Трудный поход князя Игоря в Донские земли

      
    Введение. 

    Среди многочисленных переводов  "Слова..." исчезает самое главное: ничего не остаётся в памяти. Ну, конечно, проходили. И только! Теряется подлинный текст "Слова о полку Игореве..." - первого издания 1800 года. Рукопись, "по почерку своему весьма древняя", принадлежала, как известно, действительному тайному советнику и Кавалеру графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1744-1817). Он настолько был восхищён этим произВЕДением, что и наши русские герои "своих бардов, воспевавших им хвалу" имели, что "через старания свои и просьбы к знающим достаточно российский язык" впервые перевёл и напечатал этот великий литературно-исторический источник ХП века, "доведя его до желанной ясности".

    "Но как при всём том остались ещё некоторые места невразумительными..., то и просит... сообщить ему свои примечания для объяснения сего древнего отрывка Российской словесности".  Подлинный текст почти совсем не требует переводов и переложений!  Наоборот, он вполне доступен каждому грамотному человеку и его надо знать, как стихи Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева,А.Блока, С.А.Есенина... Но, чтобы знать и полюбить этот заМЕЧательный обРАзец величия русского паТРИотического слова, требуются некоторые исторические и грамматические комментарии.

    В настоящее время мы совершим попытку сделать это тысячелетней давности произВЕДение вполне доступным для каждого школьника и студента, учителя и родителя. Мы облегчим чтение и понимание счастливо дошедшей до наших дней поэмы, несущей живую культуру первого тысячелетия нашей эры. Для этого мы разделили весь текст на отдельные смысловые отрывки, применили понятийно-нравственное содержание букв  русского алфавита (так называемой кириллицы), тех, которые сохранились, как донесла нам устная речь из Всеясветной или, ещё точнее, Несу-Свет-Ной Г-РА-МОТы.

    Мифы и легенды древних народов основывались на действительных фактах истории, на подлинных событиях и настоящих исторических именах. Время от времени это подтверждается всё новыми и новыми находками и научными открытиями.

      Часть 1. Взъре на светлое Солнце...

    Мы начнём с самого туманного, но кажущегося абсолютно понятным, отрывка.
"Тогда Игорь взъре на светлое Солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь к дружине своей: братие и дружино!" Не правда ли пока всё ясно? Как отметил Мусин-Пушкин, "мая первого, когда пришёл он на Донец и располагал на берегу лагерь свой, сделалось такое необычное затмение солнца, что днём звёзды оказались..." Взглянули на солнце, а от него - тень упала на войска. А как ведут себя животные в такие моменты? "Братья и дружина" имела значительную конницу. Значит, ржание, беспокойство. А сколько из них становилось трудно управляемыми? Затмение в буквальном смысле слова "подняло их на дыбы"...

    Но следующая фРАза звучит таким образом: "Луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти..." Без всякого сомнения граф Алексей Иванович (или его крепостной помощник-грамотей) первым переводит: "Лучше нам быть изрубленными, нежели достаться в плен".  Неужели можно преодолеть панику в войсках в такой момент подобным заявлением? И никто за 195 лет не усомнился в правильности этого перевода. Давайте-ка поразмыслим.

    Все знают, что в "Слове..." сохранились отрывки древнего языческого мировоззрения. Напомним, что наших предков называли солнцепоклонниками, звездочётами, целителями, мудрецами.  Разумеется, что Игорь, убедивший своих близких в необходимости похода, вполне мог сказать что-то вроде: "Лучше быть убитыми , чем попасть в руки врага..." Но ведь он же попал в плен да ещё вместе со своим сыном, да и не только с ним...

   Что же получается? Автор "ироической песни" больше ни разу не возвращается к этой фразе. Не может быть, чтобы Игорь, убеждая воинов не быть суеверными в разгар солнечного затмения, не бояться зловещего признака гибели, звал на верную смерть своих соратников? Для этого собрал самых сильных защитников пограничных земель русских? На кого же он думал оставить деревни и сёла, городки и крепости, страдающие от набегов, если он не был уверен в победе? Он же сумел увлечь за собой какой-то идеей русских земледельцев, оторвав их от сохи ранней весной, в конце апреля - начале мая. Неужели он сознательно повёл войска на верную гибель и позорный плен? 

