По конкурсу -Правда и Ложь

http://www.stihi.ru/2018/03/30/4629 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/05/14/3729 - Итоги конкурса

Завершился еще один конкурс философской поэзии - "Правда и Ложь", в котором приняли участие 37 авторов. Конкурсное задание заключалось в попытке поэтическим языком высказать свои мысли по поводу философских понятий Правда и Ложь и (или) проиллюстрировать их значение и место в жизни интересными сюжетами своих  произведений. Задание не простое: от авторов, помимо  мастерства стихосложения,  требовалось показать свое умение логично мыслить и философски излагать мнение об очень непростых, хотя и часто используемых в нашей жизни словах "правда" и "ложь", а точнее,  не о словах, а о нечто, что за ними стоит и в какой-то степени определяет мировоззрение каждого человека.

Отношение к правде и лжи, как и отношение к добру и злу, составляет суть любого восприятия жизни. Есть два подхода к этим понятиям:

1) Реально  существует и имеет право на существование (дано человеку Творцом) только доброе начало (добро и правда), а зло и ложь - это только тени, только отклонения от правильного пути, нечто, что возомнило себя реальной силой, но ею не является. Это так называемый позитивный подход, которого, кстати, придерживается все мировые религии.

2) Признание относительности добра и зла, правды и лжи  как  равноценных начал, которые находятся в постоянной борьбе. Нет абсолютной Истины или правды, все относительно - смотря с какой точки описывать каждое явление. Для такого мировоззрения (чаще всего языческого, с элементами манихейства) характерно либо сознательная отстраненность - невмешательство в процесс борьбы за правду, либо   в какой-то степени ли оправдание лжи, как в чём-то необходимой, а иногда  даже  полезной.

Конечно, всё сказанное мною выше - это очень поверхностное рассуждение: на самом деле существует  очень много разных взглядов на эти понятия, каждый  со своими особенностями. Тем, кто всерьёз интересуется философией, лучше изучить специальную литературу, а у нас здесь - всего лишь поэтический конкурс, где  большинство участников  - не философы, а поэты-любители. Тем не менее, даже те 37 стихотворений, что были поданы на конкурс, все равно можно условно разделить на две группы:

1) стихи, где провозглашается абсолютная необходимость правды, а ложь считается пагубным  отклонением от естественного пути человека, и
2) стихи, где правда и ложь описаны как равноправные силы, которые всегда были, есть и будут, а их определение - относительно. 

Кроме этих были в пакете несколько стихов, которые мне было сложно считать отвечающими заданной теме или жанру исполнения: они либо были написаны о чем-то другом, либо выполнены в том жанре, который при всем моем старании трудно отнести к жанру философской поэзии.

Чтобы не ходить далеко, сразу приведу примеры очень хороших стихов, написанных не в тему.

15. Брат. Светлана Салахова

Верьте сорокам. Они не врут. Мать причитала, от горя белая:
«Я те посылочку соберу…Что натворил, что, дурак, наделал-то…
Спортила, знамо, его Москва! Нешто про совесть забыл Павлуша мой?»
Братец был сызмальства вороват – мама «сорок» никогда не слушала.
Бабьи заботы – до тьмы в очах: всё с поросями, курями, псинами.
Был бы мужик – да в тюрьме зачах, сыну оставив нутро звериное.
Нас не строжили: гуляй, играй – редко могли хворостиной вытянуть.
Брат мне достался от слова «брать»: очень на батю похож, действительно.
Насобирает пинков, тычков – и под защиту, к сестрице старшенькой.
В бешеном беге его зрачков лихо таилось: чужое, страшное.
Жил бы как все – да хребет не дюж. Адрес мой новый конверты выдали.
А у меня и семья, и муж, в доме достаток. Родню не выдворишь.
И завертелась ночная жизнь: танцы, гулянки, девицы ушлые.
Карточный долг возместить клялись Паше за «помощь» друзья-домушники.
Дотанцевался. Как прост финал! Взяли с поличным. Соседи бдительны.
Я бы простила. Но муж узнал, кто оказался моим грабителем.
Мчалась в Москву – не случился Крым. Следствием дело раскрыто быстренько.
«Нет у меня никакой сестры» – брат на «свиданке» мне в душу выстрелил.
Крикнул, опомнясь: «Погодь... Погодь!» – Не обернулась. Вот так и свиделись.
Всем по заслугам воздал Господь. Каждому место под солнцем выделил.
В церковь пойдем – у икон стоять. Давят ночами грехи Павлушины.
В то, что квартира была моя, мама не верит. Оно и к лучшему.

Стихи эти уже участвовали в Межпортальном конкурсе с другим конкурным заданием, и именно там я поставила им высшие оценки. Само по себе стихотворение прекрасное: яркий, насыщенный содержанием жизненный рассказ в стихах, написанный жанровым (народным) языком персонажа. Но при чем тут тема правды и лжи - я не совсем поняла. Тем более, где тут философская поэзия - где раздумье об этих началах? Если тема лжи и затронута частично, то она - точно не является главной в сюжете  стихов. Только по этой причине я не включила данные стихи в свой шорт-лист, хотя очень многие мои коллеги присудили им высшие баллы. Может быть, мы по разному понимаем конкурсное задание?

