, я бы связал с нежелание Высоцкого, окончательно врываться их своего детства. Именно с нежеланием оставить детство позади, безвозвратно порвать связь с ним. Ведь именно детство, на мой взгляд, стало для него тем источником, из которого он черпал вдохновение и содержание произведений во всех его творческих периодах.
Вообще же других причин, по которым Высоцкий не закончил бы данную поэму я не нахожу. Может быть ему не хотелось прямо отвечать на дидактичный, и при этом неразрешимый вопрос о том, что важнее «физика или лирика», и он посчитал, что такой незакрытый финал для этой поэмы останется лучшим выходом из сложившейся дилеммы.
Высоцкий, будучи несомненным гением, свои произведения заканчивал, несмотря на сложность принятой им к написанию темы. Он имел богатый опыт в написании детских произведений и стихов, как несомненное подтверждение этого может быть приведен полноценный радиоспектакль «Алиса в стране чудес», который был сделан на стихи и музыку Высоцкого. И этот также известно из изданных к настоящему времени проведении Мастера.
Стихи Высоцкого для детей могут поразить своим содержанием и стихотворным построением, ведь дети в них имеют возможность понимать практически всё, каждое слово, которое в самом деле им действительно интересно, поскольку в стихах Высоцкого тексты, как будто бы сотканы из слов простых, именно таких, какими разговаривают обычные люди, соседи, соученики, которые не утруждают себя всяческими заумствованиями и труднопроизносимостями. При этом, люди старшего возраста, ещё до пришедшего к ним напоминания о детстве и о школе, в которой ни учился и которую может время от времени вернуться, хотя бы во сне вспоминают с этим и свой тогдашний язык, слова и способы общения, в котором сохранялись некоторые идиомы, казавшиеся столь близкими, даже родными.  возвращаюсь .
Да, Высоцкий в своей поэме с радостью вспомнил свое детство. И, даже рассказал читателем о нем. Но, скромно. Именно так, чтобы не утопить в многословии истинности своих чувств и переживании. Чувств, с которыми поэт не хотел, да и не мог расставаться с тем, что было для него детство. А именно не просто периодом его жизни, но источником вдохновения и радости, которые оставались для него открытыми и важными на протяжении всей его жизни и творческой деятельности.
Так что незаконченность этой поэмы, по моему мнению суть. Неизбежность. Однако, эта неоконченная поэма, посвященная настоящему. «закадычному! Школьному другу Владимира Высоцкого Ивану Дыховичному, так же не могла и не быть начатой. Ведь она стала истинным даром тому, кто был настоящим другом поэта.
Таким образом. Сегодня мы можем сами читать и наслаждаться этим незаконченным, но так хорошо и точно раскрывающим материал произведением, который оказался сродни чем то, произведениям Александра Сергеевича Пушкина о его Лицейских друзьях. Да, читатели и теперь могут получить представление о школьной жизни и дружбе, которые при этом просто вынуждены додумывать сами. Ведь оконцовки в поэме нет, а судьба прототипов Героев, выведенных в ней, сколь широко известны, сколь и противоречивы. Даже загадочны. Вообще-то Иван Дыховичный прожил дольше Владимира Высоцкого, при том. что его жизнь напоминала по насыщенности и поворотам приключенческие телевизионный сериал, в котором Иваном Дыховичным были переиграны все роли, так в Театре на Таганке им была сыграна «половина репертуара, включая друга Гамлета Розенкранца, а также Керенского в «Десяти днях, которые потрясли мир». Его Коровьев в «Мастере и Маргарите» представлялся окружающим «ртутью в ногах и бесом в глазах».
Иван Дыховичный всегда дружил с Владимиром Высоцким.
Выводы к первой главе
Таким образом. В первой главе мы коротко остановились на творчестве Владимира Семёновича Высоцкого, в контексте возможности преподавания некоторых его произведений в школьной программе по Русской литературе. Результатом такого изучения стала некоторая основополагающая база, позволяющая не только убедиться в необходимости этого, но также проследить возможность введения такого курса, который может быть логично начат изучением Высоцкого в роли Гамлета, которого он исполнил на сцене Московского театра на Таганке. Также, нами была исследована «детская» поэма В. Высоцкого. На основании анализа которой мы приходим к выводу о том, что поэма Высоцкого «Про Витьку Кораблева и друга закадычного, Ваню Дыховичного», есть произведение, одновременно как будто бы не имевшая возможности не появиться, и, не имевшая возможности к тому, чтобы быть оконченной в силу своей дидактичности, которую Высоцкий хотел представить в виде неоспоримой и вечной ценности школьного братства. То есть своеобразного развития темы дружбы в стихах Русских поэтов, Пушкина и Высоцкого.