   В этом случае всё произведение кипело бы негодованием, презрением  к полководцу, погубившему ни за что ни про что многие тысячи воинов. Но на протяжении всего сюжета чувствуется двойственное отношение автора к походу Игоря: с одной стороны - глубокое уважение его патриотических чувств, понимание попытки выручить стонущих в оккупации русичей; восхищение смелостью; почтение перед его нравственной и физической подготовкой к походу. Автор прямо пишет, что Игорь "истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрые плъкы на землю Половецкую за землю Руськую..."
 
   Отметим слово "истягну", где звучит "ист" (истовый), "истязати" (требовать назад, взыскивать, отбирать). "Истязати" сейчас - это жестоко измучить. А за что? В основе почти забытый корень "стяг" (боевое знамя).Чувствуете? Игорь был князем, высокообразованным человеком своего времени, долго изучал военную историю, походы предков, прежде чем призывать к походу. Он исходил из знания захватов  русских земель и намерен был потребовать, взыскать, отобрать у чужеземцев наши земли в результате проведённого им изучения истории предков. Идея была понятной для  его ближайших родственников и современников!

   С другой стороны в произведении ясно показано осуждение всех князей за их стремление выделиться в удел, отойти от решения общей задачи Отечества, от создания единых вооружённых сил  для  защиты земель русских. Игоря  автор осуждает за его поспешность, за горячий военный порыв, за отсутствие  тщательного и  хладнокровного изучения сил противника, всех  его  союзников, их расположения с разных сторон и из разных стран. Количественное преимущество врагов, одетых в доспехи "латинские", оказалось решающим. Так что "половецкие пляски" происходили во время третьего крестового похода, о котором, как правило, умалчивает наука история.

   А что, если посмотреть на солнечное затмение с другой точки зрения? "Слово..." написано "весьма древним почерком", в подлиннике не было многих гласных, знаков препинания, а также промежутков между словами. А над некоторыми буквами стояло "титло" - знак сокращения, иносказания, сигнал о пропуске каких-то букв. Что получится, если мы расположим  вместо "...луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти..." эти же слова таким образом: "...ЛУ ЦЕ (или ЛУЦЕ) Жъ бы по ТЯТу быти, не же по ЛОН ену быти...", мы столкнёмся совсем с другим смыслом! А именно: "ЛУ" могло быть написано двумя буквами ("люди земные" и "люди небесные", да ещё и с титлом). Это означало бы астрономическое понятие Луна. Уточним, что "луце, луки" означает ещё "Лукъ, излучина". Как в известной народной песне поётся: "...В чистом небе ясный месяц лёгкой лодочкой плывёт..." А тут не ясный месяц лодочкой поплыл, а наше Светило изменило видимую с земли форму.

   Речь в этом отрывке идёт о солнечном затмении. Частица "це" - это, буква"ж", она дошла до нашего времени как понятие "Живите". Ещё и "Тату, Тятя, отец-батюшка".  Получается совсем другой смысл! Игорь, увидев замешательство, суеверный страх, даже панику некоторых воинов в разгар затмения, взял на себя мужество приоткрыть одну из потаённых тайн уничтожаемого "язычества".  Он почерпнул знания из Русских Ведов, в христианский период сказал: "Братья и дружина! Луна это же! По солнцу-Батюшке проходит (быти), она же (не же) по всему Лону его бывает, бывает полностью закрывает, а потом проходит... Чего это вы  так уж испугались? Встречается такое в Природе! Бывает..."

   Вот  после такого смелого, покровительственно-иронического замечания вполне логично можно предложить: "...А всядем-ка, братцы, на своих борзых коней, да позрим синего Дону!"

   Призовём в поддержку астрономов из сборника, изданного к 800-летию "Слова о полку Игореве..." (М., Советский писатель, 1986; статья А.А.Паниной "Солнечное затмение 1 мая 1185 года"). "Предполагаемый путь Игорева войска от Новгорода-Северского до Оскола идет почти параллельно полосе полного затмения, а, значит, фаза частного затмения в любом месте похода наблюдалась одинаковой - примерно ТРИ ЧЕТВЕРТИ Солнца закрывала Луна... Солнце выглядело как трёхдневный месяц, развёрнутый рогами вверх". Точно такой же вид солнечного затмения был в марте 2015 года, отлично видимый в Москве в 13 часов 26 минут. Наши девятиклассники высыпали на школьное крыльцо, буквально сбежали с урока и с восторгом смотрели  на убывающее светило через несколько слоёв цветных фотоплёнок. Ещё бы!Точно такой же вид затмения, как в 1185 году! Увидеть диск солнца в виде серпа, - такое случается редко,- да ещё и небо было свободным от частых московских туч. Повезло нам!