5. Расстаться. Владимир Сорочкин
 
Когда мне придётся расстаться               
С тобой, то, меняя места,
Я там бы хотел оказаться,
Где ты, точно ангел, чиста,

Где всё беспечальней и строже,
И в медленном шелесте дней
Твой мир бесконечно моложе,
Добрее, спокойней, мудрей.

Там пчёлами солнце играет,
Как девочка, в листьях травы,
И платье едва прикрывает
Худые колени твои.

Там правду на ложь не сменяешь,
Не вычеркнешь годы в судьбе,
Там ты совершенно не знаешь
Ещё ничего о себе...

И надо ли... Эка досада, –
Когда в суматохе земной –
Есть ты, есть цветение сада,
Цветение жизни самой!

Там чистая синь небосвода.
Там столько надежды в груди...
Там нет ничего... Лишь свобода...
И целая жизнь впереди.

Тоже очень симпатичные стихи, только как можно их считать философской поэзией на тему лжи и правды? Это прекрасная интимная лирика, тема отношений двоих, единственная строчка "Там правду на ложь не сменяешь" все равно ничего не спасает - ни жанр исполнения, ни заявленную конкурсом тему. 

Аналогично не по теме были и стихи в жанре мистического рассказа:

11. Полуночный охотник. Орлеанский Алексей      (фрагмент)             

Дремлет лес, исполненный покоя,
Опустился сумрак на поля,
Вдалеке за тихою рекою
Раздаётся крик нетопыря.
Близ села безмолвное кладбище
Расстелилось как архипелаг.
Говорят, в округе этой рыщет
Старый кровожадный вурдалак.
........
Правды правда нет на этом свете.
Ночь придёт, и вурдалак опять
Будет терпеливо в свои сети
Новую добычу поджидать.

Целиком текст этого стихотворения не привожу, просто хочу сказать, что одной только строки "Правды, правда, нет на этом свете"  в конкурсах философской поэзии не достаточно для успеха. 


А теперь несколько слов о качестве стихов, поданных на данный конкурс.  Произведений, достойных высшего бала (10 очков) я в пакете не нашла (хотя такие стихи нашли другие судьи!), но интересные  стихи в пакете были. Удивило то, что из 37 поданных на конкурс произведений всего  8 не удостоились номинации нашего жюри. В переводе на разговорный -  всего в 8 стихах наши судьи нашли ошибки исполнения или несоответствие заданию, с  чем мне трудно согласиться. В результате такой судейской снисходительности мне впервые пришлось воспользоваться правом Председателя жюри, и не всем призерам конкурса (по набранной сумме очков) присвоить звание лауреата конкурса, а это занятие не доставляет радости ни мне, ни тем, кто остался без диплома - уж вы мне поверьте!

Итак, в основной своей массе во всех стихах наших участников опять были две беды:
 
Беда 1:  В стихах есть интересные мысли и логичное, авторское раскрытие темы, но всё портят технические недочеты, из-за которых совесть не позволяет включить стихи в шорт-лист (что ужасно жаль!).

Беда 2: Технически особо придраться в стихах не к чему, но по теме ... скучно, банально и бездоказательно. Нет ничего в содержании, что бы заставило задуматься, поспорить, удивиться, отозваться сердцем. И такие стихи тоже рука не поднималась включать в шорт-лист, хотя формально ничего этому не мешает...

Хватит мне разглагольствовать, давайте рассмотрим конкретные примеры - достоинства и недочеты отдельных стихов пакета. Несмотря ни на что, читать пакет мне было интересно, а это самое главное! Значит, не формально наши участники отнеслись к заданию - спасибо всем за предоставленные на конкурс произведения!

1 группа.
Относительность и равноправность правды и лжи

1.  Квантовая. Николай Бошинцев               

Попробуй нарисуй фотон,
Когда мелькнёт в пространстве он,
Оставив след в сетчатке.
Имея двойственную суть,
Он был "когда"- и "где"-нибудь –
Всё дело в отпечатке.

Попробуй опиши богов,
Что мир без дна и берегов
Присутствием почтили.
Они нам могут быть видны
И с той, и с этой стороны,
Но тут уж – или-или.

Попробуй душу расскажи
Без опасения во лжи
Растаять, пусть невольно.
Ведь правда будет только там,
Где ты её увидишь сам,
И ей порой так больно...

Попробуй встретиться с собой:
Ты сам – всегда, везде, любой
И "Я" – в себе, как точка.
О чём с собою говорить?
Чьи мысли сможет повторить
Стоглавый одиночка?

Так знай же: Истина – одна,
Но нам неведома она,
Хоть знай её, хоть ведай.
И потому ответ простой:
Во тьме, за гранью, за чертой –
Поздравь себя с победой.

