Кто из русских ходил на Польшу вместе с монголами

Новгородского князя Александра Невского (1221-1263) часто обвиняют в предательстве европейских ценностей и союзничестве с ужасной татаро-монгольской ордой. В ордынстве обвиняют и Москву. Да Москва была частью Золотой Орды, как и Киевщина с Галицко-Волынской землёю и другие русские княжества. Да Александр Невский был  союзником  орды  потому, что это было выгоднее для Руси, чем союз с католическим западом. Орда была меньшим злом.  Союзником орды был и Даниил Галицкий. Потому, что католики для русских были  хуже татар, ибо они претендовали не только на власть, но и на землю и душу подчинённых народов. В жестокости же, католики не уступали азиатам. Православные хорошо помнили 1204 год, когда  крестоносцы захватили и разграбили православный Константинополь, убив около 2 000 мирных жителей. 
Римский папа стремился к полной власти над миром, причем он отказывался подчиняться каноном которые сам же и утверждал. Для папы не существовало ни каких правил. Весь мир должен был подчиниться ему как главному представителю Бога на земле . Французский историк, настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери так обозначает отношение Рима к православным странам: «Если страх оружия нашего заставит их возвратиться к своему долгу, то прекрасно, если же нет, то нужно истребить их и населить страну католиками».
Владея Галицко-Волынским княжеством (современной Западной Украиной) находящимся далеко на западе Руси, куда монголам было добраться труднее, Даниил Галицкий, в начале не соглашался платить дань Батыю, но потом был вынужден не только платить, но и отдать ему свои войска для похода на Польшу.
Александр Невский — князь новгородский не стал сопротивляться монголам, более того, когда в 1252 году его брат Андрей Ярославович поднял восстание против орды, Александр его не поддержал. Невский правильно просчитал, что у Руси нет сил противостоять монголам в условиях войны с католиками и , что главный враг не на востоке, а на западе. 
Собирая силы и ведя переговоры с ордой Невский стал великим князем Руси и не раз спасал от уничтожения Новгород, Ростов, Углич, Ярославль и другие города пытавшиеся восстать против орды.
Даниил Галицкий поддержал  Андрея Ярославовича и даже  сумел в начале нанести поражение монголам. Возгордившись, Даниил принял от римского папы титул "короля Малой Руси" и в надежде на защиту Рима включил подчинился римскому папе. Но когда Галицкий попытался отбить Киев, в котором сидел монгольский наместник, Орда вторглась в земли Даниила. Западная "помощь", не пришла. Тогда Даниил порвал отношения с католиками и  сделал то же самое, что и его родственник Александр Невский  - пошёл на вынужденный союз с ордой, только уже на более худших условиях.
Неправильный расчёт Галицкого привёл к тому, что по мнению Историка Олега Сапожникова Галицко - Волынское княжество потеряло 76% городов , Суздаль всего 44%, а Новгород 38%. Через 100 лет после нашествия Суздальская земля восстановилась на 125%, Новгородская на 153% ,  Галицко- волынская  на 31%, а Киеввская только на 22%  - это цена амбиций Даниила Галицкого.
Конечно союз с монголами был вынужденным, но выбирая между войною на два фронта и подчинением Риму или орде, Невский сделал правильный выбор. Кстати отец Даниила князь Роман погиб именно в битве с католиками  при Завихвосте в 1202 году.
Интересно, что  на памятнике Даниилу Галицкому установленному во Львове в 2001 году стоит надпись «король Данило», а не князь. Почему? Потому, что для украинского (украинского в политическом смысле) уха слово «король» звучит более солидно, так как политический украинец, это тот , кто ориентируется на католицизм. Не смотря на то, что сам Даниил не только сам себя украинцем не называл, но и расплевался с католиками и терпеть их не мог после того как они его обманули.
Что же происходило в колыбели украинского сепаратизма Галицко — Волынскуой Русьи? Не новгородцы и суздальцы с владимирцами, а именно галичанеа входили в состав монгольских армий. После нашествия на Русь ордынцы двинулись на Польшу и Венгрию и, что бы сберечь себя и свою землю от разорения князь Даниил Галицкий (1204 – 1264) его сыновья  Лев и Роман вместе с  его братом Васильком Волынским присоединились к армии возглавляемой темником Бурундаем. Имея вместе с русскими не более  30 000 бойцов, Бурундай пошел на Краков. Преодолев Вислу в декабре 1259 монголы, галичане и волынцы осадили польский город Сандомир. Через два месяца Сандомир был взят, после чего его жители были вырезаны или взяты в плен, а город разграблен и разрушен. Потом Бурундай довольно легко взял Краков. Погуляв по Польше до конца марта 1260 года - орда ушла, уведя с собою около 10 000 пленных поляков. 
Поимели ли с этого, что ни будь галичане? Они ослабили своих врагов поляков, сохранили свои уделы от разорения, а так же получили часть военной добычи.  Русские штурмовали Сандомир вместе с монголами. Вот так описывает русский очевидец этот штурм: «Пришли татары к Сандомиру, обступили его со всех сторон, огородили своими ограждениями, поставили пороки. Били пороки, не ослабевая, день и ночь, а стрелки не давали высунуться из заборол, и бились четыре дня, а на четвертый день сбили заборола с городской стены. Татары стали приставлять лестницы к стенам и так влезли на стены". Пороки, это осадные орудия, а заборолы - укрепления на самой стене. Когда осаждающие вошли в город то народ начал прятаться в большой каменной церкви и детинце - главной башне,  отделенной от города рвом. Ров этот был уже так заполнен трупами, что по ним можно было ходить как по мосту. Осада закончилась сдачей в плен - уцелевших. 
