Сонеты майских гроз. Выпуск 20

Содержание:
 
- ручная птица гибнет на свободе (Сонетинка)
- не всякому призванью есть названье (Катя Че ) 
- Теперь возможно жить с изнанки мая. (Фомин Алексей)
_______________________________________________________


*** Сонетинка   

ручная птица гибнет на свободе
без опыта, без навыков, без знаний.
одно из самых страшных наказаний -
остаться не у дел.
будь благороден.
брось крошек ей, оставь воды на блюдце.
а сон тебе в ответ подарит крылья.
однажды у меня такие были
и неба я щекой могла коснуться.

у журавля, отставшего от стаи,
не долог век и ритуальный танец
без пары не начать и не окончить.
к кому спешит измученный скиталец,
за жизнь свою познавший сотни таинств?
у времени ответ всегда уклончив.


*** Катя Че   

не всякому призванью есть названье
не всё имеет чёткие границы
тётя Маруся или дядя Ваня
по-своему стремятся в бесконечность
кого-то мчит амбиций колесница
кому-то разворачивает плечи

прищуриться
так в целом все похожи
все следуют рефлексу продержаться
на жизненном пути как можно дольше
но странной пеленой противоречий
размыто зрение
и сроки сжаты
и небо давит временем на плечи

а прежде было дымкой акварели
неведенья заманчивость и прелесть


*** Фомин Алексей

Теперь возможно жить с изнанки мая.
Уже не злит ни скатерть с рваным краем,
не ржавый обод бочки. Дождевая
вода в ней отражает дверь сарая,

А может быть врата к истокам рая..

Рой светлячков лег в траву, догорая
вдоль старого забора. Хочешь чая
и бубликов, которые ломая,
легко вернуться в детство, сотворяя
себя в былом.. Сирени расцветая,
пахнули в окна, брызнули ломая
стереотипы формы, изливая
незримых птиц. Вот стая, вот вторая
бьет крыльями о волны лет, взлетая.

_______________________________________________________
Публикуется в рамках майских Литературных практик http://www.stihi.ru/2018/05/05/5789    
И в продолжение истории, начавшейся 8-мь лет назад
http://www.stihi.ru/2010/03/07/2223


Рецензии
смотри-ка голубей переобули
следы крестом таких уже не тронешь
а дышится как дэдмэну в дэдпуле
не отпускай пока меня воронеж
ка'камнем в небо нежно-золотое
чем выше вздор тем промах тяжелее
осанна аллилуйя метанойя
я не волшебник и не сожалею

вот и поплачь не досуха - во благе
в любом глазу фатально моногамно
решается ку'кубик-рубик-магги
горчайшая подскажет на куда мне
а жгучие потянутся к бумаге
сбивая с толку голубя и камня

Павел Бетач   22.05.2018 14:31     Заявить о нарушении
Дремота вила дивные узоры,
сиянием воды, огней на рейде,
нашептывала: «Умолкать не смейте,
покуда, не иссякли разговоры».

У погруженной в воду сети-люстры,
неловленные сельди вились стаей,
как будто от нее не погибают,
ты им мигни - прибудут легионы.

Несходным полюсом, как крайний Север с Югом,
и фантастически зимою знойной,
летели мотыльки еще нелепей,
любви и снега смахивая пепел.

И актами Господней благодати –
оставить смерть в покое обещали.

Анна Иделевич   24.05.2018 04:53   Заявить о нарушении
Теперь по русски? :-)

Анна Иделевич   24.05.2018 04:54   Заявить о нарушении
Дремота вила дивные узоры,
сиянием воды, огней на рейде,

/

Аня, начнём с того, что "вила́" по-русски ударяется на последний слог. Надеюсь, тебе не надо объяснять, почему переакцентуация в первой строчке стишка категорически недопустима. Дальше: "...узоры, сиянием воды, огней..." - как ни ставь здесь занятые, четырёх существительных подряд без предлога русский литературный язык не терпит. Безграмотные газетные писаки иногда допускают три, но четыре - перебор даже для жертв ЕГЭ.

/

нашептывала: «Умолкать не смейте,
покуда, не иссякли разговоры».

/

Кому дремота нашёптывала? Где они все, Аня? Кто они? Кому не сметь умолкать? Итого: первая строфа - чудовищно безграмотна и нелепа по трём вышеперечисленным причинам.