Эти стихи читать было интересно: автор - начитанный, умный собеседник со своими мыслями, размышлениями о принципиальной невозможности познать Истину - не дано это человеку, можно только искать правду и пытаться ее поймать. Причем, это проиллюстрировано на разных планах  - ярко, хорошим языком, образно, иронично. Нельзя сказать, что данные стихи утверждают относительность правды: в них речь о другом - о том, что Истина для нас недоступна целиком, хотя к ней можно и нужно стремиться. К сожалению, есть и небольшие недочеты исполнения: смыкание согласных "С Собой" в 4 строфе и  не совсем удачное  использование местоимения:  "богов, ЧТО мир ...почтили". Последнее - это не ошибка, встречается и такая форма, но она все равно не удачна: к одушевленным  лучше применять местоимение "кто", а еще правильнее - "которые мир почтили". Но конкурсное задание здесь выполнено полностью и, что особенно меня порадовало - это были почти единственные стихи, где присутствовало действительно философское размышление, а не бытовое и банальное.

3. Правда и ложь. Ирина Полюшко

Сурова правда, лицемерна ложь.
Два мира не сошлись в одну картинку.
Но между ними ты всегда найдешь
Уютную простую серединку.

Вообще-то, эти стихи для другого конкурса - конкурса катренов, афоризмов, мини-стихов. Но написано здорово и в тему. Автор не предпочитает правду лжи, а сразу предлагает искать "уютную серединку" между двумя, видимо, для него равноправными началами. Внятно изложенная позиция по заданной теме.

6. Правда. Капитан Буратино               

Едва лишь петь собрался соло я,
Стучат.
Открыл на стук на треть.
А там - босая Правда голая,
Избита - не на что смотреть!

Ну, заходи! Не жмись, подруга!
Чайку? Покрепче? - Чай не лето!
Опять по замкнутому кругу
Искать вопросы на ответы?

А, отогревшись, вновь - гулёна!
Забив на всё (и в папироску),
В мир - ослепительно зелёный!
Как доллар -
Мятый, злой и плоский!

Выразительно, нестандартно и через конкретный сюжет раскрыто отношение автора к правде (она - голая, избитая, гулёна). Автор не делает никаких выводов о правоте его персонажа, он просто рисует картинку. К сожалению, страдает техника стихов - в строфах меняется порядок и вид рифменных окончаний - форма строфы. Жаль: можно было этот недочет перед подачей на конкурс легко поправить, но автор не захотел.

8. Выбор.Андрис Сайнио 

Пройдя совсем немалый путь, замешкал чуть я,
Задумавшись, куда свернуть на перепутьи.
Моё нарушив забытьё, явился старец,
Промолвив: 
- Зеркальце моё
                прими, скиталец.
Лишь в руки ты его возьмешь, оно взаправду
тебе покажет, где есть ложь, и что есть правда.
- Чем отплатить тебе, скажи, за щедрый дар твой?
- Ничем. Я просто против лжи тасую карты.

Промолвил это и исчез, как не бывало,
А подле зеркальце чудЕсноЕ лежало.      
В него вгляделся хорошо – и очень скоро,
Пойдя направо, я пришел в прекрасный город:

Уверенность и красота царят на лицах,
А в самом центре, у креста, казнят девицу.
Горят поленья у столба, бушует пламя,
Вокруг нее гудит толпа – все с зеркалами.

- В чём дело, в чём ее вина? – спросил я граждан.
- Не видишь? Это – сатана! – ответил каждый.
Но в тех словах сквозил мотив победной фальши.
Я, молча зеркало разбив, пустился дальше...

Решение темы дано в форме поучительного рассказа. Но какой-то убедительности и ясности вывода - того, к  чему ведет рассказчик, мне в этих стихах не хватило. Подозреваю, что стихи были написаны по услышанной где-то притче в прозе, но удачного (внятного) переложения этой притчи не получилось. По исполнению тоже не все хорошо. Не нравится фраза (особенно из уст старца): "просто против лжи ТАСУЮ КАРТЫ", не нравится оборот "В него ВГЛЯДЕЛСЯ ХОРОШО", а в строке "А подле зеркальце чудЕсноЕ лежало" не продуманы места ударений и Иктов, отчего в длинном слове возникло сразу два ударения - это портит ритм!

9. Нет Правды. Почему?! Вита Осенняя

Давным-давно в одном подлунном мире,
сестрёнки жили, вовсе не тужили –
всегда красивая, изысканная Ложь
и Правда скромная – да что с нее возьмёшь…

Талантливая Ложь любила сцену,
известной быть хотела непременно,
изображала доброту, надежду, боль,
на "бис" блистательно играя Правды роль.

Народ пленился шиком Лжи-сестренки,
"брависсимо!" – кричала ей галёрка,
забыв, что лжи цена – всего лишь медный грош.
И стала мировой звездой актриса Ложь.

А Правда затворила ставни о'кон,
укрывшись от народа, словно в кокон,
в тиши желая провести остаток лет,
печально... но ей стал постылым белый свет.

Теперь не доверяет Правда людям,
погрязшим в лени, темноте и блуде,
не верит в разум, ни во что и никому...
На сцене – прима-Ложь. Нет Правды. Почему?!

