Последний из могикан

       Памяти
       русских скаутов
      
Слова для эпитафии
Выводит карандаш...
Мальчишке с фотографии
Пятнадцати не дашь.
И вот опять, влекомое
Сквозь марево годов,
Летит ко мне знакомое –
Девиз "Всегда готов!"
Лукаво арестованный
На бешеной войне,   
В забитой, замордованной,
Помешанной стране
Явился он издёвкою,
Дав детству эпилог.
...Вилась судьба верёвкою,
Сплеталась в узелок
И стала смертным аутом
Решившему тогда
Не пионером – скаутом
Остаться навсегда.

Давили беды гирями
Советский век чумной,
Бронштейны с Джугашвилями
Глумились над страной.
О счастии несбывшемся
Лишь снимки говорят.
На старом, сохранившемся –
Твой скаутский отряд.
Рука в салюте вскинута...
Так, годы пережив,
Жива, жива картина та,
И ты в картине – жив.
Да что тут приукрашивать!
Узнаешь наяву,
Как будут бить, допрашивать
В застенках ГПУ.
И под терновым венчиком
На смерть тебя пошлют
За синий галстук с тренчиком,
За скаутский салют...

Тускнеет фотография,
Сны прошлого грубы.
Но вот и эпитафия
На обелиск судьбы:
– Ты видел Божью славу там,
В кровавые года,
Не пионером – скаутом
Оставшись навсегда.
 ___________
 * На фото –
    Царскосельский скаутский отряд, май 1917 года.
    Первый ряд слева направо: Ишумов Владимир, Орлов–Данилов.
    Второй ряд: Вольтерс Борис (Лоран), Глазунов Владимир,
    Радецкий Георгий, Петров Владимир.
    Третий ряд (стоят): Казем–Бек, Богданов Николай, Тимонов Леонид (Алексей?),
    Вишневский В., Федяевский, Херков Константин и Палепа Исидор.
 
    Тренчик – скаутский зажим для галстука.

СКАУТЫ РОССИИ:
ТРАГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА ХХ ВЕКА

В начале XX века в России возникло движение скаутов. Детей и подростков учили исполнять заповеди, служить Родине и работать над собой. Когда началась революция, скауты были наиболее подготовленными к тому, чтобы выстоять и сохранить свои идеалы, и они с честью прошли это испытание: когда большевицкие власти попытались навязать им коммунистическую идеологию, что фактически означало отречение от христианской веры, почти никто из них не согласился на это. Тогда ГПУ начало настоящую охоту на ребят – их третировали и исключали из школ, их командиров отправляли в концлагеря, и к началу 1930-х годов скауты были истреблены.

В СССР хотели уничтожить даже память о скаутах. Известная книжка Аркадия Гайдара, который в годы Гражданской войны «прославился» карательными операциями против крестьян, «Тимур и его команда», была написана по воспоминаниям заключенных скаутов. Герои этой книги списаны со скаутов дореволюционной России.

В переводе с английского «scout» значит «следопыт», «разведчик». Родоначальница скаутинга – Великобритания. Идея сыграть с детьми во взрослых пришла английскому бригадному командиру Баден-Пауэллу во время Второй Англо-бурской войны. В 1899 году Баден-Пауэлл оборонял от буров южноафриканский город Мефкинг, осажденным приходилось туго, и тогда он привлек к защите подростков, сформировав мобильные отряды сигнальщиков, санитаров и другие. В результате он выиграл сражение и вернулся в Англию героем. Но с помощью скаутинга он выиграл ещё одну войну – за детей. Оказалось, что скаутинг крайне интересен самим детям. В 1907 году Баден-Пауэлл издал книгу «Scouting for boys», получившую невероятную популярность, и основал в Великобритании движение скаутов.

Книга Баден–Пауэлла вдохновила полковника Российской армии Олега Ивановича Пантюхова создать скаутское движение в России. Первый «скаутский костер» был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого День Первого Костра отмечался ежегодно, «разведчество» начало активно развиваться.

Император Николай II поддерживал скаутское движение; сам Цесаревич Алексей был принят в его ряды, а сестра Царицы, Елизавета Фёдоровна, была покровительницей девочек–скаутов. В Первую Мировую войну ребята помогали в госпиталях, ухаживая за ранеными, выступали на концертах, организовывая сборы средств, отправляли посылки на фронт. К осени 1917 года в России насчитывалось 50 000 скаутов в 143 городах. Небесным покровителем русских скаутов был святой Великомученик Георгий Победоносец.

После революции тех из скаутов, кто не эмигрировал, целенаправленно арестовывали и затем нередко расстреливали: большевики, придя к власти, заклеймили их как «врагов народа», причем самых опасных, поскольку они были наиболее стойкими и подготовленными к борьбе с произволом и беззаконием. Большевики объявили скаутизму войну. Несмотря на это, отдельные группы скаутов существовали подпольно вплоть до 1930–х годов.