   Начала затмения в войсках Игоря никто не заметил, а когда свет ослаб, "взъре на солнце", кони забились в тревоге, вставали на дыбы, лица у всех приобрели пепельный оттенок.  Отважные воины увидели Солнце, стоящее "рогами вверх", как месяц, а над ним чёрная тень Луны, как символ золочёного шлема грозного врага, несущего на себе неизбежную смерть... Вспомним рогатые устрашающие противника маски и шлемы древних воинов, чтобы лучше понять размеры смятения в войсках Игоря и его почти насмешливую "научно-популярную лекцию": "Эх, вы! Луна це жъ бы по Тяту быти, не же по Лон ену быти..."

   Игорь у Донца, как мы знаем, сумел убедить воинов продолжить поход для освобождения донских и донецких земель от половцев. Безрассудная смелость? Пренебрежение к суевериям? "Установлено, что в распоряжении русских летописцев ХП века, - пишет А.А.Панина, - были  "Таблицы лунного течения". По ним вёлся календарь, по ним рассчитывались пасхалии, учитывались фазы луны, устанавливались дни новолуний... Так что русский князь ХП века мог обладать какими-то астрономическими знаниями, и это помогло ему сохранить спокойствие в  критическую минуту".
 
   А ведь наши предки-язычники, действительно, были знатоками звёздного и солнечного неба, они не мыслили своё существование отдельным от природных явлений. Но ко времени похода Игоря за 197 христианских лет большинство людей было отстранено от древних знаний предков. "Идолы" свергнуты, деревянные храмы сожжены, библиотеки и святые древние ценности разграблены или уничтожены.  Игорь, как представитель княжеской династии в отличие от простонародья, имел доступ к монастырским библиотекам, поэтому у него была возможность  "истягну умь крепостию своею", то есть он получил глубокое и всестороннее образование. Что и помогло ему преодолеть знаниями (Ведами) начавшуюся панику в войсках.

      Часть 2. "...Искусити Дону Великаго..."

   Ни в названии произведения, ни в первых шести смысловых частях автор не называет Игоря  князем. Только по имени, с упоминанием и отца Святъславля, и деда  Ольга (Олега), но обходится без титулов. А вот когда Автор ведёт  речь о цели многодневного похода - "...позрим синего Дону...", вдруг выплывает ТИТУЛ из небытия в этой повести: "...Спала Князю умь похоти, и жалость ему знамение заступи, искусити Дону Великаго..."

   Страстное желание быть в Донских землях, несмотря на предупреждения мудрой, но дружественной языческой Природы, неуклонно ведёт Князя (автор пишет слово "Князь" с заглавной буквы) на юго-восток от Новгорода-Северского. Зачем? Для полного освобождения захваченных половцами донских русских земель. Знает Игорь и о будущих раненных и убитых в бою. Не в первый раз ведёт войска на кровавую битву. Цель похода - "конец поля"  Половецкого, к крайней границе... Князь готов "главу свою приложити" (все свои знания, воинский опыт), чтобы в конце концов из княжеского  шлема  испить водицы  освобождённого, наконец-то, Дона.
   
    Почему же Автор использовал высокий титул  "Князь", да ещё и с заглавной буквы, только тут, когда повёл речь о приближении к землям Дона, словно бы Игорь по рождению своему, по законам генеалогической линии, ДОЛЖЕН БЫЛ ПО ПРАВУ называться КНЯЗЕМ ДОНСКИМ!  Жалкое положение его потенциальных подданных, оккупированных русских людей, давно оторванных от своих древних духовных центров, "искушает"  Игоря Новгород-Северского, его родного брата Всеволода Святъславлича Трубчевского, да  сына Владимира Игоревича Путивльского,да племянника Игоря Святослава Ольговича Рыльского и других участников похода - родичей тех, кто страдал от притеснений половцев в Придонье. Неудержимое желание ("умь похоти") во что бы то ни стало отвоевать берега "тихого" Дона заложено было в родовой памяти этих самоотверженных людей.