;
2.Особенности преподавания произведений В. Высоцкого в школе
2.1Высоцкий в роли ребёнка в своих произведениях
Таким образом, предыдущий параграф дал нам понять, что Высоцкий высоко оценивал и ставил на должный уровень опыт и задор своего девства, которое всегда становилось для него источником радости и творческого вдохновения.
Имеющимся опытом педагогической работы было показано, что на уроках литературы на уровне обучения литературе в пятом классе, сказки, как  народные, так  и литературные, проникнуты глубиной веры в верховенства  добра и справедливости. Это позволяет аргументировано быть дополнено  знакомством детей с творчеством Высоцкого, представленного в виде песен-сказок. В этих песнях-сказках существенная, если не подавляющая часть сказочных и фантастических элементов может быть замечена, в качестве широты их авторского применения. Однако, применяя эти традиционные приемы, Высоцкий ищет в них собственные направления для творческой интерпретации уже ранее известных сказок . Высоцкий, как любознательный ребёнок, оставляя двух-трёх вроде бы знакомых героев, делает их неузнаваемыми. В результате этого он создает антисказку. Таким образом, готовясь к уроку, педагог организует чтение или прослушивание песен-сказок, после чего начинает разбор данных таких песен-сказок, таких, например, как «Странная сказка», «Сказка о несчастных сказочных персонажах», «Нечисть», «Песенка о диком вепре» . Рассматривая фольклорные традиций, которые представлены песнями –сказками Высоцкого можно обратить особенное внимание учащихся в отношении героев данных песен, которые знакомы детям из русских народных сказок при гипотетическом пересечении, своеобразной перекличке ситуаций сюжетов, которые встречаются и в народных сказках и в песнях. При этом особое внимание учитель обращает на устойчивые сказочные выражения, как на определенные художественные особенности песен-сказок В. Высоцкого и своеобразных элементов сказочной фантастики, принятой в этом жанре. К примеру, можно обратиться к сюжету песни «О диком вепре», восходящему к сборнику лубков «Дедушкины прогулки», который выдержал много изданий уже на рубеже XVI -XIX вв. ну и уже от этого лубка можно взойти уже к переводу «Истории семи мудрецов». Также можно обратиться и к литературным обработкам сюжета, в виде И. Языкова, «Сказка о пастухе и диком вепре», которые на мой взгляд наиболее текстуально близок к песне Высоцкого. Однако, при том что в сказке Языкова рыцарь бьется с чудищем, а затем, победив его ведет под венец принцессу, то в антисказка Высоцкого наоборот, для «опального стрелка», который бьётся с чудищем сначала вовсе избегает этого сражения, но, согласившись под конец и одержав победу, как победитель испрашивает в качестве приза «портвейна бадью», спасает свое  королевство от чудовища, категорически отказывается принимать как награду королевскую дочку и просто сбегает для того, чтобы не идти с ней под венец и этим просто позорит короля и принцессу. И этот в общем-то забавный и нетривиальный финал порождает вместо простой сказки, порождает притчу о свободолюбивом человеке, который будто бы противостоит власти короля, до есть слагает, притчу, основной смысл которой – показывает независимость стрелка, оказавшегося по такой вот странной причине в «опале», то есть в гонениях . Используя же пример песни-сказки «О несчастных сказочных персонажах», которая именовалась первоначально название «О несчастных лесных жителях»  учитель может передать своим ученикам прослеживать, что разные «отклонения» от привычных сказочных вариантов получают от поэтов модернизированные смысловые оттенки. В данном случае. ситуация как будто традиционная, в которой живущая «в заточении» царица сохраняется стражей, поставленной Кощеем, при том, что эта стража представлена зверем «с семью главами, о пятнадцати глазах». Однако герои песни Высоцкого совсем не таковы, как другие герои в известной сказке. Поскольку сами они несчастны, то и чудище, «от большой тоски по маме вечно... в слезах», да и сам Кощей, от любви к царице «увял и высох»,  то и Иван-дурак, и баба-яга, также несчастные «по-своему», конечный финал песни превращается в контексте обычной сказки, в полный абсурд, при котором умирает сам бессмертный Кощей, без всякого вмешательства извне. Впрочем, освобожденная всё-таки царица также «несчастна» и не радуется сказочному освобождению.    Учитель, давая ученикам прослушать песню-сказку, предлагает ученикам высказывать свое отношение к традиционному персонажу сказки – Ивану, обращая внимание на то, что народная сказка представляет «Ивана – крестьянского сына и Чудо-юдо»), выдвигая на первый план некоторые качества, такие как смелость, решительность, а также отсутствие сострадания к врагу. Но в песне Иван представлен героем добрым и гуманным. То есть Герой песни Высоцкого открыто жалеет всю эту лесную «нечисть»:
«Тут начались подвиги его напрасные,
С баб-ягою никчемушная борьба,
Ведь она тоже по-своему несчастная.
