Марsианские хроники. Последний шахматный ход

11 мая 2018
Сегодня вспоминался Папа.Он был с огромной силы грудным голосом.Когда здоровался  с кем-то в подъезде, в шкафах с посудой во всех квартирах,вплоть до пятого этажа, дрожали стекла.Мы с соседями часто смеялись над этим.
Высокий и статный , сила Духа от него исходила невероятная .Не смотря на свои 176см , он виделся мне всегда огромным. В своём пальто и шляпе , с толстыми линзами очков вместо глаз, он как-будто выходил из экрана черно-белого кино и походил на профессора. «...Кислых щей»,-добавлял он со своей блистательной улыбкой на этот частый комментарий окружающих.Мама рассказывала ,как он ухаживал за ней когда-то. В своих белых брюках и белом свитере он появлялся в городе Износки. К бабушке тут же прибегали соседки , и ещё раньше ,до его прихода, про его приезд в нашем доме уже знали: «Ксеня, Ваш Андрей Миронов пожаловал. Что там ,Лёля-то,дома?!» Бабушка несильно его любила,говорила : «Очень умный,Лёля, но эгоист». Но папа настойчиво ограждал маму от других кавалеров, влюбил в себя всю округу, и однажды они с мамой тихо и тайно расписались.
Дальше их направили после учебы в сельскую школу, оба они были учителя, где и началась по-настоящему их семейная жизнь.
Папа почти совсем ничего не видел без очков, а в старости и в очках ничего не видел.
Эта  чудовищная  (до -15) близорукость заставляла его нарушать чужие личные границы и наклоняться к нам нос к носу (это было жутко  неприятно,будто он все время уличал тебя в какой-то нелепой неправде). Но я привыкла потом к этому.
Он был огромного ума,и ,думаю, страдал от невостребованности: вечно писал кому-то курсовые, а то и диссертации, решал чьи-то контрольные. В последний свой десяток лет папа посвящал маме стихи и писал какие-то рассказы( мы это принимали за старческое чудачество, но вот сейчас я прочла бы, но те бумаги бесследно исчезли в папином любимом рабочем портфеле. ) Повседневность мучила отца тоской по чему-то главному, до которого он так и не сумел добраться.Тогда он превращался в простого русского мужика и некоторое время очень пил. Выйди он на улицу,никто и не заподозрил бы ничего дурного(будучи крепок здоровьем, алкоголь расслаблял только его мозги и волю выбирать правильные слова и чувства).В этот момент он был несносен: он хотел говорить часами с мамой, выяснять свою болезненную ревность или воспитывать моего младшего брата. Это было страшно и горько.Но все это не выходило из границ нашего дома,поэтому когда приходило утро, можно было все начать сначала. Он очень громко включал своё радио на четырёх ножках, поднимал нас в 6.30 и выводил на утреннюю пробежку(если зимой ,то на лыжах).Сестра ненавидела все это, и отцовскими подопытными ,счастливыми после тренировки ,но страшно недовольными спросонья, спортсменами долго оставались мы с братом. Брату дала имя Руслан мама, она ведь по паспорту Людмила да ещё и филолог одновременно.
Он никак не походил на богатыря из сказки Пушкина, был мягким и покладистым, и папа все время учил его драться.
Мама не выдерживала всего этого.Выросшая без отца, пропавшего без вести на войне, она не понимала,зачем все эти  воспитательные моменты. Чтобы она не мешала,отец закрывался с Русом в комнате, и это ужасало нас своей неопределенностью. Как оказывалось в результате, отец подвешивал на люстре мягкую игрушку и на ней показывал приемы бокса. Руслан выходил из комнаты несильно счастливый, но отца любил и всегда защищал, если я высказывала ему свои опасения.
Мама научила нас вечному страху перед отцом.Теперь,когда она постоянно пугает моего младшего сына тем,что позвонит отцу, Деду,полицейскому,учителю из школы, это кажется мне худшим из воспитательных её моментов. Я вмешиваюсь в мамино воспитание,как она раньше -в папино, потому что знаю, что это неправильно.Дети должны уважать,но не бояться отца.
Бояться и уважать-это разные вещи.
«Дочура, ты будешь вспоминать меня с благодарностью», - часто говаривал Он.И я навсегда помню игры в настольный теннис на разложенном обеденном праздничном столе-книжке. Лучшее,что он мне дал- это тяга к самостоятельности в решении любых задач.Правило было такое: не можешь сделать дом.задание?Нет проблем,я покажу, но... подобных ты выполнишь десять.Пару раз досидев до двенадцати ночи,я щёлкала геометрические задачи,как орехи.Доходило до того,что если не знала теорему ,то изредка под изумление преподавателей доказывала своим способом.
Вечерами родители часто играли в шахматы :
-Сява , я тебя съела,- бойко шутила мама.
-Хм,Леля, вот Вам шах и мат,- как всегда , блистательно завершал
свою партию Папа.
В старости Он остался один. Мама переехала поближе к моей старшей сестре. Было много моментов,почему она уехала, но не суть теперь уже.Он отказывался переезжать,хотя и приезжал каждый год на пару месяцев,чтобы скоротать зиму.
Руслан играл с ним в шахматы по телефону каждый день, практически до самой его смерти. В последнем мае его телефон замолчал ( эти его паузы в этих числах были в порядке вещей: сначала он праздновал свой день рождения на Первомай, потом пропадал на огороде( телефон он не выносил из дома).Но вдруг вечером позвонили соседи. Их встревожило молчащее по утрам радио и не звенящие неделю от его голоса  стекла в шкафах. «Мы думаем, Оля, с ним что-то не так»,- тревожно трепетал голос в телефонной трубке.-«Вы ведь не знаете,что 9 мая умер Гена-сосед, Вячеслав Алексеич был на поминках,очень горевал и вдруг ослаб и ушёл к себе. Больше его вроде и не видели.Приезжайте срочно,приезжайте!»

