пятое измерение

витражи - это лего
цвета и света

где воображаемое
важнее
реального

где материя
истончается до прозрачности
и открывает вход
в пятое измерение














Автор коллажа: Ирина Соколова (http://www.stihi.ru/avtor/irinet65)


Рецензии
Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания. Мозаика – это узор, выполненный из однородного материала, кусочков камня или стекла. Фактически мозаичную картину можно создать из любого камня, наделенного схожими в обработке свойствами - самыми применяемыми являются оникс, яшма и мрамор. Musirum или opus musivum - произведение, посвященное музам, – именно так мозаику называли на латыни древние римляне. Сложенные из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты и керамики изображения, действительно, становились произведениями искусства.

История мозаики начинается с Древнего Востока – дворцы и храмы украшались мозаикой с геометрическими мотивами, выложенными из обожженных глиняных палочек или необработанной гальки, потом на смену пришло цветное стекло, цветовая гамма стеклянных камешков позволяла достигать небывалой раньше живописности и реалистичности изображения. От примитивных и контурных изображений отошла мозаика Древнего Рима. Мозаика становится излюбленным видом напольного декора интерьеров и внутренних двориков. Роскошными коврами из кусочков цветного мрамора декорировались помещения. Высочайшим расцветом мозаичного искусства стала эпоха Византийской империи и основным материалом стала смальта с достаточно сложной технологией (смальта – прямоугольные кусочки очень плотного и непрозрачного стекла разного цвета).

Мозаика была распространена во всем мире. Мозаика на Руси всегда была признаком роскоши и царственной власти. Как известно из исторических летописей первые мозаики набирались византийскими мастерами, но спустя пятьдесят лет набор мозаик делали русские мастера. В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом.

Современная мозаика, как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ. Мозаика по- прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

Мозаика, как искусство жить, вошло и в наше мировоззрение, в наше отношение к окружающему миру, и к самому себе. Мозаичное мировоззрение – цветные «камешки» (знания, явления, факты, события) укладываются в целостное мозаичное полотно. Все взаимно обусловлено и взаимозависимо. Без хаоса. Мировоззрение «калейдоскоп» – хаотично, ничто не связано ни с чем. «Камешки»-события этого калейдоскопа изменяются вокруг человека по мере того, как крутится жизнь и «подбрасывает» новые факты и сотрясает человека стечением обстоятельств.

И детскую игру «Мозаику» помню. И игрушку Калейдоскоп. Эту яркую и вроде бы простую, но завораживающую детскую игрушку придумал в 1816 году шотландский физик Сэр Давид Брюстер, которого с самого детства интересовался свойствами стекла и света. Изобретение Брюстера появилось в магазинах и «раскрасило» жизнь представители всех классов и сословий, радостно наблюдавших за причудливыми узорами, которые никогда не повторялись. Давать калейдоскоп в подарок стало доброй традицией.

Калейдоскоп не просто игрушка – это философия. Калейдоскоп сравнивают с мандалой. Есть даже легенда, что египтяне впервые создали во время своих медитаций нечто вроде калейдоскопа, использовав тщательно отполированные осколки известняка. Поэтому особенно преданные своей страсти коллекционеры и художники, любят наделять калейдоскопы какой-то магической силой воздействия на человека. Они говорят, что калейдоскоп вдохновляет ум и пробуждает сердце. Существуют целые направления медитации с калейдоскопом, люди медитируют, разглядывая узоры, есть даже специальное обозначение – медитоскоп, который перешёл в чакроскоп. Чакроскоп придумала и создала Мэрил Энн Батлер, художница, увлекающаяся теорией цвета и ее воздействия на организм человека. Традиционные цвета, используемые в калейдоскопах, отвечают за определенные участки в чакрах и теле человека. Мэрил Батлер добавила еще четыре цвета, которые традиционно отвечают за женское начало (серебряный), мужское начало (золотой), перерождение (фуксия) и любовь (розовый). Упражнения с чакроскопом, по мнению Батлер, позволяют человеку открыть свое «внутренне зрение». Калейдоскопы используют и в медицине. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение и стресс. Сейчас в Америке и Европе такой метод лечения уже не является экзотическим. Калейдоскоп используют музыканты и композиторы, настраиваясь на игру или улавливая появившуюся в мыслях новую мелодию. Считается, что каждому цвету соответствует музыкальная нота: наблюдая узоры в калейдоскопе, видишь музыку.

