Усадьба Белкино

УСАДЬБА БЕЛКИНО


                Посвящается мастеру офорта Александру Шубину


1

Пустые крылья плещутся над прудом.
Расколот надвое тяжёлый барский дом.
Клоками-ранами от зноя выгорает
За три столетия несмытая гризайль.
А на стене слова: «Не подходи, опасно!»
И в каждой липе – гулкое дупло:
В бездонности мой голос утопает.
Когда-то верил я, что звонко и легко
Из-под рубанка стружка вылетает,
И светлый пот на лбу – благословенье,
И как дитя – уложенный кирпич,
Нет более святой игры, чем стройка…
Но почему пустые плещут крылья
И надвое расколот каждый дом,
Лишь трещин сразу мы не замечаем?

2

Смотри, на стенах есть несмытая гризайль:
В гирляндах прячутся испуганные скрипки.
Нам только бы расслышать голоса
И плеск ласкающий любовного смычка,
Ресничный шорох струн как поцелуй девичий.
Нам только бы расслышать голоса!

3
 
Здесь бродит эрмитажный Бутурлин,
Писавший по-французски о России:
Ты помнишь, русские сожгли свою Москву,
Чтоб веселиться винами Парижа,
Чтоб появился на Руси ампир –
Французский гимн разгромленным французам.
Зачем же мы всё ходим на войну,
Историков занудных забывая?
Но, может, это бред – «уроки извлекать»?
Читать – не жить. Читать – не наслаждаться
Кипящей пеной взмыленных коней,
Солёной кровью ран и детским смерти свистом,
И пламенем сгорающих полей,
И ужасом насилуемых женщин.
На срыве жизни так прекрасна жизнь!
И как скучна в тисках библиотечных…
Пройдёт по Эрмитажу Бутурлин,
Но Белкино своё едва ли вспомнит,
Где от огня спасённые тома
Листал он с нежностью учёного амура.
Хранитель слова и святых искусств,
Он понимал, сколь пепельно земное,
И если не разгромлены вчера
Дворцы, усадьбы, храмы и погосты,
То завтра вновь нальётся кровью глаз,
От книг уставший. Белкина – не будет.

4

Не разлюбить руин. Я здесь учусь труду,
Хоть очевидна сила разрушенья.
Здесь обостряются и слух и зренье,
В чертёжной ясности являются уму
Строителя упрямство и презренье.
Теперь и я, прислушавшись, смогу
Построить из камней стихотворенье.

5

ПОРТРЕТ В ОВАЛЬНОЙ РАМЕ

Коралловые кукольные губы.
С упорством астронома я слежу
Рисунок строгий шалости и муки.
О, превратиться бы в пчелиный карандаш,
И нежным жалом обозначить контур,
И попытаться выпить весь нектар,
Который, знаю, выпить невозможно.
Ведь каждый день, измученно дыша,
Садится солнце, не напившись вдосталь.
Подземной влагой полнится земля,
Коралловые кукольные губы
Легки и тихи: белка акварели,
Играя, распушила рыжий хвост.
И так щекотно отмывает тени,
Что кажется, ты тоже рассмеёшься,
И долго будешь пить мой поцелуй –
Его мы растушуем на листах
Бумаги рисовой двумя кистями.

6

Когда любуемся созвучием колонн
И струнам эти линии подобны,
То мыслю: стройную нагую красоту,
Которую Амур нам открывает
В подругах наших – зримый камертон,
Что даровал небесный Устроитель!
Сколь чувственно разумна красота
Поэзии, строительства, науки –
Ты знаешь сам, когда ложатся руки
На грудь любимой и горят уста.