Эта жалкая, лесная голытьба» .
То есть, образы-персонажи. традиционные для русской сказки представлены в известной «Песне-сказке о нечисти», которая происходит в «заповедных и дремучих страшных Муромских лесах» Лешим и Кикиморой, Змеем Горынычем и вампиром, которые несут человеку зло и могут легко расправиться с каждым, кто оказывается в их власти. Недаром в конце песни поется рефрен, иронично-серьезный: «Страшно, аж жуть» !
Не случайными оказываются глаголы, которые указывают на злодейства нечисти: «заграбастают», «защекочут», «уволокут». Но, шутливость характера песни-сказки станет понятным при том, когда читатель (слушатель) поймет, что в этой роли заступника и избавителя человека может выступать выступает Соловей-разбойник, который знаком ученикам по былине «Илья Муромец и Соловей разбойник». Но в песне именно этот Соловей-разбойник разгонит всю лесную нечисть, после чего Высоцкий создает свой финал, который, как будто бы написан детским языком поэта:
«И теперь, седые люди,
Вспомнят прежние дела.
Нечисть билась груди в груди.
И друг дружку извела,
Закончилось навсегда безобразие.
Человек ходит в лес безбоязненно,
Так что не страшно ничуть» !
Таким образом мы смогли представить через песни сказки Высоцкого, мир непосредственный, не такой, каким он привычен, на таким, каким он становиться в неповторимом представлении ребенка, который, как будто бы побывал на на русской ярмарке, на которой все играет и поет, песни «Скоморохи на ярмарке» и «Песня Марьи», которые можно услышать в кинофильме «Иван да Марья».
2.2Критический анализ кинофильма Иван да Марья
Работа над этим фильмом велась В. Высоцким в 1974 г. Кино всегда дело серьезное, поскольку связано со сметами, планами, художественными советами, отчетами и примаками
Не имеется ни одного свидетельства по поводу того, каким образом Высоцкий оценил кинофильм «Иван да Марья» режиссёра Б. Рыцарев, снятый на киностудии имени Горького .
  Высоцкий, своим участием в данной картине не был доволен, безусловно. И это кино стало неудачей., которая произошла вовсе не вине Высоцкого.
Сам он подготовил для картины четырнадцать песен, при том, что в конечный вариант фильма попали из них только семь. Хотя даже они не вошли в кино целиком. И это при том, что имелась первоначальная договорённость, что не все его песни будут включены в фильм, хотя сам Высоцкий не мог предполагать, что будут использованы только отрывки с переставленными строфами из всего написанного им.
Режиссер этого фильма Борис Рыцарев говорил о нем «Сказка, и не сказка», так своеобразно определяя жанр данного кинофильма. Что же в этом кино есть сказочного?
Название, прежде всего «Иван да Марья», а значит потом уже и Герои кино – Евстигней - царь, Баба-Яга, Призрак, Соловей-разбойник, Воевода, все они сказочные персонажи. Так что же в этом кино оказывается современным?
И это будет та самая интерпретация данных героев, похожим в своем подходе не прием В. Высоцкого, представляющим своих персонажей в контексте ироническом. Также поступили и авторы этого фильма к происходящему на экране . К примеру, Евстигней Тринадцатый – царь решил, что следует заточить в башню солдата Ивана и уже в башню, солдату явился призрак Тимоша. Тимоша-призрак совершал то, что ему положено, то есть вовсю воет, корчит ужасные рожи, показывает ужасные орудия для пыток. Однако, это всё вовсе не производит на Ивана какого-то впечатления.