Здесь тема тоже решена в форме рассказа - ложь и правда олицетворены, они - сестренки (то есть, равноправные начала, хоть и разные). Автор только повествует, из стихов не видно, на чьей он стороне.

14. Правда и ложь! Армен Аванесов
 
Ложь с правдой сестры и заклятые враги,
Хитрее ложь, ее уловкам нет числа,
Сложнее правде, чьи обычаи строги,
Блистает ложь, она красива и мила!

Всегда приятной быть старается для всех,
"Правдивым" гримом прикрывает свой обман,
Солги, не бойся, будет ждать тебя успех,
Получишь чин или пополнишь свой карман!

Бедняга правда, далеко ей до сестры:
Простое платье все изношенно до дыр,
Ее не любят, бьют и тащат на костры,
На крест, и  в каждую ладонь - железный штырь!

Ложь правит балом и сегодня на коне,
Все меньше правды, оттого она ценней!

Здесь правда и ложь - тоже "сестры", но они уже - заклятые враги. Автор хоть немного, но пытается определиться в выборе своих симпатий: "Все меньше правды, оттого она ценней!", хотя эти понятия для него равноправные и одинаково реальные.
По технике: "Получишь чин илИ пополнишь свой карман!" - ритмическое ударение вынуждает нас прочитывать "илИ"  да еще и делает союз ударным словом!

21. Правда о Лжи. Людмила Преображенская

Все смешалось в нашем государстве,
Там где Правда, Ложь уже сидит,
Выдали ярлык ей править царством,
Ведь она приличная на вид.

У нее с брильянтами наряды,
Ложь прелестница красива и хитра,
Правда лишь кидает гневно взгляды
И ко всем безжалостно мудра.

Правда нас шокирует нагая,
Выскочит и скажет все как есть,
Кривда ухмыльнется расцветая
И уйдет готовить дуре месть.

С Ложью жить приятней и понятней,
Ведь она учтива и горда,
Ну, а Правда машет острой саблей,
В ранах и царапинах всегда.

Правда к нам ворвется запоздало,
Запыхавшись мчит наперерез,
А у Лжи сапфиры и опалы,
Что до Правды - можно жить и без.

Примерно тот же способ  раскрытие темы - олицетворение двух равных начал и описание их поведения - без предпочтения автора, отстраненно. Не совсем поняла последнюю строку: "Что до Правды - можно жить и без": к чему относится "Без"? Можно жить "и без сапфиров"? Или можно жить "и без правды"? Неудачное построение  фразы создает двойственность понимания. 

22. Сказка про Правду и Ложь. Андрей Кулайшин 

(это стихотворение для сокращения объема статьи я   записала  согласно его  метрики)
 
Где нам Правду найти, чтобы жить не по Лжи, а на Совесть?
Чтобы Всем угодить и  окольных путей не искать?
Эта повесть простая совсем не похожа на повесть,
А где Правда, где Ложь, невозможно уже разгадать.

Это было в одном небольшом, но богатом людьми королевстве,
Всё продажно кругом, правду там днём с огнём не найдёшь.
Только умер король, королевство оставив в наследство,
Принц решил отыскать эту Правду, не вытерпев Ложь.

И пошёл он скитаться, много видел он разного люда,
Видел разные земли, но Ложь процветала кругом
Истрепалась одежда его, он с сумою таскался повсюду,
Из последнего города уже уходя босиком...

И зашёл он в пещеру, там Правда нагая стояла,
Только цепи на ней и факел горящий в руке.
Принц хотел цепи снять, но Правда его удержала
И сказала ему на правдивом своём языке:

-Не трудись, юный принц, людям Чистая Правда опасна,
Изречённая Правда превращается в  Явную Ложь.
Если выйду отсюда, для людей это будет напрасно,
И где Правда, где Ложь, в этом случае ты не найдёшь!

Еще один рассказ в стихах, где Ложь и Правда олицетворены. Дело портит плохая ритмика стихов - меняются места ударных стоп,  пропадают стопы - мелодия звучания не гармонична. И язык - не язык поэзии, а язык прозаического пересказа.

25. Правда и ложь - обоюдоострый нож! Марина Капуста

Есть где-то старая мудрая истина.
Мера всего: бытия, мироздания.
Смысл не затаскан и суть не залистана.
В тайне хранит все сакральные знания.
Как же прожить на земле без опоры нам?
Истина книжек, увы, не оставила.
Чтоб ситуации  выправить спорные,
Надо придумать удобные правила:
 
"Правда — добро, никакого подвоха.
Ложь же всегда омерзительна — плохо!"
 
Помню я правду седую и древнюю:
Дескать, Земля как тарелочка плоская.
Будто она родилась шестидневною
И на китах разместилась коростою...
Время, как водится, мчится стремительно.
Новые знания сделались правдою.
Значит, действительно, всё относительно:
Прав и Эйнштейн, и Высоцкий с гитарою.
Значит, опять будут новые правила.
Будут другие написаны повести.
Я от правдивых идей УЖ избавилась —
Выбрала жить я по собственной совести.

