Елена Благинина. Стихи большого сердца

Без преувеличения скажу, что у каждого в доме есть книга стихов Елены Благининой. Ей было трудно петь своим голосом, когда громко звучал горн Сергея Михалкова, била в барабан Агния Барто, играл на скрипке Самуил Маршак. Тростниковая дудочка Благининой играла нежно, но была всем слышна. Ее сладкий голос звучит и теперь, со страниц любимых книг.
Поэтесса появилась в семье Благининых 27 мая 1903 года в небольшом селе Орловской губернии. Отец ее был багажным кассиром, дед – священником и школьным учителем, мать и бабушка занимались хозяйством. Елене удалось сохранить на всю  свою жизнь доброту и тепло детских воспоминаний.
В 8 лет она пишет первое “настоящее” стихотворение о детстве и родительском доме, в 10 – сказку о снежинке, в 11 – собственную маленькую пьесу для домашнего театра. Эти первые, робкие литературные пробы, конечно, не сохранились, но именно с них начался большой литературный путь.
Первые ее опубликованные работы высоко оценили критики.   Об  пробах пера говорят так: “Рисунок простой, но уже уверенный.” 
 В 1933 году ее детские стихи впервые появляются на страницах журнала “Мурзилка”, а вскоре она становится уже постоянным автором, а затем – и редактором “Мурзилки” и “Затейника”.

При жизни ее много издавали, но и после смерти все читают ее стихи с удовольствием. Их заучивают для утренников, их напевают. Нет ничего странного: они просты, они глубоки и легко запоминаются.

«Мама спит, она устала, ну и я играть не стала».
«Вот какая мама! Золотая прямо!»
Мы все помни эти строки.
Но мало кто помнит о том, что Благинина была талантливым переводчиком.  Она переводила Льва Квитко, Юлиана Тувима и других авторов. «Никогда, сочиняя детские стихи, я не думала, что сочиняю детские стихи», — автор действительно считала, что не бывает детских и недетских стихов. А есть хорошая и плохая литература.
Надо ли удивляться, что из-под ее пера выходили только высококачественные строки, ведь ее наставником в Высшем литературно-художественном институте     был поэт-символист Валерий Брюсов.
Манера письма Елены Благининой поражает кажущейся простотой. Но стихи полны юмора, они емкие и образные. Подкупает внимательный взгляд автора на всё, что находится кругом. Кажется, не он сам, а ребёнок рассказывает о своих открытиях или огорчениях, ведь речь в стихах идёт от первого лица.
Ирина Шустова рассказывает о встречах с Благининой Еленой: « «Пойдем завтра слушать Баха»,— полушёпотом, чуть лукаво, говорит Елена Александровна. И на рассвете следующего дня мы с ней присаживаемся на камни у маленьких пещер за Лисьей бухтой. Тишина. Только мерно ухает о камни прибой, отдаваясь разноголосым эхом в стенах пещер. Хор звуков, ритмичных и чуть меняющих рисунок, окраску». Только истинный поэт может слышать музыку вещей, природы и неживого мира.
Мне читала моя бабушка ее стихи, потом я читала  сыну-дошколенку. Надеюсь, что и он будет читать своим детям стихи Елены Благининой. Чистые, добрые, веселые строчки.

***
 Уморилась
Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видал, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки -
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья -
Он певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась...
...А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась!

Эхо
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила это: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! -
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: - Ты поёшь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! -
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь - и всё звенит от смеха,
Замолчу - и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...
РЯБИНА
На тропинке — тень,
Солнечная сетка.
Через тык, через плетень
Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.

У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень,
Веточка, ветка?
На тропинке — тень,
Солнечная сетка.
Спасибо авторам за внимание!
***


Рецензии