- «Старею, - говорит Тимоша, вздыхая и с горя присаживаясь вместе с солдатом.
- «Слушай, табачку не найдется, у тебя?» - продолжает Тимоша свой монолог, закуривая вместе с новым приятелем.
Роль Тимоши исполняется актером Валентином Никулиным, и зрители ыидят его и. как будто бы решают с режиссером, что же будет с Тимошей, придумывая, что престарелый актер, который всю жизнь кормящийся единственным старым номером, от которого скучает сам актер, а уж зрители и тем более. После того, как такое решение образа принято зрителями и режиссером, сразу приходит и к зрителям из персонажа сказочного.  В человека, который к тому же хорошо знаком ему.   И этот факт, как будто бы впускает зрителя в фильм, и зрители перестают чувствовать себя в нем чужими. Как было ещё в начальной сцене ярмарки, которой фильм начинался.
Сказочная комедия включила в себя множество песен, на слова. Сочиненные Владимиром Высоцким, музыку к которым была написана композитором Александром Чайковским. Хотя в «Иване да Марье» имеются и  подлинно народные песни русского народа. К примеру «Ух ты, Марьюшка-солдатка, за что ты не возлюбила Ивана», была привезена авторами кино из фольклорной экспедиции в Белгородскую области. Эта песня была сочинена в веке XVII и была, как будто специально написана лля использования в фильме «Иван да Марья».
Сценарист фильма, Александр Хмелёк, так говорит об этом: «Неисчерпаемость русских народных сказок не ограничивает ничем их возможности». При том, что он берет традиционные народные персонажи, используя сюжеты нескольких сказок и на манер песен-сказок, написанных Высоцким,  добавляет в них новых персонажей, которых помещает в разные новые ситуации, после чего рассказывает историю о том, как Марья, крестьянская девушка и Иван, бравый солдат  преодолевает много  препятствий, чинимых для них Евстигнеем-царем, Бабой-Ягой, Соловьем-разбойником, Лешим, нечистой силой, все же сыграют весёлую свадьбу в конце концов . Сказка эта разворачивается в городке, в котором служил Иван, а также в деревне, в которой живет Марья. Авторами фильма не скрывается его «театральность», напротив, всячески подчеркивая эту театральность. В этой сказке имеется эпизод, в котором Иван уходит из города в деревню, а по дороге поет песню, которая состоит из нескольких куплетов. Хоть путь короткий – всего только мосток перейти. При этом эпизод этот снят так, что Иван начинает каждый куплет у стен города и допевая его до конца в дёрене.
И такое аудиоустройство сказки, напоминает то построение, парадоксально неожиданной, хотя и основанное на твердой народной традиции, песни-сказки, о цикл которых был рассмотрен нами в предыдущем параграфе.
Выводы по второй главе
Таким образом, во второй главе нами были проанализированы сказочный песенный цикл Владимира Высоцкого. А также фильм-сказу «Иван да Марья», который удивительным образом корреспондируются друг с другом, повторяя и совершенствуя литературную методологию, которая использовалась Высоцким в его творчестве. Однако, непосредственно данный фильм не был оценен В. Всоцким, поскольку песни, которые он подготовил к нему, не вошли в конечный вариант кинофильма.
Полученные же литературно-художественном выводы в ещё большей степени дают нам основания наличия методологической и даже методической возможности преподавания в школе, на уроках Русской литературы, произведений и всей совокупности творчества Владимира Высоцкого. Это поясняется тем, что нами была обнаружена на рассмотренных примерах методическая основа для разработок методических рекомендаций, на основании которых могут быть разработаны конкретные уроки, которые могут быть реализованы при преподавании Русской литературы в школе.
3.Творчество В. Высоцкого применительно к преподаванию школьникам
3.1 Преподавание В. Высоцкого в школьной программе по Русской литературе
Широко известно, что эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется той методикой преподавания, которая установлена для преподавания некоторой дисциплины, в том числе, экономики.  Понятие «методика», в переводе с древнегреческого, значит, как «путь», «исследование», «теория», «учение». Таким образом, методика есть способ обучения конкретному учебному предмету. При образовании учащихся в области литературы, наблюдается значительное количество изменении методики преподавания из-за динамики общественной жизни.
