Работа. Глава XI ЗОНЫ, дополненная новым текстом

Когда я стал гореть от пота,
Впервые до меня дошло,
Что слово гордое «работа»
От слова «раб» произошло,
А не от позднего – «рабочий»...
Всю ночь работаю, не сплю –
То ль доски я, то ль тело ночи
Пилю, пилю, пилю, пилю!..
Пила визжит: «Р-рабы! Р-работа!»
Не оторвёшься от станка,
А у меня одна забота:
«Ты не сорвись, моя рука!»
Тут многим пальцы отсекает
И даже кисти целиком,
Ведь мастер ходит – подгоняет,
Да в мысли лезет отчий дом!..
И я себе предел поставил:
За этим дьявольским станком
Я человеком быть не вправе –
Не должен думать ни о чём!
Пусть ноет мастер заключённый –
Я без эмоций: вот доска...
Твержу руке, как заведённый:
«Ты не сорвись, моя рука!»
Я превращал себя в тупицу
(Не я, конечно, а тюрьма)
И, чтоб руки мне не лишиться,
Лишался медленно ума...
Раскройный этот цех ужасный
Пилил мой хлеб, пилил мой сон...
Но, к счастью, в цех не столь опасный
Я позже был переведён.
Там, правда, от древесной пыли
Мы были седы и страшны,
Зато хоть целы руки были
И больше не страшили сны
Под ритм машины шлифовальной
В древесном облаке трухи,
В среде для Музы идеальной,
Мне в уши стали лезть стихи.
«Любви, надежды, тихой славы»
В них мирный дух не ночевал.
Нет, несомненно дух лукавый
Меня крамолой искушал.
И разжигал во мне он жажду
Как раз не лгать, не клеветать,
А недозволенную правду
Избрать в подельники опять.
Но, чтоб избегнуть искушенья,
Лет десять не сидеть в тюрьме,
Я сочинил стихотворенье
Антихрущёвское в уме.
Хотя у власти лжезаконной
Подходов сотня есть к врагу,
И нынче в эре электронной,
Как знать, что там, в его мозгу.
Однако все доступны выси
Науке: грянут времена
И прочитает наши мысли
И передаст властям она.
Но в том столетье в Дубравлаге
Я в безопасности дерзал,
Пока, как ярый враг бумаги,
В уме я рукопись держал.
Новочеркасским жертвам эти
Свои я строки посвятил.
Среди убитых были дети –
Народ в Ростове говорил.

____________________________


Стихотворение «Новочеркасский натюрморт»


Вам нравятся, диктатор,
Слыхал я, натюрморты:
Цветочков пук, а рядом –
Подстреленная дичь,
А я бы как новатор
Нарисовал бы морды
С тупым, без жизни взглядом,
Бесстрастным, словно бич.
На них надел бы каски,
Дал в руки автоматы,
Под сапоги бы бросил
Растерзанных детей,
Раскрыл бы детям глазки:
Как бы глядят ребята,
Как бы защиты просят
У мёртвых матерей.
Но что ж вы побледнели?
Любуйтесь натюрмортом!
Этюд мой не годится?
На нём не все мертвы?
Ну что вы, в самом деле! –
Мертвей, чем груды мёртвых,
Мне кажутся убийцы
И вы, диктатор, вы!


26 июня 1963 г.
Дубравлаг, концлагерь №7

___________________________
          
Поздней не где-нибудь, а в зоне,
Стихи я эти записал,
Но были все они в законе,
И я их даже не скрывал.
Какое, право, вероломство!
Не то я обещал суду!
Но предстояло мне знакомство:
Я двух приятелей найду.
Один – писатель Рыбкин Слава
(А в деле якобы шпион!)
Придумал славный выход, право,
Сказал: «Смени названье!» он.
Ты напиши: с Франсиско Франко
Мол, это строгий разговор!..
Какая для властей подлянка!
Могу смеяться до сих пор…
Назвал памфлет свой «Разговором
С диктатором испанским» я.
И мы втроём, но всё же хором
Смеялись в зоне Бытия.
А друг второй мой Шефер Лёва
Его заучит наизусть,
Но незаконной правды слово
К бумаге тянется из уст.
Слова приняв, бумага дышит,
Душой древесной задрожав!
И Лев стихи мои запишет,
Названье истинное дав!
Но имя автора, понятно,
Он не укажет! Цел поэт!
Но в зону Лев пойдёт обратно
Спустя почти что двадцать лет!..
– Зачём? – я вопрошаю Музу.
«Затем, чтоб раб свободным стал!
И знай, что по всему Союзу,
Кто автор, КГБ искал».



N.B. Начиная с 36-й строки
"Под ритм машины шлифовальной... –
новый материал, написанный сегодня,

1 мая 2018 г.
(21:04).
Москва.


Рецензии
Хрустальный Мастер Костенька,

Вот только теперь имею возможность написать тебе рецензию,целый день всякая всячина,все в бегах да на ногах,вот читала по ходу дела твою могучую и прекрасную работу, это не просто Зона,это Зона роста мысли на фоне полнейшего упадка не только тех но и каждых исторических времен.Ведь каждому человеку на роду написанно уколоться о земной шар независимо от мягкой пелены в которой он находится.Вот эта глава Работа точно показывает как из трудолюбивых,жизнеспособных людей лепили рабов по принуждению где работа не гордость а порок к которому принуждают.Где работа есть самое низкое наказание для неугодных власти.