    Они помнили, что наказывали им деды: когда-то Дон был Великим!  Он  был культурным, древним идеологическим центром русского народа. Даже слово Дон  состоит  из Д (Добро), О (ОНъ), Н (Нашъ): Добро он Наше! А добро приходится веками всячески оберегать, оборонять от захватчиков.  Был Дон когда-то при дедах и прадедах Великим, а стал надолго "тихим"  последним пристанищем защитников этой Святой Земли русских предков... Как ни покажется кому-то странным, русский язык сохранил ДЛЯ НАС память о забытых событиях середины 1 тысячелетия нашей эры, неВЕДомых современным учебникам истории. А ВЕДь до нас дошли многие  географические названия: Дон, Донец, Придонье, даже ЛОН-Дон(лоно Дона), не говоря уже о более позднем Донбассе. А слова: корДон, лаДОНь, лаДОНка, уводят мысль куда-то ближе к мастоДОНтам забытой древности. Имена князя ГвиДОНа, царя ДоДОНа, греческого бога морей ПосейДОНа роднятся с Доном Кихотом, рвущимся с копьём в руке  заступиться за всех обиженных  и  угнетённых, в срелневековье он должен схватиться с угнетателями всех мастей в единоборстве. Донна Анна, донна Мария... Так и хочется задать "детский" вопросик: а в какой земле зародилось поЧТЕНИЕ  к  МА-ДОН-не?

    Итак, ДОН - это очаг, живой, очень древний очаг, хранящий тепло и свет родного дома. Забывающееся слово "п-од-Дон" в исчезающих русских печах и в уже исчезнувших из обихода самоварах обозначают то место, куда через решётку всегда сыпалась  зола и перегоревшие угольки, превращаясь в прах. Казалось бы - всё, убита у народа память... Ан, нет! Даже пожар Москвы 1812 года и уничтоженная библиотека А.И. Мусина-Пушкина не сумели дотла сжечь ту самую брошюру с "тёмными местами", которую "с дозволения московской ценсуры" напечатал в 1800 году в Сенатской типографии граф А.И.Мусин-Пушкин тиражом всего в тысячу экземпляров под названием "Ироическая песнь о походе на половцов удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе ХП столетия с переложением на употребляемое ныне наречие".

    И вот в этой тоненькой брошюрке до нас доносится, что из десятка рек, упомянутых в "Слове...", ТОЛЬКО  ДОН назван несколько раз ВЕЛИКИМ. Такого не удостаивается ни Днепр, ни Волга, ни Дунай, ни Двина, ни Неман, ни Донец, ни Рось, ни Сула, ни Стугна, ни Каяла ("река Половецкая"). Выходит, было на Дону Великое княжество с высокой духовностью и устоями, не подходящими многим захватчикам? Своими богатствами, культурными достижениями оно привлекло и навлекло таких жестоких врагов, что погибло. Даже память об этом была стёрта, казалось бы, навсегда.

    Можно даже определить, когда это явление начало происходить: философы Древней Греции донесли до нас научный термин "геДОНизм". Этим словом они обозначили учение Аристиппа (ок.400 г.до н.э.). Остаётся только догадываться, как после ограбления  донских земель древние поДОНки стали предаваться всем видам у-до-воль-ст-вий, наслаждений, развлечений, если по-гречески "геДОНе" переводится как "приятное самочувствие". Вспомните, как десятилетиями нас убеждали, что каждые  нами съэкономленные пять рублей надо непременно хранить в сберегательной кассе, чтобы не навредить обороту  денег в стране и, не дай бог, не нанести ущерб уникальному социалистическому народному хозяйству. А в 1992 году все сбережения простого народа (в основном ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ войны!)рухнули в небытие, зато у нас появились "ниоткуда" олигархи и их потомство, которые живут в своих гедонических бесстыдных удовольствиях на фоне  ограбленных советских людей...

    А вот наши предки, по-видимому, искали и находили на Дону у жрецов ответы на какие-то важные вопросы, исходя из слова "Ж-рец",где скрыт смысл "Жизни - Рец", речь о сущности жизни на Земле. Жрецы давали ответы на многие мучающие человека вечные вопросы,то есть их удел был: искать, находить,получать объяснение  сложных жизненных проблем и растолковывать их людям. Это и является по сути высшим удовольствием в духовном  смысле этого слова. Оно связано с принятием какого-то важного решения. Иному, чувственному удовольствию, наш Пращур должен был знать МЕРу, предел. Отметим, что мы также довольны, натолкнувшись на такие интересные и почему-то нерешённые проблемы родного нам  русского  языка.