Таким образом, методика в точном смысле слова, представляет собой учение, которое исследует методы обучения и воспитания  . Как предмет методики преподавания рассматривается сам процесс обучения по определенной учебной дисциплине. Задача методики заключается в исследовании закономерностей данного обучения, а так же установления на их основе норм и нормативов по требованиям к работе преподавателей .
Говоря другими словами, методика представляет собой совокупность определенных методов, при помощи которых реализуют требования, которые предъявляются к преподаванию. Поскольку методика преподавания общественных наук, в том числе и литературы, призывается обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, а также и строгую научность, яркость и доходчивость излагаемого материала. В качестве совокупности определенных приемов, методика преподавания неразрывно связывается с содержанием изучаемого предмета и науки, а так же с ее методологией .
Итак, целью уроков литературы, является возможность научить обучающихся применению общих понятий и элементов управления педагогическим процессом в познании литературы и литературного творчества в национальной литературе. Данная цель реализуются при помощи методических приемов, активизирующий мыслительную деятельность студентов по основным формам учебного процесса, в том числе по: лекциям, семинарам, самостоятельной работе, контролю знаний . Цель преподавания литературы в школе предполагает способствование учащимся в подготовке методических разработок учебных занятий. Учитывая то, что педагогический процесс представляет собой синтез двух его сторон, а именно, учения и преподавания, то в качестве учения следует предполагать целенаправленную деятельность обучаемых, которая нацелена на усвоение системы знаний, а так же приобретение умений и навыков для того, чтобы впоследствии применять их на практике. При этом, преподавание, есть управление познавательной деятельностью учащихся для целей усвоения учащимися знаний, получения умений и навыков (квалификации). Соответственно можно выделить три фактора реализации педагогического успеха:
1. Чему ведется обучение;
2. Кто и как осуществляет обучение;
3. Кого обучают.
Во-первых, успех в стадии учения имеет зависимость от того насколько доступен к пониманию материал, содержания материала, а так же его объема и системы преподавания.
Во-вторых, эта успешность зависит от того педагогического опыта, знаний, методического мастерства проявленных преподавателем, а также его личностных характеристик.
В-третьих, данная успешность зависит от контингента обучаемых, в том числе их индивидуальных характеристик, а также психического развития обучаемых, социально-психологический климата в коллективе.
Как основные слагаемые педагогического процесса следует выделить такие позиции: создание у обучаемых положительного отношения к процессу обучения; реализация роста интереса обучающихся к изучению конкретной учебной дисциплины; реализация обучение умению учиться у обучающихся; реализация побуждения к стремлению в самостоятельном обучении студентов; реализация воспитания обучающихся непосредственно в процессе обучения. При том, что обучение, есть социальный процесс, поскольку обе стороны этого процесса – люди и остается одной из ведущих форм социальной деятельности человечества. Этот целенаправленный процесс осуществляется на основе социальных потребностей человечества. Обучение, есть процесс по взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемых. При этом, обучающий преподает, а обучаемые - учатся. Основа учебного процесса, есть процесс овладение знаниями. При этом, процесс этот сложный и имеет много уровней. Имеются три уровня овладения знаниями, которыми обеспечиваются прочные знания: «знание знакомство», то есть знание, которое использует прежде известную информацию; «знание-репродукция», то есть возможность пересказа услышанного, увиденного или прочитанного без осуществления их анализа и последующих выводов; «знание трансформация», то есть самостоятельный анализ информации, а так же формирование на этой основе собственной информации знаний, умений, навыков. При всей свободе педагогического творчества, обучающий педагог должен придерживаться некоторых особенно важных требований методики, которые выделяются в качестве принципов обучения. Данные принципы определяют требования по содержанию, организации и методике в процессе обучения.  Принципы в преподавании конкретных дисциплин, в том числе литературы, могут при этом формироваться следующим образом: научность преподавания или научность изложение материала, учитывающих последние достижения науки, а так же аргументированный отказ от использования в преподавании устаревших экономических взглядов и концепций; практическая направленность учебного процесса предполагает раскрытие особенностей развития экономики в условиях современности с использованием практических наработок в сфере учебных курсов и  психологической подготовки к будущей практической работе; систематичности и последовательности в процессе преподнесения учебного  материала; доступности обучения в степени его глубины, объема и наглядности, учитывающий экономическую грамотность обучаемых, наглядности; коллективизма и индивидуального подхода к обучению, которые  учитывают индивидуальные особенности со стороны обучаемых, в том числе, успевающих и отстающих .