Удивительно, калейдоскоп – отдельный, огромный мир, мир людей, ушедших за игрой цвета и форм. Существует несколько типов калейдоскопов. Классический калейдоскоп: система зеркал, в которой отражаются разноцветные кусочки стекла. Телейдоскоп – вместо пересыпающейся мишуры в телейдоскопе стоит обычная линза, а мозаика состоит из предметов окружающего мира. Гибрид калейдоскопа и телейдоскопа – картинка состоит и из стекла и из предметов окружающего мира. Параскоп, в котором можно наблюдать объемную картинку. И масляный калейдоскоп, где вместо кусочков стекла – трубка, заполненная маслянистой жидкостью с разнообразными кристалликами. Форм и видов калейдоскопов множество, некоторые из них – настоящие произведения искусства.

Очень поэтично назван калейдоскоп в «Толковом словаре» В.Даля: «Узорник – это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки» . Калейдоскоп – это источник вдохновения, это генератор положительного поля, способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие.

Любопытно, я просмотрела разную информацию в Интернете. И вывод у всех такой: сейчас в обществе доминирует калейдоскопическое мировоззрение и это плохо. Люди не видят связей между тем, какую информацию они ежедневно потребляют и последствиями для себя, своих семей и общества в целом. Калейдоскоп в голове не только делает людей неспособными просчитывать последствия своих поступков и окружающих процессов, но ещё позволяет управлять, манипулировать людьми в своих корыстных целях, ведь достаточно внести в такое калейдоскопическое мировоззрение новый факт, как оно всё меняется, как в одноимённой детской игрушке при повороте трубы стекляшки создают новый неповторимый рисунок. Доминирование в обществе калейдоскопического мировоззрения, убивающего мечты и смысл жизни – основная причина распространения всех социальных недугов в обществе. Калейдоскопическое мировоззрение – это следствие окружающей нас культуры, которую мы впитываем с измальства. Она формирует наши мировоззренческие и самое главное нравственные установки. Речь не только о произведениях искусства, но о всей той информации, которую старшее поколение передаёт младшему – принципы морали в обществе, принципы экономики, модели поведения, образы с телеэкрана, фотографии в газетах и соцсетях, даже архитектурные решения – формируют определённый тип мировоззрения в людях.

Отличие калейдоскопа от мозаики в том, что удаление, добавление и просто перестановка составляющих элементов в калейдоскопе принципиально меняет всю картину, всё представление об окружающем мире. А в мозаике добавление, удаление, перестановка элементов принципиально всю картину не меняет, она остается узнаваемой и, по желанию, может быть восстановлена, уточнена, дополнена. Я не берусь судить, что лучше, мозаика или калейдоскоп. Мне нравится и то, и другое. Когда хочется поработать мозгами и руками, можно заняться кропотливой мозаикой… Когда хочется отдыха, хочется просто смотреть в калейдоскоп и восхищаться красотой и цветом узора окружающего мира… Главное, чтобы я понимала, что все узоры слагаются из одних и тех же маленьких элементов, «цветных камушков», но в разных средах они «играют» по-разному…

В наше время есть картины, которые смотрятся единым целым, а на самом деле состоят из мелких фотографических фрагментов. Картины – фотоколлажи уже нельзя назвать редкостью, они доступны как для самостоятельно изготовления, так и на заказ в профессиональных мастерских из набора фотографий заказчика. Когда я заинтересовалась темой про мозаику, читая Ваш стих, Михаил, то вышла на сайт обработки фото онлайн, http://www.imgonline.com.ua, где можно готовую картинку представить в новом виде: например, сделать фото-мозаику из множества картинок Интернета с выбранной тематикой или попробовать эффект калейдоскопа. Прикольно, обработала разные фото… Конечно, в калейдоскопе уже труднее увидеть собственный облик, но всё же, прекрасный узор – из собственных частей…