Русский писатель–эмигрант Борис Зайцев отразил эти события в романе «Золотой узор». Один из фрагментов романа трагичен: ВЧК вылавливает и расстреливает 18–летних ребят просто потому, что они скауты. О скаутском героизме вспоминает в своих мемуарах и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он был очевидцем того, как одному из заключенных на Соловках ценой собственной жизни помогал бежать бывший скаутский руководитель Дмитрий Шипчинский.

Зимой 1921 – 1922 года, одновременно с созданием первых пионерских отрядов, советская власть начала наступление на скаутизм. Он был объявлен «буржуазным», «контрреволюционным» и «монархическим» явлением, и скаутов стали преследовать, срывать символику, арестовывать и репрессировать. Пионеры помогали большевикам в этой травле: было создано молодёжное общественное движение «Бей скаутов!»

До нас дошли песни, сложенные в те годы скаутами, которые были обречены на смерть, но не отчаивались:

Нас десять – вы слышите, десять!
А старшему – нет двадцати!
Конечно, конечно, нас можно повесить,
Но прежде нас нужно найти!

«Пусть наши братья в России знают, что мы высоко ценим их самоотверженную, опасную для них работу. Не будучи в силах помочь им, мы можем лишь в ответ на их страдания, как Тарас Бульба во время пыток сына своего Остапа, крикнуть им Тарасовское: – Слышим!», – писал 5 июля 1924 года из Нью–Йорка О.И.Пантюхов.

Преследуя действующие скаутские отряды, ВКПб параллельно создает свою детскую организацию для формирования «нового человека». Оценив эффективность скаутинга, Н.К.Крупская предложила комсомолу взять на вооружение скаутский метод. И.Жуков, бывший скаут, предложил для новой организации название «пионеры». Её символика также была заимствована из скаутинга, однако претерпела изменения. Так, галстук «покраснел», блуза стала белой, неизменным остался лишь скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский ответ на него «Всегда готов!»

Став пионерским, скаутский галстук утратил одно из своих важнейших значений. Если в пионерской организации его символический смысл сводился к памяти тех заговорщиков и террористов рубежа 19 – 20 веков, что пролили реки крови за революцию, то ключевая идея скаутинга – это идея помощи; именно таким было изначальное значение галстука. Дело в том, что скаутинг зародился в Великобритании, а там каждый уважающий себя «сэр» носит шейный платок. И если потребуется оказать экстренную помощь, именно этот платок удобнее всего использовать как спасательное средство. По мысли Баден–Пауэлла, галстук в скаутинге – это свёрнутый платок. И его концы соединяют с помощью специального зажима–тренчика таким образом, чтобы его можно было мгновенно сдёрнуть. Вариантов, как им помочь, множество, есть даже книга с говорящим названием «100 способов как можно использовать скаутский галстук».

Таким образом, в пионерской организации вера в Бога была заменена коммунистической идеологией, служение Родине – интернационализмом и борьбой с «врагами народа», а работа над собой – подготовкой к вступлению в комсомол.

Первые массовые аресты скаутов начались в 1926 году, после того как 5-й съезд комсомола (октябрь 1922 г.) принял решение об окончательном искоренении в СССР скаутского движения. Последний слет скаутов в СССР, который был разогнан милицией, после того как скауты развернули свои знамёна, состоялся под Москвой, в селе Всехсвятском, весной 1923 года.

Официально деятельность скаутских организаций была запрещена постановлением II съезда РКП(б) 12 ноября 1922 года, однако аресты скаутов начались только в 1926 году. Постепенно уходящее в подполье скаутское движение превратилось в организацию, ядро которой составили молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. Общее руководство осуществлялось «Советом начальников отрядов», который являлся исполнительным органом «Совета инструкторов» и «Объединения патрульных». В период Первой мировой войны скауты активно работали в госпиталях, помогали семьям погибших на фронте солдат и офицеров. В одном из самых популярных среди советского юношества романе о пионерах Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» почти передан дух истинного скаутизма.

В заключении Секретного Отдела ОГПУ по рассмотрению дела в отношении членов скаутской организации указано:

«Официально ликвидированная постановлением съезда РКП(б) 12 ноября 1922 г. организация скаутов с того же времени перешла на нелегальное положение и до последних дней продолжала активную работу, подвергшись значительным изменениям как в структуре, так и в идеологии. Прежние отдельные, организационно связанные, отряды мальчиков и девочек, ставившие целью физическое и нравственное самовоспитание, заявлявшие о своей аполитичности и внеклассовости, с переходом на нелегальное положение, во–первых, окончательно утратили свою “аполитичность” и до того державшуюся очень и очень некрепко, во–вторых, вследствие прекращения притока новых членов извне, превратились в организацию с возрастом членов ее от 16 до 25 лет, в–третьих, благодаря особым условиям работы в подполье соединились в сплоченную и довольно стройную организацию. Во главе новой организации встал т.н. “Совет начальников отрядов”, который являлся постоянным исполнительным органом периодически созываемых “Совета инструкторов” и “Объединенных патрульных”.