Сначала о строе фраз в стихах:  я всегда люблю прочитывать каждое предложение отдельно и вникать в  смысл сказанного.

" Есть где-то старая мудрая истина.
Мера всего: бытия, мироздания.
Смысл не затаскан и суть не залистана.
В тайне хранит все сакральные знания".

Согласно этому порядку слов, это у...  Истины смысл не затаскан и суть не залистана? Странное утверждение.  "Залистать" можно продукт труда (книгу, например), но не абстрактное понятие "Истина",  смысл истины не может быть затаскан - это странно звучит.  Идем по тексту далее. Кто В ТАЙНЕ хранит все САКРАЛЬНЫЕ (то есть тайные) знания? Тоже Истина? Автор явно путает   субъекта с понятием...
Стихи на первый взгляд повторяют мысли автора №1 (Николая Бошинцева), но только на первый: в тех  речь шла о том, что во многих планах бытия полноту истины познать человеку невозможно, а здесь автор явно путает термины  и говорит не о истине, а  о человеке, о том, что наши ЗНАНИЯ о мире (накопленные факты) - это вещь относительная (с чем никто и не спорит). При чем тут правда?  И правда - это не свод правил, которые установил человек, а нечто, что опирается на Истину, хотя и не исчерпывает ее. Словом, мне сложно ход рассуждений автора считать философской поэзией: слишком банально,  песенно и не самым хорошим языком выполнено ("уж" в предпоследней строчке хотелось бы убрать, "залистанную суть" да и др. фразы )

Что касается авторской позиции - я спорить с ней не хочу, иметь ее -  это право автора. К тому же, очень  не хочется здесь начинать полемику с тем, что старо, как мир, и не вызывает во мне симпатии. Выводы падших ангелов, перешедших на сторону самодостаточности ("Я от правдивых идей УЖ избавилась — выбрала жить я по собственной совести")  - это от лукавого.  Совесть - это не собственный свод установленных для себя правил, а нечто, что дано нам свыше. Но нашим судьям, в отличие от меня,  стихотворение понравилось - пришлось вывести в призеры.

27. Баллада о лжи и правде. Соэль Карцев 

Мне много раз казалось, жизнь прошла,
Но всё опять, как прежде, начиналось
И жизнь ласкала, гладила и жгла,
Но главное, что снова продолжалась.

Не ангел был, не дьявол, не судья.
И жизнь любил во всех её обличьях.
На шарике с названием Земля
Я просто жил, как все живут, привычно.

Но вот однажды мне пришлось солгать:
"Ложь во спасенье — это ли не благо?"
И понял вмиг, что мне дано решать
И обещать без права и без страха.

Я поднимался, тяжело дыша
И был лишь Бог свидетелем событья,
И застывала в ужасе душа,
Уже в пути её не смог убить я.

И вот дошёл, до самых, до вершин,
Где ложь большая маленькую кроет,
И не нашёл я на пути причин
Для правды, всех которая устроит.

Сиюминутность — правда бытия,
Несовершенство — есть преддверье рая,
Того что ждём, из жизни уходя,
И ищем в жизни мы, не уставая.

Сложные стихи, со своим авторским взглядом на вещи. Автор не из тех, кто доказывает необходимость и всевластие правды, скорее наоборот, он " не нашёл ... причин для правды, всех которая устроит". В стихах удивительные выводы: "Сиюминутность — правда бытия, несовершенство — есть преддверье рая". Или: "Я понял вмиг, что мне дано решать и  обещать без права и без страха". С этими фразами  можно соглашаться или не соглашаться, но это стихи - думающего человека, и этим  интересны. Это действительно - философская поэзия.

28. Правда и ложь. Сергей Суворов 60

Мечты твои, твои желанья
Плутали в сумраке миров,
Скрывались в недрах подсознанья...
Что значит ПРАВДА? Сердца зов?

Клонясь в прощальном реверансе,
В ногах испытывая дрожь,
Ты ПРАВДЕ не оставил шанса:
Мысль истолкованная - ЛОЖЬ!

Хочется продолжения этих стихов - интересно начато, поставлен важный вопрос : "Что значит - правда?", но ответ на него не дан, вместо него только известное всем утверждение: "Мысль изреченная есть ЛОЖЬ", хотя и  сформулированное другими словами. Мне не хватило в этих стихах более подробного раскрытия темы конкурса.

31. Противостояние. Людмила Хаустова 2   
 
– Пожалуйста, не спорьте, в том нет толку,
Неправда с правдой, словно ночь и день,
Неразделимы!
                Спорщики умолкли,
В словах привычных замечая тень

Да, ночь и день естественны и вечны.
Но в том сравненье кроется туман:
Как будто ложь в природе человечьей
Заложена,  и есть во всем обман.

Однажды промолчишь, потом слукавишь.
А кто-то рядом учится, глядит,
Как ты ловчишь успешно и шагаешь,
Ни слез чужих не видя, ни обид.

И вот уж безнаказанности омут
Вас тянет вглубь, где притаилось зло.
Теперь во сне толькО присниться могут
Доверие, душевное тепло.