7

Сколь дивен пламень розов на устах!
У каждого столетья есть улыбка
Неотличима: сокровенным знаком
Зовёт невеста уголками губ.
Век восемнадцатый, ты столь гостеприимен
И так отзывчив сердцу, что боюсь
Остаться навсегда в твоих волшебных парках.
Их «парадизами» ты с грустью называл,
Но тщательно стеклил оранжереи –
Я тоже града колкого страшусь.
Я тоже, погружаясь в женски очи,
Касаясь робко маленькой груди,
Таинственные слышу клавесины,
И в руки циркуль и отвес зову –
Как каменщик, забывши о Хаосе,
Хочу я строить, украшать и – быть.
Быть грифелем, чертёжником, прорабом,
У Мастера подручным, в побегушках.
Хочу я Струйской во сто крат отдать
За пламень розовый: на дне души мерцают
Авроры и Софии жемчуга.
Невеста ждёт. На дно ныряю.

8

Красавице надену башмачок –
И нагота её блаженней станет.
Риск ремесла – природу разукрасить,
Которая полна таких соцветий,
Что никакая кисть не передаст.
Так что же мучать и терзать натуру?
Разумней научиться созерцанью.
Пусть будет глаз, не руки, инструментом –
Так райской мякоти узнаю вкус вещей.
Но отчего, с тобой набаловавшись,
Мне хочется примерить башмачок?
Вкус ремесла – возделать Сад эдемский.

9

Как тонко льётся с женского плеча
Прохлада, растворяясь на запястье!
Наверно, мысль моя должна свершиться
На той же ноте, с той же высотой.
Когда я с пальцев развиваю локон,
А ты мизинцем закрываешь губы –
Повелеваешь молча научиться.
Уроки женского, пропитанные тьмой,
Всегда немы. Мой голос утопает
И детски размягчается покорно.
В любимую, как в облако, вхожу.
Ищу лучей твоих, твердыня Солнца!

10

Как лёгкий росчерк белого пера,
Экспромты в танце – вольности ума:
И строгий вальса штрих и шалости мазурки
Паркеты, кажется, запомнят навсегда.
Дубовые гранёные леса
Хранят рисунок плавного прыжка,
Пробежки мягкой, круга, поворота –
Случайно по полу рассыпанный букет
Веселья, страсти – бисер лучших лет…
Но отыскать я не сумел в руинах
Натёртый воском солнечный паркет.
Буравит пустоту зуд комариный,
Крапива зацвела, паркета нет.

11

ИЗ-ПОД ГЛЫБ

Паркета нет, воск солнечный растаял.
И вечны лишь ручьи, бегущие в пруды.
Нетронут храм, Борисоглеб там славит
Незыблемость корней спелёнутой Руси.
Но корни вновь вскричат – и почками прорвётся
Столетий обморок - но кто вернёт ключи?
Кто нарисует заново в колоннах
Взлетевшую беседку над водой?
Лишь ты, художник, мастер светобитвы.
Лишь ты способен время развернуть
И вихрем вновь из Хаоса осколки
Магнитной мощью первобытно слить
В полноцветущую гармонию с природой.
Ты помнишь, как резцом своим Георгий
Пронзал дракона? – Будь же твой офорт,
Как поле бранное, пречистое, благое!
И сам, как воин, размахнись вовек,
Как в первый день Творенья - в избавленье
Всего, что создано, от мук небытия.



Опубликовано: часть № 11 «ИЗ-ПОД ГЛЫБ» в статье Сергея Маркуса «Лишь ты, художник, мастер светобитвы» в газете «Боровск-сердце моё», № 4 (11) 26 апреля 2018 г., стр. 4-5.

Также - часть № 3 "Здесь бродит эрмитажный Бутурлин..." - в альманахе «Сонет» да любовь: Стихи, проза, критика и эссеистика обнинских авторов, членов ЛИТО «Сонет». Составитель и редактор Частикова Э.Н. – Обнинск, Кредо, 2021, стр. 44.

НА ФОТО: Александр Шубин и Сергей Маркус - на открытии персональной выставки в честь 70-летия А.П.Шубина в Музее Обнинска, 22 марта 2018 г.
 

 



 
 


Рецензии