С уважением и интересом к теме,
Ирина

Ирина Петал   27.05.2018 18:48     Заявить о нарушении
Ира, очень интересный очерк получился!
Получается, что калейдоскоп - это интимный полет фантазии, которой нельзя ни с кем поделится, а мозаика - это то, что доступно и другим...
Мозаика - это застывший калейдоскоп, причем понимаемый, прочитываемый похожим образом, как минимум, несколькими людьми...)))

Михаил Тищенко   28.05.2018 23:12   Заявить о нарушении
"Кем ты хочешь быть: одиноким обломком или деталью прекрасного витража?"

Но в пластмассовый век ты можешь быть драгоценным камнем и не вписаться в общую картину из пластика. А в век дорогих камней можешь слышь простым булыжником и не вписаться в общую яркую картину своей эпохи... Возможно, Время не трогает цельные картины выложенных мозаик (элементы которой крепко приклеены к своему месту), а сметает отдельные обломки из разных материалов и несёт дальше и дальше в жизненный калейдоскоп, пока обломок не отшлифуется, как галька, волной времени и не найдёт достойное место в своей мозаике...

Ирина Петал   08.08.2018 08:42   Заявить о нарушении
А, может, он навсегда выберет свободу и случайность калейдоскопа :))

Ирина Петал   08.08.2018 08:44   Заявить о нарушении
 Если он откажется от своей ценности.... И того, что дорого ему в мире)

Михаил Тищенко   08.08.2018 09:46   Заявить о нарушении
Для человека в мире дорога жизнь... Но он может участвовать в создании узоров жизни для других...

Ирина Петал   08.08.2018 10:20   Заявить о нарушении
Своей ценности... Он хочет быть значимой личностью?

Ирина Петал   08.08.2018 10:22   Заявить о нарушении
Ценность каждого человека - его душа, ее проявления, многие всю жизнь с ней борятся ради материальных выгод или вбитых им в голову пустых моральных принципов. И поэтому несчастны. Думаю, это основная причина несчастий в мире.

Михаил Тищенко   08.08.2018 11:43   Заявить о нарушении
Чтобы что-то ценить, надо понимать, что это такое? Я не понимаю, что такое Душа. Это философское понятие, неоднозначное, кто дал на него точный ответ? Не один год на литсайте в духовном мире и так и не поняла, что такое Душа?

Ирина Петал   08.08.2018 11:47   Заявить о нарушении
Моральные принципы для каждого народа, каждой культуры строились не на пустом месте, годами, поколениями, так что не так уж они пусты...

Ирина Петал   08.08.2018 11:50   Заявить о нарушении
Ира, если убрать все обязательства, необходимости, удовлетворить все материальные и чувственные потребности - то, что вас вдохновляет, влечет, ведет - и есть душа Но ее влечения и желания у большинства перемещены влечениями тела, с потребностями, желанием удовлетворить неудовлетворенное, доказать что-то кому-то, поэтому немногие люди отдают себе отчет, что для них главное и гвоздь в сапоге оказывается важнее, чем все остальное.

Михаил Тищенко   08.08.2018 12:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, за знакомство с фаюмскими портретами (в коллаже, чьим соавтором Вы являетесь). Портреты запоминающиеся, оставляют впечатление.

И они мне очень напомнили образы с православных икон: глаза большие, длинный прямой нос, маленький рот. Застывшая в тишине гармония. Хочется отнести эти лица к разряду красивым.

Ира

Ирина Петал   11.09.2018 16:19   Заявить о нарушении
Ира, это ваша магия художника превратила фаюмские портреты (людей, живших практически 2 тысячелетия назад) в илююстрацию к современному тексту...

Михаил Тищенко   11.09.2018 16:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.