Таким образом школьной программой по литературе может быть предусмотрено знакомство с именем Высоцкого, в качестве поэта только к выпускному классу, в процессе изучения темы «Авторская песня».
Однако учебные пособия даже для этого к настоящему времени не разработаны, а также отсутствуют источники, как литературоведческие и биографические. На этом основании прежде всего следует отобрать материал, который может быть использован на уроке литературы и при внеклассной работе.
Автор исследования, таким образом может предложить программу, которая включает литературные и драматические записи для урока. Например, уроки литературы в девятом — одиннадцатом классах могут включать звучание голоса Высоцкого. При составлении программы, учителям необходимо учитывать возрастные особенности учеников, для того, чтобы обеспечить доступность и понятность предложенного учащимся материала, а равно и его соответствие, созвучие темам, которые совокупно изучаются на уроках литературы.
Данная созвучность определяется некоторыми признаками:
1. Обращением внимания на то, насколько интерпретацией произведений Высоцким — актером, как мастером художественного слова попадает в соответствие замыслам поэта или писателя, к примеру, образ Дон Гуана из «Маленьких трагедий» или образ Поэта в «Незнакомке».
2. Творчество Высоцкого можно привлечь в изучении обзорных тем по курсу, к примеру, в обзоре темы Великой Отечественной войны из лирики русских поэтов.
3. По произведениям Высоцкого. которые естественно входят в обособленные монографические темы, к примеру «Традиции С. Есенина в лирике В. Высоцкого».
При реализации поставленных задач, учащиеся не только читают, но и   перечитывают стихотворения Высоцкого, слушают песни в исполнении автора, изучают литературоведческие статьи, знакомятся с дополнительной литературой, читают воспоминания, оставленные современниками и сохранившими для нынешнего поколения неповторимость образа поэта. Производя разработку методики проведения этих уроков, необходимо учитывать познавательную и эмоциональную стороны действия произведений Высоцкого на слушателей и читателей, при том, что высокий их нравственный потенциал позволяет касаться множества важных проблем нашего времени, которые носят моральный и этический смыслы. В качестве непременного условия я предполагаю подготовку,   предшествующую каждому уроку, при которой учащимися составляется  библиография, пишутся доклады, готовятся устные выступления, наизусть учатся произведения Высоцкого, производится самостоятельная работа над словом и текстом.


;
3.2 Особенности творчества В. Высоцкого в приложении к преподаванию его творчества в школе
В настоящее время истинна народная любовь к творчеству Владимира Высоцкого не вызывает никаких сомнений. а устойчивость интереса к творческому наследию выдающегося поэта и музыканта XX в., находит свое отражение уже на уровне средней школы. Программой по литературе 11 класса может предоставлять возможность знакомства со стихами поэта в процессе изучения темы «Авторская песня». При этом надо отметить, что отведенный для данной темы один урок не может стать полноценным отражением представления феномена Высоцкого, а также раскрывать истоки и закономерности появления художественной и общественной ценности его творчества.  Известно, например то что полем внимания Высоцкого включались творческие переосмысления таких пластов культуры, как античность или Библия, русский фольклор, а также классика XIX в., поэтическое наследие Серебряного века, а также авангард, жанр городского романса в контексте блатной песни. В данном контексте следует говорить о Высоцком в качестве одного из наиболее «культурных» художников в веке XX. Однако включить весь этот обширный материал в школьную программу по литературе сегодня вряд ли реальна и может рассматриваться для будущих учителей-словесников в качестве перспективной, но достижимой задачи. На этом основании отбор поэтических материалов для уроков литературы и внеклассной работы должен реализоваться
1.На основании принципов его рассмотрения в контекстах русских литературных традиции и мировой культуры.
2. Органично сливать песни Высоцкого с темами, которые традиционны для школьных курсов 5, 7, 9, 11 классов.

;
Выводы по третьей главе
Таким образом, в третьей главе автор остановился на вопросах методического обеспечения проведения уроков по изучению творческого наследия и творчества Владимира Высоцкого, как в рамках имеющегося варианта программы средней школы, так и в варианте перспективного переосмысления программы курса Русской литературы, для Российской средней школы.

