Обида

Буянят астры во дворе –
В них отзвук тающего лета.

Учителям Среднеикорецкой
средней школы поры 1960-1970-х
посвящается…

1

Утро –
уже у причала…
Тишь и покой
небес.
Осень вошла
величаво
в ритм торопливый
весь…
Шорох.
Шаги.  Шаги…
Будто опять
из села…
Вслух говорили:
«Беги!
Мода на город
пошла».
Нет…
я не буду судить
всех, да и все
сгоряча.
Лучше
себя разбудить,
нежели
громко кричать.
Видите, -
я у звезд, -
солнце держу
руками.
И тысячи детских
грез -
в яркой листве
перед вами.



2

В вагоне
тешило окно,
но мукой было
расстояние.
Летело
долгое кино
в осеннем,
солнечном сиянии.
Я ждал
с особою тревогой
свои
родимые места.
И в мыслях шел
уже дорогой,
в которой стынет
суета,
а мир –
огромно-тесный –
вдруг умещается
в домах,
как в судьях,
искренних и честных,
как хлеб ядреный
в закромах.

3

И все пришло –
и электричка,
и старый добренький
вокзал.
Спасли, конечно,
«дым» и «спичка»
мои усталые глаза.
Спасло молчание
перрона,
спасла собой
немая даль.
Обойму лет,
отстрелянных
вне дома,
с особой силой
стало жаль.
4

Сначала медленно,
потом быстрее –
я шел вдоль улиц –
от начала вглубь.
И было видно,
что село стареет,
что всяк из нас
с ним просто груб.
А вот прохожий
одинокий -
слегка сутулится –
старик…
Иван Петрович!
Вел у нас уроки…
Все пронеслось
передо мною вмиг.
- Какая встреча!
- Друг мой,
здравствуй!
-  Иван Петрович…
Учите ль теперь?
Он усмехнулся,
ласково и ясно:
«Всегда открыта
в школе дверь…
Есть силы,
есть желанье,
но, если честно,
нет замены.
Упал престиж
учительского звания.
Кого прельстят
такие перемены?
И в детях искренность
все глуше.
Черствеют души
на глазах.
Как трудно их
заставить слушать,
вот что нельзя
без горечи сказать».
- А сочиненья?
Правду пишут вам,
как другу? –
я задал коротко
вопрос.
- И-и-и, батенька!
По кругу…
Ты сам таким же
беззаботным рос.
Тебе хотелось
стать артистом,
тянуло в дальние края.
Они такие же
лучистые…
Смешит их
логика моя.
Последний выпуск,
целиком,
порхнул –
как стая из гнезда…
Ответь мне,
только прямиком,
что принесли тебе
по жизни поезда?
- Как вам сказать –
ни «за» ни «против» …
Придет пора
и с нею – грусть.
Пока за всех,
кто сельской плоти,
судить об этом
не берусь…
Мы долго-долго
с ним болтали,
когда он сгладил
свой вопрос.
Припомнив класс наш,
хохотали…
Однако ж в воздухе
витало
своеобразное «не то…»

5

Учитель
в сумерках растаял –
ушел, ступая тяжело.
Как будто нес
в портфеле старом
мое родимое село.
То самое,
что навещаем,
коль мать жива,
иль жив отец.
А как оно?
Оно прощает –
всех молча –
как немой истец?..
Таят обиду
дальние поля,
просторный луг,
лозины у реки
и в школьном парке
тополя –
уже седые старики.

             1979- 2007 г.г.


Рецензии