/

У погруженной в воду сети-люстры,
неловленные сельди вились стаей,

/

Даже если ты сама ловила селёдку "люстрой", художественного образа из опыта тебе построить не удалось. Но что-то мне подсказывает - не ловила. То есть пишешь здесь о том, что знаешь из "Подводной одиссеи Кусто", в лучшем случае. Имеешь право, но телевизор один хрен в выигрыше.

/

как будто от нее не погибают,
ты им мигни - прибудут легионы.

/

О, бедные рыбки не понимают, что их ловят на световую приманку - гениальное философское откровение! Смотри, Ань, как можно обыгрывать подобные банальности в криптопатетическом ключе:

*
меня походу кто-то сцуко удит
х у я к! и никого опять не будет

/

Несходным полюсом, как крайний Север с Югом,
и фантастически зимою знойной,
летели мотыльки еще нелепей,
любви и снега смахивая пепел.

/

Мотыльки летели полюсом. Вот тебе, Аня, за это русское хоку:

*
Рыбак рыбака...
Пла́чу раком со свистом -
отважный горец.

/

И актами Господней благодати –
оставить смерть в покое обещали.

/

***
мне обещательного акта
по четвергам ужасно много
что птичка во поле что трактор
обоим по х е р у дорога

Павел Бетач   24.05.2018 08:59   Заявить о нарушении
Не любовная история, а хард кор урок поэзии :-) Я чуть позже отвечу, но сразу скажу, что есть и боковые и подводные люстры на судах, для привлечения и ловли рыбы.

Поэту, Павел, нельзя иметь такой ограниченный кругозор. В мире есть не только березки, Мандельштамп и Воронеж.

Анна Иделевич   24.05.2018 12:25   Заявить о нарушении
И я первая, кто об этом написала в стихах! :-) А про голубей есть сотни... Правда, идея с заиканием - чудо. Гениальная идея.

И еще, метанойа (сожаление) не вяжется с "не сожалею" в последующей строке.

Анна Иделевич   24.05.2018 12:29   Заявить о нарушении
Павел, отвечю. Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка..»

/
Дремота вила дивные узоры,
сиянием воды, огней на рейде,

Принимаю порицание об ударении. Но, огни на рейде объясняют причину сияния воды, я не вижу повода для волнения, мне все понятно. Хоть двадцать существительных. В оригинале у меня было – и бликами воды огней на рейде. Это я над тобой смиловалась и одно существительное убрала.

/нашептывала: «Умолкать не смейте,
покуда, не иссякли разговоры».

Дремота нашептывала мне, Павел. И всем тем, фантастическим существам обитающим в моем сознании. Ведь у тебя в голове тоже не один Павел сидит. Более того, начало располагает читателя к себе, ибо обращение идет во множественном числе. В состоянии полудрема допустим шепот чего угодно и кому угодно.

/У погруженной в воду сети-люстры,
неловленные сельди вились стаей,
Заметка из журнала «Вокруг Света» об использовании подводных люстр для изучения поведения рыб.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5124/
Поэтам-писательно желательно иметь обширный багаж общих знаний, иначе они так и будут толпиться вокруг воркующих голубей и стонущих улиц Воронежа, Питера, и Замоскворечья.

/
и будто от нее не погибают,
а им мигни - прибудут легионы.

/
меня походу кто-то сцуко удит
х у я к! и никого опять не будет

Павел, ты действительно считаешь, что твоя версия (интерпретеция правильная ксатати) литературно привлекательнее моей?

В общих чертах, стихотворение о том, что и рыбы и мотыльки и люди устремляются к источникам света, даже если лучи его губительны и в этом нелепом стремлении таится великое счастье.

«Люби меня нелепо и невольно,
пусть этой жизни и прискорбно мало.
Пока мы не услышим голос неба,
депешу уплывающую в небыль...

Где стаи воробьев высоковольтных,
нам азбукою морзе шлют сигналы.»

Все о том же...

/Несходным полюсом, как крайний Север с Югом,
и фантастически зимою знойной,
летели мотыльки еще нелепей,
любви и снега смахивая пепел.

Полюс характеризует полет мотыльков. Дает оценку неблагоразумности их действий. Они не на полюс летели, Павел. Они им (!) летели.

Вот пример из классики:
«Я, как слепой, держу свою судьбу
в руках и горю имени не знаю.
Оплачем же, что кто-то взял тебя
из зеркала. Умеешь ли ты плакать?
Не можешь. Знаю...
Но если ты всё тут ещё, и где-то
в потёмках это место есть, где дух
твой зыблется на плоских волнах звука,
которые мой голос катит в ночь
из комнаты, то слушай: помоги мне.
Будь между мёртвых. Мёртвые не праздны.
И помощь дай, не отвлекаясь, так,
как самое далёкое порою
мне помощь подаёт. Во мне самом... «(Рильке)

Он ведь не на самоме деле ее из зеркала взял..и как далекое может подавать помощь? Это ведь не рука при рукопожатии. Но это поэзия и наиболее высокая ее форма.