«Дочура, дети должны быть обязательно лучше нас»,-часто говорил он мне. -А иначе все это зачем?!»
«Ты-моя золотая середина»,-с любовью трепал он мои волосы уже в юношеском возрасте.Я,конечно,норовила увернуться от излишних нежностей.
«Любимая доченька. Гармония  моя»,-я все время смущалась,когда он говорил так при всех детях.Мне казалось,между нами всего должно быть поровну, и даже родительской любви.
«Любое дело доводи, Дочь, до конца»,- ещё куча расхожих отцовских фраз повторяется мною детям.
Сам же ушёл,не попрощавшись,неожиданно и тихо. Руслан оставил на его могиле шахматную доску с последней их недоигранной партией. Доску ,конечно, утащили почти сразу же.Но зато появилось ощущение, что Папа молчит,потому что снова обдумывает следующий свой шахматный ход.

PS.Предвосхищая возмущение моей старшей сестры,она непременно объявит,что всё - не так, я скажу: «Каждый слышит своё : в песне,в книге, в жизни!»
PSPS. Весь день мучилась: стоит ли выкладывать??? Опубликовано благодаря восхищению моих первых читателей,Марины Балкаровой и Марка Зильберга, мнение и художественный вкус которых для меня бесценны.


Рецензии
Отцы. Пока они живы, кажется, что они нас не допоняли, не услышали и не долюбили, а потом оказывается все наоборот. Но уже ничего изменить нельзя. Правда любви такая,какая она осталась в сердце.Все было между Вами именно так,как осталось в памяти, а не так как кажется другим. Другие видели, а ты чувствовала. А чувства сравнивать не получится.У кого-то -это не оконченная партия, у кого-то мгновения счастья, у кого-то забытая любовь, у кого-то одуванчик унесенный ветром, у кого-то это целая жизнь, а у кого-то мимолетная встреча.

Тати Ромашкина   21.10.2019 06:27     Заявить о нарушении
Спасибо.

Ольга Ксенина   10.03.2020 02:47   Заявить о нарушении