Вот, что пишет об этой сдаче Великопольская Хроника: «Русские же князья - Василько, брат русского короля Даниила, а также упомянутые сыновья - Лев и Роман, видя, что осада затягивается, задумали окружить жителей крепости обманным путем. Обеспечив безопасность,  сошлись с жителями крепости, убеждая их просить у татар заверений безопасности, и сдать им крепость и имущество, находившееся в ней, чтобы татары даровали им жизнь. Жители крепости, предпочитая жизнь спасению самой крепости и имущества и надеясь сохранить жизнь так, как было сказано выше, обманутые советом указанных князей, будто бы они смогут уйти свободными, не беспокоясь о жизни и о своих женах, получили от татар и указанных князей твердое обещание и открыли ворота. Они оставили в крепости все имущество и безоружные вышли из нее". 
Что было далее описывает сам галицкий летописец: "Потом они пошли из города, с крестами, со свечами и кадилами, и пошли бояре и боярыни, одевшись в брачные одежды и наряды, а слуги боярские несли перед ними детей. И был плач великий и рыдание: мужья оплакивали жен, матери оплакивали детей своих, брат — брата, и некому было пожалеть их. Свершился гнев Божий на них. Их выгнали из города, и разместили их татары на болонье около Вислы, и были они два дня на болонье, потом их стали убивать всех, мужчин и женщин, и не оставили из них ни одного человека. Потом татары пошли к городу Лысцу. Пришли они к нему и обступили: город был в лесу, на горе, и была в нем каменная церковь Святой Троицы. Город не был укреплен, татары взяли его и всех зарубили, от мала и до велика. Потом Бурундай вернулся на запад, в свои становища". 
Я не верю, в то, что Василько Волынский сознательно врал сандомирцам, скорее всего Бурундай обманул его самого и наказал горожан, за то, что они не сдались сразу. Поскольку галичане временами восставали против татар Бурундай, вёл себя с ними  жестко, он например заставлял  Василько и Льва срывать стены собственных крепостей и сжигать свои города, что бы доказать покорность татарам. Нравилось ли это малороссам? Конечно нет, когда князь Даниил Галицкий осенью 1253 года в городе Дорогочине принял из рук папского легата королевскую корону, он надеялся, что польские князья, венгерский король и Рим окажут ему  помощь в борьбе против татар. Но стало быстро ясно, что не окажут. 
Прав оказался  Александр Невский, который отказался вести переговоры с Римом. Для Невского гораздо хуже ордынцев были шведы и тевтонцы, которые требовали от русских не только подчинения, но и перемены веры. Рим, пользуясь татарским нашествием, пытался навязать Руси католицизм и свою власть в обмен на защиту, но ни какой защиты он предоставить не мог, это был блеф. Католический мир не мог защитить от татар даже сам себя. Орда же всегда приходила на помощь своим союзникам. И когда в бой вступали татары, натиск железных крестоносцев захлёбывался. 
Галицко-Волынское  княжество  потратило  больше сил и крови в войнах с католиками, нежели с татарами. Уже через полтора года, после того как папа римский  Иннокентий Четвёртый даровал Даниилу титул Короля Руси он издал буллу в которой разрешил католикам захватывать и присваивать себе земли русских схизматиков. Так Галицкий, поиграв с Римом, перестал считать себя, чем то, ему обязанным. И вот пришел Бурундай, и с этого времени участие русских в походах ордынских войск на Польшу и Венгрию стало правилом. 
Но и до татаро-монгольского нашествия  Галицко-Волынское княжество постоянно воевало с соседями. В 1238 году крестоносцы захватили  русский город Дорогочин,  Даниил Романович его отбил. Параллельно набег на Польшу совершил литовский князь язычник  Миндовг (Многодум) - тогдашний союзник Даниила. В 1239 году Даниил силой присоединил к своим землям русское Турово - Пинское княжество и следующей зимой завладел столицей Руси Киевом. В это время 4 марта 1238 года войска Великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича Долгорукого (тот который основал город Нижний Новгород) как раз встретили Бурундая на реке Сити и  Юрий Всеволодович погиб в бою пытаясь остановить Орду.
Прежде чем обвинять Невского и Москву в том, что они пользовалась ордой в борьбе за власть на Руси. Давайте вспомним, что остальные русские князья тоже боролись за власть всеми доступными способами. Ордынское нашествие  нанесло большой урон Галицкому, но союз с татарами не помешал  лично Даниилу богатеть и достроить новую столицу город Львов  названный князем в честь сына Льва. Львов строился вдоль Волынской дороги, на торговом пути от Чёрного моря через Галич и старую столицу Галицко - Волынского княжества город Холм к Балтийскому морю. А не любовь прозападных историков к князю Александру Невскому объясняется  тем, что он был единственным православным правителем в Европе, который никогда не шел на компромиссы с католической церковью ради сохранения  власти.


Рецензии