Анна Иделевич   24.05.2018 16:15   Заявить о нарушении
Павел, утром ты написал: «Я не считаю твои стихи смешными. Как правило, они безграмотные и бесформенные, что мне не смешно :(

Предлагаю детально рассмотреть еще несколько моих последних, чтобы выявить и уяснить суть их бесформенности, иначе я так и буду продолжать тебя разочаровывать.

Давай начнем с этого?

Составы мимо станций проносились,
высокие светильники гасили
(а именно, рубиновые звезды)
и лился ледяной Февральский воздух.

Как машинист, под устную диктовку,
прилаживая к потолку веревку,
он навыком любого сценариста
придумывал себе самоубийство.

Стучали железнодорожным лязгом шпалы,
стучал в висках поток обильно алый,
толкали толщу литерного дома,
свидетели столетия излома.

А на спине обшарпанного стула,
висел, до пол восьмого, плащ тяжелый.

Анна Иделевич   24.05.2018 16:24   Заявить о нарушении
Ааа...и забыла ответить на последнюю твою заметку.
/

И актами Господней благодати –
оставить смерть в покое обещали.

/

***
мне обещательного акта
по четвергам ужасно много
что птичка во поле что трактор
обоим по х е р у дорога

Где связь межу моим философским заявлением и твоей сельской пасторалью? :-) Я имела ввиду, что сельди и мотыльки фактом (актом) своей неблагоразумности отталкивают мысли и бренности бытия. Влюбленность создает иллюзию бессмертия. Пропадает страх смерти. Это взаимоисключающие чувства, как чувство голода и желание продолжения рода. Либо одно, либо другое, но не оба одновременно.

Анна Иделевич   24.05.2018 16:36   Заявить о нарушении
И не то, что никого "опять" не будет, а нас всех не будет, потому что мы все когда нибудь исчезнем...это то, что я имела в виду...

Анна Иделевич   24.05.2018 16:45   Заявить о нарушении
И уже самое последнее, на пока. Отсутствие искр гениальности, нельзя заменить словами однокоренными с «***», «хер» и так далее. Это как одевать кожаную куртку косуху и думать, что ты страшно оригинален, когда все вокруг ходят в точно таких же черно-металлических косухах. Я не в коем случае не имею в виду, что ты посредственен, Павел. Напротив, ты гениален и неповторим. Но, чем меньше ты будешь использовать банальные «хуй» и «хер», оказывая услугу своему мозгу, тем больше останется места для проявления остроумия.

Анна Иделевич   24.05.2018 17:47   Заявить о нарушении
1. Аня, начну отвечать с цитаты из тебя на те вопросы, которые считаю важными по теме обсуждаемого в этой ветке твоего стишка.
"Где связь межу моим философским заявлением и твоей сельской пасторалью? :-) Я имела ввиду, что сельди и мотыльки фактом (актом) своей неблагоразумности отталкивают мысли и бренности бытия.
Если акты мотыльково-селёдочной неблагоразумности ты называешь актами Господней благодати, то я в семантическом шоке. Сия аллегория оказалась выше моего скромного ума :)

2. Новизна не является эстетической категорией потому, что новость - это не объективное свойство предмета или явления, но чисто субъективная характеристика восприятия, которая из свойств предмета не выводится. Красота лишь отчасти в глазах смотрящего, а новизна - всецело. Я с тобой беседую о тех свойствах стихов, которые имеют место не только в твоём воображении. Новизна к ним не относится.

Павел Бетач   24.05.2018 19:27   Заявить о нарушении
Потратив драгоценные страницы,
на написание сего пассажа,
где скаковая колесница,
погонит без коней и экипажа,

Мудреный слог, о слежении над страстью,
о надзирании святого чувства,
ты предлагаешь принимать участие,
в кровавом убиении искусства?

В поэзии все в миллионы хлеще,
в реальности мне молнии не блещут
и не слепят ветвистые лампады.
Торжественно передаю я факел.
As, I don’t fuck, I make exquisite loving,
Мой сексуальный бог олимпиады.

Анна Иделевич   27.05.2018 00:49   Заявить о нарушении