    О донском родстве князя Игоря говорит и следующий отрывок: "...О, Бояне, соловию стараго времени!"  Вот бы ты эти игоревы полки "ущекотал", то есть воспел, польстив, "...скача славию по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чересъ поля на горы..."
Автор подчёркивает, что Боян, воспевая храбрецов, в случае удачного похода, был бы вынужден воспеть славой всех предков Игоря, забираясь высоко в небо к далёким основателям Рода, воспевая как мужчин, так и женщин, вплоть до царствия Трояна, по-видимому, одного из создателей могучего древнего государства.

    Имя Тро-ЯН, напоминает, что ЯН - это светлое, горячее, сухое, активное энергетическое начало природы, "приватизированное" в нынешние времена китайскими учёными. Исходя из глубин русского языка, мы не только видим родство древних культур разных народов, но находим истоки забытого учения донских философов в таких словах, как си-ЯНие, оба-ЯНие, до-сто-ЯНие, со-сто-ЯНие, рас-сто-ЯНие,по-да-ЯНие, в именах ЯН, ЯН-НИНа, ТРО-ЯН. И обратную сторону, то есть тёмное,холодное, пассивное начало природы мы также отыщем в цепочке слов с "ИНа": ИН-на, Пин-на, иной, инакий, сИНий, ИНей, ИН-нок-ен-тий и  во многих других (иноземец, иностранец, инакомыслящий). А термин КОР-ДОН подсказывает, что иметь "прозрачные" границы в любые века крайне опасно! Добавим, что "коронавирус 2020 года" показал нам, россиянам, к чему могут привести  эти прозрачные границы рванувшихся в "европы дунек". Корень "кор" в очень многих словах напоминает нам о забытой было славянской богине Коре, супруге грозного и неумолимого Рока. Так что КОРонавирус - это прямой уКОР могущественных древних богов, предостережение об опасных последствиях для забывчивых и преступных потомков...

    Отметим, что корень "ТРО" бывает связан с печалью, встречается в траурных заклинаниях. Три-зна, как дни, установленные в память об умершем, требует абсолютного соблюдения последовательных ритуальных действий, известна с детских лет изучения в младших классах школы похода "вещего князя" Олега в известном стихотворении  А.С.Пушкина: "Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам..."
   
    Отметим, что "...рыскать в тропу Трояню" означало, как очевидно, "вспоминать о давно былом, об умерших или даже погибших людях, княжествах, цивилизациях...",  тем более, что в переводе с греческого "тропа" переводится как "поворот". Теперь это слово нам заменили "переСТРОЙкой". Остаётся только напомнить, что в русском языке слова: тройка, строить, строй, устройство, латинское понятие "паТРИотизм", разрушенная многократно ТРОя (Илион), даже  ТРИбуна несут в себе корень "три".
   Первым и достаточно надёжным первоисточником, да будет это известно нашим прославленным историкам, является русская речь. "Вначале бе СЛово..." Скажут, что мы уТРИруем, преувеличиваем, впадая в крайность?  Ну, что же, тогда попробуем убедить в нашей правоте ещё и стихами:

    Не однажды разрушили ТРОю,
    Что отстаивал древний народ?
    В скольких муках всё сызнова сТРОил?
    Только русский ту ТРОю поймёт!

    Что мы знаем о ТРОе античной?
    Что роскошным был яркий наряд,
    Что звенели звоночком отличным
    Золотые подвески наяд?

    Наши предки ТРОпою ТРО-ЯНа
    Уходили с освоенных мест,
    За собою не зная изъЯНа,
    Поклонившись в прощанье окрест.

    Житель ТРОю горящей покинул,
    Чтоб рабом не бывать у войны.
    Пробирался на Север, в равнины,
    По заВЕТам седой старины.

    Государственный сТРОй и посТРОйки
    Сохраняли ТРО-ЯН-с-КИЙ укЛАД,
    Да посТРОмки сТРЕмительной ТРОйки,
    Да на ТРОицу собственный взгляд.

    Заплетались ТРИ пряди в причёску
    У эТРУсских и русских МА-ТРО-Н,
    ТРИ свечи зажигались из воска
    У божницы, роскошной, как ТРОн.

    Речка ТРОя течёт и до ныне
    Не в Берлине, не в Азии той:
    Между Пермью, Уралом равнинным
    Пролегла пограничной чертой...