Но там, во сне, уловки  полуистин
Ты разглядишь, и клеветы бурьян
До омерзенья станет ненавистен!
А светлый луч блеснет, как талисман.   

МожЕт, и правда есть пути иные?
И где-то на развилке у судьбы
Промчатся ливни добрые, степные
Очистят душу, как слова мольбы.

Стихи интересны размышлениями о природе лжи: "Как будто ложь в природе человечьей заложена,  и есть во всем обман", то есть, по мнению автора,  не правда - основа человека по его естеству, а ложь, которая для него не грех, а сама его природа. Автор рассуждает, так ли это, надеется на то, что " есть пути иные" и душа может очиститься. Содержание стихов мне понравилось, но по исполнению есть досадные огрехи:  не учет мест ритмических ударений, меняющий фонетику слов: "Теперь во сне толькО присниться могут" и " МожЕт, и правда есть пути иные?" - искажение правильного ударения из-за ритмики стихов. Выражение "луч блеснет, как талисман" тоже не удачно: талисман, это не то, с чем можно сравнивать что-то способное блестеть - неверное сравнение.

2 группа
Абсолютный закон жизни - правда, а ложь - это  отклонение

12. Правда. Евгений Ермолин 

Кто жертва в бешеной войне? –
Живая правда:
Она и ложь наедине –
Вражде преграда.   

Её легко топтать в грязи
(Здесь все горазды),
Змеёй смертельной уязвить,
Сравняв с проказой.

У правды так же, как у всех,
Есть жажда жизни,
Но гордо страх подняв на смех,
Геройски гибнет.

Для правды миссия одна –
На свет явиться,
Свою судьбу испить до дна
И возродиться.

В этих стихах нет относительности - все симпатии и права на одной стороне - на правде, и мне такой подход к теме более симпатичен, что впрочем, никак не влияло на  выбор номинантов! ))  Язык стихов оставляет желать лучшего. Сложна для понимания и спорна по смыслу фраза: "Она и ложь наедине – вражде преграда". Пропущено подлежащее (она) в 3 строфе. Тяжела и некорректна конструкция предложения: "Для правды миссия одна – на свет явиться". Словом, задумано хорошо, но по стилистике изложения стихи не доработаны.

18. Правда. Сонет. Светлана Владимировна Чуйкова

Когда узнала Ложь про маскарад,
Она три дня пред зеркалом сидела:
Всё украшала страшненький фасад,
В парчу и бархат наряжала тело.

Она привычно смыла грязь с колен,
А скользкость кожи убрала лосьоном,
В цвет голубой раскрасила сеть вен,
Чтоб к ней, к царице, подошли с поклоном.

И ждал бы на балу её успех...
Но Правда в зал вошла почти нагая!
СвоИм сиЯниЕм онА сразила всех,   
Плюс Кривде показала - та кривая.

Ведь голой Правде не нужна и нить!
Пусть продолжает Фальшь наряды шить.

По содержанию неплохо, по выбору слов и строю фраз - хуже. "Правде не нужна и нить!" - звучит не по-русски, хотя смысл понятен. Фраза "В цвет голубой раскрасила сеть вен" - не вызывает восторга, как и " Всё украшала страшненький фасад" - все-таки "фасад" - это о здании, а не о лице... А в строке: "СвоИм сиЯниЕм онА сразила всех" в слове сиянием из-за непродуманности расстановки слов относительно Иктов образовалось два ударения, строка плохо сделана по ритму. 

19. Слово джигита. Фидель Сагитов

Сладкая ложь, хоть и носит шелка,
Прячет змеиное жало,
Правда прекрасна, пусть даже горька,
Правда прозрачней кристалла.

Слово, как знамя, ведёт за собой
Через ущелья и скалы,
Слово джигита прочнее клинка,
Твёрже любого металла.

Тем, чья дорога пряма, как стрела,
Лгать и юлить не пристало,
Воина речь – не пустые слова,
Коих ты слышал немало.

Пусть пролетают года и века,
Правда в цене не упала,
Слово джигита прочнее клинка,
Твёрже любого металла.

Жизнеутверждающие стихи. Стосковались наши души по "слову джигита", по вере в силу правды и по ценности чести и честности, поэтому эти стихи, как родник в пустыне и как отдушина, нравятся, несмотря на их внешнюю простоту.

26. Живём, обманываться рады. Галина Ленкова 2 

  Спят утомлённые дяди и тёти:
  целыми днями они на работе.
  В папки разложены своды и ГОСТы -
  встретить достойно "внезапную" гостью.

  Вкусны парады тех норковых мантий.
- Пачки "зелёных", пожалуйста, нате!
  Ложью пронизаны все протоколы.
- Всё хорошо у Вас, нет здесь проколов.

  Правда стучала и в окна и в двери.
  Правда надрывно кричала: "Проверьте!"
  Правда стучала в холодные души...

  Слёз море кто и когда пересушит?

Стихи выполнены как конкретная иллюстрация к раскрытию заданной темы. Здесь мне слово "пересушит" мешает - у него другой оттенок смысла, подразумевается "ВЫсушит".

