Фамилия на рейхстаге

  Судьбы людей пересыпаются во времени, как песчинки на пляже. Через 100 лет песок тот же, да старых песчинок не найти. Так и Россия стояла, стоит и будет стоять, благодаря людям, работающим для нее, защищающим ее, умирающим на полях сражений за нее.
 Самое страшное время для тех, чья жизнь совпала с прошлым веком, - это Великая Отечественная война. Потом воспоминания у них делились на «до…» и «после войны».
  Четыре года прошагал дорогами Великой Отечественной мой дед по материнской линии Пётр Семёнович Жуйков. Был призван из села Пухово, из-под Воронежа. Начинал воевать танкистом, был ранен в голову и в плечо, контужен. После госпиталя стал авиационным механиком, отправлял самолёты в военное небо. После войны служил ещё семь лет в Самарканде. Там он полюбил мою бабушку, бежавшую с сестрой от голода в южный край. Они поженились, родилась моя мама... деда сгубила привычка к фронтовым ста граммам. Мне в 11 пришлось нести на кладбище красную подушечку с его медалями и орденами.   
  Моему второму деду Алексею Алексеевичу Шаруднему по отцовской линии весть о том, что началась война, принесла с улицы жена-красавица. Сжалось сердце: «Не дождется». Через два месяца он уже учился на артиллериста. Потом были бесконечные бои: сначала горькое отступление, потом, наконец, погнали немцев. Два орудия его разбили, повезло ему, как он считал, всего-то контузило слегка. Попал в госпиталь, пришло письмо о том, что нашла себе нового мужа его супруга. Достал из вещмешка совместную фотографию, разорвал и выбросил.
   После ранения прошагал артиллерист рядом с орудиями до самого Берлина. Удивлялся, что на земле спали, плохо ели, но ни разу не простыл, не заболел ничем. Наверное, смерть и так хороший урожай собирала, поэтому не отвлекалась на всякие болячки. О самом радостном дне - о Дне Победы – вспоминал в кругу семьи часто.
  Их часть подтянули в Берлин уже вечером 9 мая, еще стреляли в переулках, но полуразрушенный город уже был наш. Алексею очень хотелось побывать у здания рейхстага. Он, рискуя жизнью, пробрался с товарищем к этим развалинам, которые теперь известны всему миру по фотографиям. Вы спросите, зачем? Мой дед, уходя из дома на войну, взял с собой кусочек химического карандаша. (Это простой карандаш, который, если его лизнуть, пишет синим цветом). Еще тогда он решил обязательно написать на стенах домов в Берлине свою фамилию, фамилию победителя, которую будут с гордостью носить его сыновья, внуки, правнуки! И вот он поднялся во весь рост и написал: «Шарудний».
 После возвращения домой дед встретил мою бабушку, женился. У них родились два сына. Прожил он после войны только 12 лет, но что это были за годы! Жизнь деда унес туберкулез, который получил в сырых окопах войны. «Заиграли» ребятишки его 2 ордена и 12 медалей, остались мне на память кусочек старинного химического карандаша, трофейное немецкое кожаное портмоне с вырезанным квадратиком. Это отец в детстве смастерил рогатку. Но главное - память о человеке, который приблизил Победу.
  Я очень горжусь тем, что я внучка героев Великой Отечественной. Некоторые собирают диски, другие сидят за компьютером, а я собираю по песчинкам воспоминания о жизни моих предков, они достойны памяти. Я напишу о дедах-героях, о родителях. А когда-нибудь кто-то напишет и обо мне.


Рецензии
Ниночка, читаю Ваш рассказ не в первый раз.
Написано и с любовью, и доходчиво, и трогательно.
А от завершающих строк слегка щемит в груди:
"…собираю по песчинкам воспоминания о жизни моих предков, они достойны памяти".
Спасибо.

Сальников Сергей Ссм52   01.05.2019 11:39     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Серёженька за чуткое сердце! Если отозвалось, значит, не зря написано!

Нина Можная   02.05.2019 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.