    Я хочу на славянском на-с-ТРО-е
    Завершить эту ТРИзну свою:
    Я историю нынешней ТРОи
    Вам, ТРО-ЯН-цы России даю!


     Часть 3. О, Боян, соловей старого времени!..

       Образ знаменитого во второй половине ХП века поэта, гусляра и певца Бояна чётко вырисовывается на фоне воинской славы русских князей. Боян назван вещим творцом хвалебных  песен, который растекается "мыслию по древу". Скорее всего автор имеет в виду "мысленное древо", то есть родословное дерево, перечисляет победы князей. Он сравнивается с серым волком,  растекающимся по земле и одновременно с сизым орлом под облаками. Мы знаем, что на щитах воинов часто  изображались тотемные животные разных племён. Не удивительно, что бардам той эпохи, воспевая воинскую доблесть, приходилось вспоминать стойкость, силу, выносливость  храбрецов из народных низов и из высот княжеской власти. "Междоусобица князем" вела к "поганыя погыбе".
       Автор "Слова..." иронически посмеивается  над сказителем, которому пришлось бы воспевать полки князя Игоря, расцвечивая ветви Донских родословных деревьев, "рища в тропу Трояню", поминая потомков языческого сословия, перечисляя их заслуги в новую христианскую эпоху, тщетно ожидая возгласа "Виват! Да здравствуют!" от представителей обеих полов народившейся знати нового на Руси времени. Боян был хитрым придворным, использовал лесть, как и многие летописцы,  лесть в угоду власть имущим, даже через искажение исторической правды.
       Итак, Боян бы опасно рисковал своей репутацией и карьерой, если бы воспел поход князя Игоря в исторические "тропы Трояни" через поля в те затерянные в народной памяти горы, где когда-то свободно жили пращуры русского народа со своими древними богами. Имя ТРО-ЯНЪ напоминает, что человек одинаково зависит от трёх миров:  небесного, земного и подземного. Считается, что понятие "ЯН", как светлое, горячее, сухое, активное энергетическое начало природы "приватизировано" китайской наукой. А вопреки этому из глубин русского языка доносится: сиЯНие, обаЯНие, до-сто-ЯНИ-е, РА-с-сто-ЯН-ие, деЯНие, ЯН-в-Арь, ва-ЯНие, по-да-ЯН-ие, таЯНие...Из этого следует, что понятие "ЯН" родилось во времена "ПРАсанскрита".
    "Рыскать в тропу Трояню" не означало ли вспоминать о былом, о погибших защитниках, о разрушенных княжествах и цивилизаций? Обратим внимание на корень "тро" в слове "тропа", которое в греческом языке осмыслено как "поворот". Тропы Трояна поворачивают нас к русской ТРОйке, к глаголу "сТРОить", к государственному  строю и у-с-Тройству, к латинскому понятию "паТРИотизм", ведут к античным ТРОнам
и разрушенному неоднократно городу-государству ТРОя... Так что "тропы Трояне" могли завести придворного певца в такие запрещённые идеологические дебри Дона Великого, из которых он бы не выбрался благополучно. Может быть, мы уТРИруем, то есть преувеличиваем?. Проверим!

     Часть 4. "Пети было песнь Игореви, того (....) внуку..."