Организация создала свой подпольный клуб, театр и “курсы инструкторов”, в которых производилась подготовка руководителей скаут–движения. Выдвигая основной целью текущего момента борьбу за идеологическое овладение молодежью, скаут–организация с 1924 г. занималась главным образом подготовкой инструкторов скаутинга и направлением их на работу [в] ВЛКСМ и среди пионеров с целью “разложения пионер-движения и взрыва ВЛКСМ изнутри”...

Основную и наиболее важную работу в этом направлении производили клуб и “курсы инструкторов”, которые были созданы и руководились инструкторской дружиной скаутов “АРГО”, имевшей под Москвой в Салтыковке отдельную, арендованную ею дачу и жившей своеобразной коммуной. Эта дружина и её начальник Борис Зеленое являлись, в сущности, “вождём” всего скаутского движения Москвы и Ленинграда. Борис Зеленов нигде не служил, не учился и занимался исключительно скаутской работой, проводил своё время частью в Москве и частью в Ленинграде.

Несмотря на тяжёлый удар, нанесённый организации арестами 23 апреля, сорвавшими всю её руководящую головку, организация через некоторое время после ареста продолжала работу, создав новый “Совет начальников отрядов”, “уволив в отпуск”, арестованных. 11 мая вновь были произведены аресты, причём был взят во время заседания новый “Совет начальников отрядов”.

Благодаря тому, что ни в первую, ни во вторую операцию не был арестован глава организации Борис Зеленов, переменивший фамилию и очень успешно скрывающийся, организация и после второго ареста создала третий “Совет начальников отрядов”, причём в него вошли несовершеннолетние юноши, чем, по–видимому, предполагали гарантировать “совет” от новых арестов. Новый “совет” решил на лето распустить организацию и предложил всем членам её разъехаться из Москвы во избежание дальнейших арестов...».

В ходе Гражданский войны часть скаутов покинула Россию, образовав в эмиграции два крыла русского скаутинга. Первые относились к митрополиту Антонию (Храповицкому) к Карловацкому Синоду. Они строили свою деятельность, надеясь когда–либо вернуться в Россию, и навести в ней порядок. Так появилась созданная полковником О.И.Пантюховым Национальная Организация Русских Скаутов – НОРС. Свою цель НОРС видел в том, чтобы воспитать новые поколения тех, кто подхватит идеи Белого Движения и принесёт их в Россию, когда падёт коммунизм.

Вторые избрали дело миссии, митрополита Евлогия и Западноевропейский экзархат Константинопольского патриархата. Они большее внимание уделяли не «русскости», не монархизму, а знанию христианской веры, умению свидетельствовать о своей вере инославным: это Национальная Организация Витязей (НОВ), которую создал в 1934 году скаутмастер Фёдоров, ушедший из НОРС.

Законы разведчика (скаута):

1. Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем;
2. Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России;
3. Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам;
4. Быть всегда правдивым и верным данному слову;
5. Беспрекословно исполнять приказания своих начальников;
6. Быть другом животных;
7. Быть весёлым и никогда не падать духом;
8. Быть вежливым и аккуратным;
9. Быть верным законам разведчиков;
10. Подчиняться Суду Чести.

Обычаи разведчиков:

Разведчики–скауты всего мира: не валяются в постели утром, а поднимаются сразу, как Ванька–Встанька. Стелют постель своими, а не чужими руками. Моются тщательно, не забывая шею и уши. Чистят зубы и помнят, что зубы – друзья желудка. Стоят и сидят прямо, не горбясь. Не боятся предлагать свои услуги людям. Не курят: курящий скаут уже не скаут. Начатое дело доводят до конца. Улыбаются, когда больно, и насвистывают, когда тяжело. Не держат руки в карманах (иначе не будешь «Всегда готов»). Они всегда чисты в мыслях, в словах и делах. Они вежливы со всеми. Не ложатся спать, пока не развяжут узелки на галстуке. Они знают адреса: ближайшего доктора, ближайшей аптеки, ближайшей больницы и ближайшей пожарной команды, чтобы быть всегда готовым помочь людям в беде.

Замечательные воспоминания о русских скаутах оставил Борис Солоневич, брат Ивана Солоневича, в книге "Молодежь и ГПУ".

Материал группы "Белое Дело": https://vk.com/beloedelo
Материал группы "Бессмертный барак": https://bessmertnybarak.ru/article/organizatsiya_skautov/
По материалам: http://www.pravmir.ru/skauty/


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.