29. Правда и ложь. Ольга Альтовская 

Ложь – на поверхности. Мыльная пена:
Манит, мерцает, слепит, пузырится.
Правда – основа. Мудра, неизменна.
Несокрушимо тверда, как граница.

Тщится Лукавый внести дополненья,
Суть опорочить,  черты размывая –
Пену разносит и сеет сомненья,
В дебри уводит дорожка кривая.

Лжи небоскрёбы под радужной сенью
Дышат фантомами и облаками.
Там уживаются «ложь во спасенье»,
«…понад усе!» и «добро с кулаками».

Правды жилище устойчиво, прочно.
В этом, на совесть построенном зданье,
Вера – незыблема, честь – непорочна,
Дух справедливости и созиданья.

Что бы ни пели враждебные силы,
Как бы ни лгали улыбками лица, -
Знаю наверное – определила:
Правда – спокойна; а ложь суетится -

Льёт суррогаты, обложки и стразы
Рог изобилия в мир потребленья.
Правда – нам доблестных дедов наказы,
Самосознанье и преодоленье.

В этих стихах дано самое ясное и исчерпывающее раскрытие темы конкурса, есть ощущение, что они написаны специально к конкурсу, а это всегда - заявка на успех. Судьи со мной, похоже, тоже согласились - его активно номинировали. И очень понравилась концовка стихотворения, где дано четкое определение правды: "Правда – нам доблестных дедов наказы, самосознанье и преодоленье".

30. Лицемерие. Русаков Григорий

Не то лицемерие очень модно,
Не то разучились любить душой,
Но ложь, к сожалению, стала нормой,
А правда истерзанной и худой...

И с каждой минутой, и каждым часом
Становится страшно за этот мир,
Который заполнила биомасса,
А нам подложила украдкой сыр.

Покрытый, как плесенью, лживой тиной -
Кусок в мышеловку, кусок в карман
И всё, лицемеров за ней не видно,
Туман расстилается и дурман.

Намазаны мёдом слова и фразы,
пустых обещаний полна сума,
Сверкает на солнце стекло алмазом,
вот только какая всему цена?

Хотел бы закончить на этом месте,
сказать, что-то доброе для людей,
но я, не подвержен поганой лести
и будьте пожалуйста - помудрей!

И вроде бы истина есть на свете,
Да только обмана, увы, не счесть.
И самые честные в мире - дети!
И в этом, наверное, правда есть!

Почему-то больше всех мне понравились эти стихи, я им дала наибольшее число баллов. И рассуждения в них есть по заданной теме, и язык стихов образный, легкий. Очень понравился образ "сыра": "Становится страшно за этот мир,/Который заполнила биомасса,/А нам подложила украдкой сыр./Покрытый, как плесенью, лживой тиной -/Кусок в мышеловку, кусок в карман/И всё, лицемеров за ней не видно,/Туман расстилается и дурман."

32. Мам, слава Богу! Наталия Медведева 
 
Как сообщить?.. Тревожить маму - надо ли?
Нет! Сокращать ей жизнь - великий грех.
Покрою новость я великой правдою -
Святой и благотворнейшей из всех.

Ища покров, сомненьями я мучилась...
Вдруг осенил молитвенный ответ:
"Мам! Слава Богу!" - утешенья лучшего
Для непритворных верующих нет!

И в радости, и в скорби славим Господа!
Смирением стяжаем благодать.
Попущенное, видимо, не просто так -
К спасенью очистительно страдать!..

Терплю, молюсь под грозовыми тучами.
К раскатам грома есть иммунитет.
"Мам! Слава Богу!" - славословья лучшего
Для непритворных верующих нет!

Стихи, которые поднимают очень непростую тему - тему лжи во спасение, но решают ее нестандартно, наперекор нашим ожиданиям, стихи не оправдывают такую ложь, а подходят к горькой правде с позиции верующего человека, и это миропонимание лечит и успокаивает, примиряет человека с тем, что его страшит. Сильные стихи, хотя и не для всех. Не могла их не отметить.

34. В царстве лжи. Елена Александровна Коровина

В царстве лжи правда призрачно зыбка.
Здесь за радостью прячется горе:
На лице застревает улыбка,
А душа умирает от боли.

Я к Кресту прикасаюсь в молчаньи,
Исцелюсь, припадая к  подножью.
Не пронзаются души мечами,
Души насмерть пронзаются ложью.

Но опять Ты встаешь вместе с нами,
Нашу смерть Своей смертью разрушив.
Не расплачутся души слезами,
Но любовью расплачутся души.

Среди лжи и правдивых ловушек
Трудно узкой держаться дороги.
Правда с ложью, сплетаясь,  задушат,
Воскресит только  Истина в Боге.

Еще одни стихи, где изложено миропонимание верующего человека: "Среди лжи и правдивых ловушек/ Трудно узкой держаться дороги./ Правда с ложью, сплетаясь,  задушат,/Воскресит только  Истина в Боге.". Прекрасные, мудрые и честные стихи.