     Воспел было песнь Боян, но какую?  Один-единственный раз А.И.Мусин-Пушкин помещает слово в скобках. Почему?. Между словами "того" и "внуку" в брошюре А.И.Мусина-Пушкина стоит "Олга". Это значит, что включение "Олга" было прочтением утерянного по каким-то причинам слова. Можно предположить, что утрачено оно либо с  течением временем, либо по каким-то политическим мотивам.Участники похода здесь названы соколами, но с оговоркой: "...галици стады бежать к Дону великому", если бы поход Игоря  воспел Боян, "Велесовъ внуче". А что, если предположить, что в первоисточнике было "...того Дона внуку..."? Если Игорь действительно был потомком тех, кто когда-то управлял Доном, легко можно объяснить его горячность, его поспешность, его желание "испити шеломом Дону", отвоевав земли у половцев, надёжно защитив его для будущего Руси.
     Имя Боян многозначно с точки зрения этимологии: Бо (божественный), Ян (светлое начало природы), божественный свет. Бой-Ян, свет боя, праведный бой. Бай-Ян - певец света. К сожалению, многие придворные певцы и актёры забывают о своём божественном предназначении - служить Добру, Свету, Разуму, Справедливости, предпочитают всевозможный со-б-лаз-н... Но даже через тысячи лет появляются русичи - молодогвардейцы КрасноДОНа - и совершают всё новые и новые попытки освобождения Отечества от непрошенных захватчиков...
     По мнению автора Игорь был внуком Великого Дона, особого государства, идеологии, территории, культуры, может быть, даже с соколом в гербе. А Боян - внук Велеса, славянского бога, покровителя охотников, скотоводов, да к тому же он считался богом богатства. Автор "Слова..." иронически роднит Бояна со "скотьим богом", делая Бояна служителем бога богатства, для собственной выгоды готовым храбрецов-соколов сравнить с галдящими галками и богатыми стадами Галиции. Отметим, что во времена Игоря в галицких землях и на устье Дуная правил князь Ярослав Осмомысл, чья дочь Ефросинья Ярославна была женой князя Игоря. И вполне возможно, что Ярослав обеспечил поход золотой казной.

     Часть 4. "Игорь ждётъ мила брата Всеволода..."

     О походе Игоря, о его намерении освободить донские земли от половцев было широко известно за Сулою, в Киеве, в Новеграде и в Путивле. Игорь ждал соединения своих ратников с войсками Буй Тура Всеволода. Родному брату было понятно стремление отвоевать донские земли. Он сообщил, что его конница уже на переправе у Курска. Всеволод не назван князем. Буй роднится с понятием "буйный" (воинственный"), а Тур - круг, откуда можно извлечь, что князь Всеволод, Буй Тур, полководец, не раз ходивший в походы, защищавший русские земли, и возвращался он с победой.
     Всеволод с гордостью говорит брату о своих ополченцах.  Курские потомки Трояна "сведоми къ мети, под трубами повити, подъ шеломы взлелеЯНы, конець копия вскормлени, пути им ведоми..." Обратим внимание на выражение "сведоми къ мети" и "пути им ведоми". Мусин -Пушкин понял эти выражения как "мои кучане въ цель стрелять знающи".  Посмотрим, каким был первоначальный смысл. Корень "ведать" (знать), корень "мет" (метить) наводит на такую мысль: воины "С-Ведъ Дом-ми" отмечены! В русской азбуке буква "С" - это не только знак, заменяющий свистящий звук нашей речи. Это понятие "Слово", поэтому получаем вместо  "сведоми" "Слово Веды" (Слово Знаний).
     Подчеркнём один из законов древнего словотворчества: в сложных словах одинаковые согласные буквы, заканчивающие первый и начинающие второй корень, подчиняются закону стяжения, то есть одинаковые буквы сокращаются до одной. Это даёт нам возможность применить растяжение или разведение согласных, чтобы отыскать потерянный в веках смысл русского слова. Что же мы прочтём? "С Ведъ домъ ми къ мет-ти". Вспомним, речь идёт о воинах-курянах. Это они были отМЕЧены в особом разделе Русских Ведов, то есть в официальных генеалогических списках, в родословных домах, гербами и другими знаками отличия, как позднее Георгиевские Кавалеры, как Герои Советского Союза, как гвардейцы, как многочисленные ветераны Великой Отечественной войны советского народа.
     Буй Тур Всеволод гордится признанием воинских успехов своих курян, славой их предков. Не случайно они скачут, ища себе почестей, а Князю славы, а мы помним не только Курскую дугу, не только Прохоровку и Поныри, не только танковое сражение 1943 года, но благодаря "Слову..." ещё и воинскую славу древних предков наших. Нам есть чем гордиться! Издавна овеяна славой Курская земля - Курскими битвами и курскими храбрецами!
         


               (Продолжение следует)


Рецензии
Замечательно!

Андрей Пущинский   10.07.2021 12:46     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Андрей, за интерес к подлинной истории древнерусского народа и заинтересованность моей двадцатилетней исследовательской и просветительной деятельности. Я должна полностью осветить все "ТЁМНЫЕ МЕСТА"этого заМЕЧательного историко-литературного произведения конца ХП века н.э. Будет ещё частей 15-20.
Жаль только, что старый компьютер даёт постоянные сбои, поэтому работа идёт медленнее, чем хотелось бы...

Нина Похвалинская   23.08.2023 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.