О стихосложении. Цитируя ТБ ч. 2

Силлабо-тоника - это обычно чистая силлабика и нечеткая тоника.
...
"грязной" силлаботоникой я назову стихи со смещением схемных ударений или содержащие лишние/недостающие слоги.
Если "нечеткая" силлаботоника обычно звучит приемлемо, то "грязная" создает впечатление явного отклонения от силлаботоники.

===================================

По схемке "--/-/-/-" -- "Освещает снег летучий", это получается, что Пушкин был не прав?(Вопрос  был задан Тимофею Бондаренко)
Ответ:
По одной строке вообще ни о чем судить нельзя.
Вроде как я уже писал о том, что одна строка вообще не может и не должна рассматриваться сама по себе. Стих - это СИСТЕМА строк.
Еще раз ГЛУПОСТЬ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ РАЗМЕРА ПО ОДНОЙ СТРОКЕ .

Маштаков совершенно верно сказал:
В одном контексте - это хорей с пиррихием.
К контексте пеона - пеон со спондеем.
В логаэде соответствующей структуры - ритмически чистая срока логаэда.

Не надо обращаться и слушать людей, не понимающих простейших вещей.
"--/-/-/-"
- это просто схема, и ничего более.

Это может быть обобщенной схемой ритмики стиха, или как говорят, "метрики".
Это может быть схемой размещения ударений в конкретном отрезке текста.
ЛЮБОГО ТЕКСТА.
Хорей, ямб итд - это названия метрик, "идеальных моделей" строк СТИХА, а не любого куска текста.
Поскольку ритмика не всегда идеально выдерживается, даже если известно, что это срока, взятая из стиха, по схеме конкретного отрезка НЕВОЗМОЖНО сказать, какую метрику имеет стих, не рассматривая самого стиха.
Хорей, ямб итд - строго говоря, это названия метрик, идеальной задумки автора.

Но очень часто теми же словами характеризуют конкретный отрезок сам по себе.
Это бы еще ничего. Хотя уже потенциально может создать путаницу.
Но называть хореем конкретный отрезок с явным отклонением от строгого хорея - уже рахристанность, введение самого себя в заблуждение.

Как общая модель ритмики стиха.
"--/-/-/" - Это не хорей.
(Хорей это "/-/-/-/")
Как общая модель ритмики стиха это логаэд.

взятое в отдельном отрезке "--/-/-/" - может быть строкой в хореическом стихе. А может быть строкой и в пеоне и в прозе и черт знает где еще. У неумелых авторов и в стихе написанном ямбом или анапестом.
Что тут непонятного?
Еще раз - схема - это просто схема.
Схема в среднем выдерживаемая во всем стихе - может быть основанием для определения размера.

Схема отдельного отрезка - нет.
Стих Пушкина - хорей. Но вовсе не потому, что Вы выписали схему одной строки и она Вам показалась похожей на хорей.
А потому что во всем стихе Пушкина достаточно хорошо выдержана ритмическая схема идеального хорея.

==============================

Я не вижу никакого криминала в том, что в одних стихах интересно содержание, в других - форма.
Где-то образы, где-то сравнения, где-то точность мысли, где-то незатасканные рифмы, где-то оригинальный ритм итд.
Хороший ремесленник не обязан сверкать во всем. Достаточно быть интересным в чем-то одном, не спускаясь на уровень городской канализации ни в одной другой стороне.


Разместила ЛЛ.

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.