35. Копоть и свет. Барабаш Ольга
 
Надёжней шторы нет, чем слово лжи.
Пусть кажется прозрачной, как стекло.
Тускнеет луч божественный души
От подлых слов и от лукавых слов.

И мне, считавшей безобидной ложь,
Теперь всё в свете видится ином:
В июльский полдень пробирает дрожь,
Под ярким солнцем страшно и темно.

Как  будто села копоть на фонарь.
Куда иду? Не разобрать пути.
И эту грязь, накопленную гарь
Ничем с души своей не соскрести,

Пока не хлынет правды чистый свет,
Которому преград у Бога нет.

Хорошие стихи, написанные  в тему: автор делится с нами своими прежними заблуждениями в оценках: "И мне, считавшей безобидной ложь,/ Теперь всё в свете видится ином". Ложь, по мнению автора стихов, это - надежная штора, которая кажется "прозрачной, как стекло", но самом деле она "как будто села копоть на фонарь", грязь, "накопленная гарь", которую "ничем с души своей не соскрести". Мудрые мысли.

36. Христу, приземлившемуся в Гродно. Павел Великжанин

Стихи написаны по мотивам романа белорусского писателя В.Короткевича «Христос приземлился в Гродно», где повествуется об апокалиптических ожиданиях обывателей XVI века, заставивших школяра Юрася и группу бродячих комедиантов не просто разыгрывать сюжет с Христом и двенадцатью апостолами, но и соответствовать этим ожиданиям — вплоть до их трагического финала.

Шли по дороге двенадцать
Вслед за одним:
Жулики, воры, паяцы,
Фокусник, мим.

Был среди них я, ломая
Ту же комедь…
Только дорожка кривая
Стала пряметь:
 
В жизнь превратились спектакли,
Правда сквозит
В прорезях масок. Не так ли,
Пан езуит?

Страх мой, зайчишкою порскни!
Нас не жалей!
Шли мы, а крест бутафорский
Все тяжелел.

Отсвет костра лег на лица,
Будто бы нимб.
К истине стоит рубиться
Следом за Ним.

Стихи убедительно раскрывают тему конкурса и дают позитивный ответ: "К истине стоит рубиться".

Анализ лжи - рецепты её приготовления

Отдельно от обеих групп стоят два стихотворения, которые не философствуют о роли  и силе лжи и правды, а описывают рецепт приготовления лжи.

10. Полуправда. Рецепт приготовления. Георгий Булычев 

Полуправда - всегда полуложь,
Но намного опаснее лжи,-
Полуправду не сразу поймешь:
Она рЯдышком с правдой лежит.           два ударных подряд

Этой правды щепотку берут,
Чтобы лжи перекрасить лицо.
Грим из правды - ценнейший продукт
В тЕхнолОгиях пОдлецОв.                ритмика - места ударных

Ложь и правду кладут на весы,
Чтобы выдержать точный процент,
Добавляя по вкусу попсы, -
Непременный ингредиент.

Если надо, добавят слёз                ритмика - пропуск слога
Иль риторику умных слов.
Переврут, перекрутят вопрос
И - конечный продукт готов.

А потом подключаются СМИ,
Чья задача - продукт раскрутить,
Чтобы все мы подумать могли:
"То ли ложь, то ли может быть..."

Интересно по содержанию, но есть проблемы и с ритмикой - и по местам ударных слогов, по количеству стоп, и нелады с лексикой ("продукт раскрутить"," перекрутят вопрос", "выдержать точный процент").

37. Сладкая вата. Людмила Юдинцева

Знаешь, как делают сладкую-сладкую ложь?
Так же, как сладкую вату- ты просто  кладешь
сахар да яркий краситель (столовую ложку)
в емкость, где в стенках отверстия тонкие есть
(гвоздиком острым по кругу проколота  жесть).
Плавится сахар. Вращает мотор понемножку
эту посудину -  нити летят, не зевай-
ловко наматывай крашеной  лжи   урожай
на несъедобную  палочку-правду нагую.
Кокон готов,  он на девять десятых пустой -
воздух, по сути, но манит своей красотой,
да и барыш с него все же какой-никакой -
в цирке, к примеру, всегда этой ватой торгуют.

Содержание  задумано оригинально, но, жаль, что стихи получились астрофическими, в них нет четкого рисунка рифмовки: ааБссБддЕгггЕ

************************************
На этом, все. Комментарии к стихам у меня в этот раз неполные - только по тем местам, которые захотелось отметить, а более подробно анализировать технику я не планировала. Мне хотелось, чтобы вы в этом конкурсе обратили внимание на тип конкурса -ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ и хотя бы  проследили за разными подходами к заданной теме, за взглядами авторов на правду и ложь, о чем-то задумались, а еще лучше - определились со своим собственным отношением к предложенной теме.
В целом, стихи конкурса были интересными - стихи думающих людей.

С уважением, ваша Алкора, 14.05.18.


Рецензии
благодарен Вам за организацию конкурса, за профессионализм и верность самой его идее, за статью, написанную сколь талантливо, столь и доброжелательно

Фидель Сагитов   04.06.2018 14:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.