с. Юлдус, Шадринский район. Юлдусовский родник

В Курганской области Шадринского района находится интересное татарсое село — Юлдус. Село расположено в живописном месте, окруженном сосновым лесом. Раньше село имело название Эчкен (Ичкино). На карте и в официальных документах села Эчкен нет, так как с 1964 года село переименовано в Юлдус.

В семидесятых годах с объединением двух районов в одном нашем Шадринском районе оказалось два населенных пункта с одинаковыми названиями – Ичкино. Чтобы не было неразберихи с почтой, партийные органы переименовали село в Юлдус (40).

Вопрос о возвращении селу его истинного исторического названия на самых разных уровнях был поднят жителем села, фермером, лидером татарского движения Ахмадуллой Хабибуллиным, но безрезультатно.

Официально считается, что селу Юлдус 455 лет. Якобы основали его татары, покинувшие Поволжье с падением Казанского ханства. Согласно легенде, переселенцы искали место с чистой водой, и тут они нашли то, что искали, отсюда Ичкино – «эчкен», что значить «пить» (40).

Некоторые историю села связывают только с татарскими казаками, которые в 18 веке были посланы сюда для защиты южных границ России. В этих фактах есть правда, но полной справедливой правды нет. Да, за Уралом в Эчкен татары и после падения Казани прибывали, и в 17-18 веках прибывшие татары здесь находили свою вторую малую родину. Кто бы, когда бы ни оказывался в Эчкене, он был среди своих сородичей, которые были коренными жителями этого древнего села, которые с древнейших времен жили здесь. Говоря о самом селе Эчкен, следует сказать, что существовало оно ещё задолго до 16 века и падения Казанского ханства: село это входило в состав Сибирского ханства, Золотой Орды, Тюркских каганатов, а его древние корни уходят глубоко в скифо-гунский период (39).

О роде «ички» упоминается в «Шайбани-намэ» Камал-ад-дина Али Бинаи (1453—1512). Повествование начинается с рассказа о том, как Абулхаир-хан, покидая Чинги-Туру (Тюмень, свою первую столицу) оставил даругами (наместниками) в вилайете Чинги-Тура верных людей – «общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана». В числе сподвижников, которые «проявили верность и завоевали страны» упоминаются люди рода «ички – Имин-ходжа и Сафар-ходжа». Другое общество из казаков, которые во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа. Здесь же упоминаются эмиры и батыры родов найман, курлаут, уйгур, конграт, мангыт, дурман, туман, кушчи. Понятно, что зауральские земли до прихода атамана Ермака не пустовали. Ичкинский Юрт вполне мог существовать, как и Аялинский Юрт, о котором помнят разве что лишь потомки (род сибирских татар аялы населяет север Омской области). Разные Юрты (улусы) в совокупности и составляли Тюменское, Сибирское ханства. «Казанские татары пришли в 16 веке сюда в уже обжитой край, к своим братьям по крови и вере», – убежден Ахмадулла. После того, как Зауралье оказалось в составе Московского царства, ичкинские татары несли пограничную службу на границе со степью, их называли белокаменными казаками (40).

Ахмадулла Хабибуллин построил на личные средства в Юлдусе мечеть, которая носит название «Соборная мечеть ичкинских татар». Красивейшая мечеть, для строительства которой Ахмадулла Хабибуллин специально пригласил мастеров из Средней Азии, возвышается на самом высоком месте и видна издалека. Любознательная публика, следующая по трассе «Курган-Екатеринбург», частенько заворачивает в Юлдус, увидев высокий минарет (40).

В селе есть двухэтажная средняя школа, где преподается татарский язык, литература и история. Имеется большой дом культуры и библиотека. В селе Юлдус работает музей.

Напротив Юлдуса, через дорогу в оврагах находится родник. Места вокруг живописные: осенью деревья радуют разноцветным окрасом (от желтого до красного), весной – цветением и запахом шиповника, летом - своей свежестью и зеленью, а зимой – заснеженными оврагами. Чистая питьевая вода отличается своим вкусом. Место родника облагорожено: сделан спуск в виде лесенок и место для сбора воды. Вода вытекает из земли маленькой струйкой и собирается в небольшой бочке. Отстаивается.

Иногда бобры делают запруды в ручье, который берет начало в роднике. И вода накапливается. Но местные жители борются с запрудами бобров и восстанавливают родник. На роднике местные жители проводят обряд засевания поля, варят яровую кашу, проводят обряд «благодарения» - просят дождя для хорошего урожая.

В село Юлдус можно добраться по трассе Р-354 (Курган-Шадринск), поворот на Юлдус. Координаты села: 56.100706, 64.363159. Приблизительные координаты родника: 56.114196, 64.358021.


Рецензии