;
Заключение
Таким образом, заканчивая данное исследования, требуется сообщить, что цель, поставленная во введении, была достигнута. А задачи последовательно решены.
Творчество Владимира Семёновича Высоцкого, в контексте возможности преподавания его произведений в школьной программе по Русской литературе представилось органично подходящим для реализации цели, представленной в заголовке.
Автор также нашел возможность проанализировать поэму Высоцкого №Про Витьку Кораблева и друга закадычного, Ваню Дыховичного», а также сказочный песенный цикл Владимира Высоцкого и фильм-сказу «Иван да Марья», который удивительным образом корреспондировались друг с другом, повторив и совершенствуя литературную методологию, используемую Высоцким в его творчестве.
Полученные на основании этого литературно-художественного анализа выводы в ещё большей степени дали мне основания для предварительной методологической и даже методической разработки преподавания творчества Высоцкого в школе, на уроках Русской литературы.
Также автор нашел возможность остановится на вопросах методического обеспечения проведения уроков по изучению творческого наследия и творчества Владимира Высоцкого, в том числе в рамках имеющегося варианта программы средней школы, а также в варианте перспективного переосмысления программы курса Русской литературы, для Российской средней школы

;
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (Обращение 10.05.2018 г.)
2. Абульханова-Славская К. Я., Деятельность и психология личности. / К. Я. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2017. - 336 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли; пособие для учителя. / А.Г. Асмолов– М.; Просвещение, 2015. - 280 с.
4. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 2014 - 84 с.
5. Белкин, В.Н, Белкина Н.А. Мотивы и стимулы. / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина // Социальная защита. – 2010. – № 7. – С. 44-47.,
6. Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Авторская песня как исторический источник. /Б.Д. Богоявленский // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. V. М., 2001. С. 515-524.
7. Высоцкий В. Баллада о доблестном рыцаре Айвенго. _ Сборник «В. Высоцкий: Библиография прижизненных публикаций»./ В.С. Высоцкий – СПб.: Питер. 2018 580 с.
8. Высоцкий В. Собрание сочинений в 2-х томах. Составитель Е. Крылов\ В. Высоцкий – М.: Художественная литература 1991 – 1184 с.
9. Высоцкий В. Собрание сочинений в 4-х томах – М.: Надежда 1 1995 – 2240 с.
10. Калашникова Е. Ю., Коновалова И. А., Ловянникова В. В. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации. / Е.Ю. Калашникова, И.А. Коновалова, В.В. Ловянникова // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 901-903.
11. Коркина Е.В. Уроки литературы // Мир Высоцкого. / Е.В. Коркина -. М.: Педагогика, 2016. 142 с.
12. Крымова Н. «Я путешествую и возвращаюсь» /Н. Крымова. // Совет, эстрада и цирк. 1968. № 1. С. 6-8.
13. Кулагин А.В. Поэзия Высоцкого. Творческая эволюция. Воронеж: Эхо, 2013. с2013– 230 с. /А.В. Кулагин [Электронный ресурс] Режим доступа (Обращение 16.05.2018)
14. Макарова Б.А. В контексте школьной программы: Из опыта преподавания литературы в ст. классах. /Б..А. Макарова – М.: Педагогика С. 443-460.
15. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1997. – Вып. 1; То же/ Сост. А. Е. Крылов и В. А. Щербакова. – Вып. 2. – 1998; Вып. 3. Т. 1, 2. – 1999; Вып. 4. – 2000.
16. Реутов И.Л. Изучение конкретных дисциплин в школе и в вузе. / И.Л. Реутов– М.: Высшая школа», 2015 – С.57.
17. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: Мир и Слово. – Воронеж: МИПП «Логос», 1991. – 220 с.
18. Скобелев А.В., Шаулов С.М.:  Владимир Высоцкий: Мир и Слово. А.В Скобелев, С.М. Шаулов // Самиздат Л.: 1989 С. 12 - 19


© Copyright: Антон Данилец, 2018
Свидетельство о публикации №218052900663
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Антон Данилец
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Антон Данилец
Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   Кабинет   Ваша страница   О портале       Стихи.ру   Проза.ру
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018     Разработка и поддержка: Литературный клуб   Под эгидой Российского союза писателей   18+


Рецензии