Когда я стал гореть от пота,
Впервые до меня дошло,
Что слово гордое «работа»
От слова «раб» произошло,
А не от позднего – «рабочий»...
Всю ночь работаю, не сплю –
То ль доски я, то ль тело ночи
Пилю, пилю, пилю, пилю!..
Пила визжит: «Р-рабы!

Точно Ты написал гореть от пота точно в аду где нет ни чести а лишь доски точно на гроб для нормальной жизни.За бруствером станков человека и не видно совсем,а лишь отголоски системы что пилит и пилит.Ее задание распилить сердце на тысячи кусочков чтоб сердце стало кормом для жестоких.

А у меня одна забота:
«Ты не сорвись, моя рука!»
Тут многим пальцы отсекает
И даже кисти целиком,
Ведь мастер ходит – подгоняет,
Да в мысли лезет отчий дом!..
И я себе предел поставил:
За этим дьявольским станком
Я человеком быть не вправе –
Не должен думать ни о чём!
Пусть ноет мастер заключённый –

Меня поразило то что Ты написал -Я человеком быть не вправе.Тоесть все думы брошены на выживание именно для того чтоб из трудоспособной личности сделать раба который мечется между мастером-тюремщиком и станком.Это метафора, образ России тех времен где можно остаться без кисти рук если слишком усердно думать о возвышенном и пытаться вырваться из обывательской тюрьмы.

И, чтоб руки мне не лишиться,
Лишался медленно ума...
Раскройный этот цех ужасный
Пилил мой хлеб, пилил мой сон...
Но, к счастью, в цех не столь опасный
Я позже был переведён.
Там, правда, от древесной пыли
Мы были седы и страшны,

Цех пилящий хлеб насущный,разрезающий судьбу на до и после,лишающий сна.Это прием такой популярный который действует на более слабых духом.Но ты сильный, Ты выстоял и точно ангел белый от пыли рисовал свои небеса на станковой глыбе.Эта рябая страшная реальность похожая на двугорбого горящего верблюда на который пытается сесть сатана и управлять этой страдающей обожженной животиной.Ты многое осознал и создавая это превосходное гениальное полотно понял что не в силе правда а в мысли,именно она спасает от распятия души на станке реальности.

В уме я рукопись держал.
Новочеркасским жертвам эти
Свои я строки посвятил.
Среди убитых были дети –
Народ в Ростове говорил.

Вот из-за этой правды о убитых ростовчанах и не позволили тебе жить спокойно но Ты правдоискатель и правдолюбец не боишся прыгать с обрыва если крылья за спиной!
Костенька я не знаю сколько в тебе сил неиссякающих но ТЫ просто настоящий витязь если сразив болезнь пишешь и не боишся столкнуться с прошлым в своем великом романе Зона...

Сарочка

Сара Рубинштейн   03.05.2018 23:45     Заявить о нарушении
Дорогая Сарочка, Ты мудрая и глубоко проникающая в смыслы моих стихотворений.
Первоначально слово "работа" означало "рабство". Слово "раб" (у восточных славян "роб" - отсюда "хлебороб") имело форму "арб" (немецкое "арбайт") или "орб". В латыни "b" перешло в "ph", что видно по потомку латыни - французскому языку, где orphelin означает "сирота". Почему - сирота? Потому что первоначально, что мы видим и из Библии, при захвате вражеского города (так было и в Трое) победители убивали всех мужчин и замужних женщин, оставляли себе девушек и детей, то есть сирот, и превращали их в рабов. Это делалось для того, чтобы они не имели связи со своими погибшими предками, были без рода и племени и уже были не в состоянии мстить. В Библии об этом есть, кажется, у Иисуса Навина. Сказано: "Если ты возьмёшь город, то убей всех мужчин и младенцев мужеска пола и женщин, познавших мужа на ложе своем. А девиц оставьте. И если пожелаешь какую-нибудь девицу, то вели ей остричь ногти и волосы и пусть она оплакивает своих родителей в течение 40 дней. После чего ты можешь войти к ней". У древних евреев был ещё более жестокий закон.
Так что тяжёлая работа свободным трудом не является, даже если человек работает на себя, потому что сама работа угнетает его. Только освобождение от тяжкого, особенно ручного труда в будущем и выполнение его роботами освободит человека от этой тяжкой одурманивающей работы и позволит ему развивать свои умственные и физические способности, в том числе и гуманитарные, включая искусство и поэзию. При этом он сможет свободно выбирать и сочетать разные виды деятельности(что устранит капиталистическое закабаление и калечение человека машинным производством и любой профессией, которой он вынужден заниматься всю жизнь ради куска хлеба).
Только при таких условиях возможен коммунизм.
По международным законам неоплачиваемый труд считается рабством, когда рабов только кормят. Но и оплачиваемый труд не теряет своей подавляющей человека сущности. В своё время под давлением Запада в СССР заключённым, выполнявшим принудительный труд, стали платить, чтобы не считалось, что в Советском Союзе есть рабство. Но карательное свойство труда не исчезло, иначе б его не применяли в концлагерях в качестве наказания.
Но и на воле люди вынуждены наниматься в добровольное рабство, чтобы кормиться и жить. Недаром богатые люди не пользуются таким "удовольствием", как тяжёлый труд, потому что он ни в коем случае не освобождает, вопреки надписи на воротах Освенцима: "Arbeit macht frei".
Наука, искусство, литература появились и расцвели именно тогда, когда появились рабовладельцы и рабы. За счёт труда Спартаков и Эзопов всякие Аристотели и Сократы получили время и свободную телесную и умственную энергию для занятия высоким творчеством.
В бесклассовом социалистическом и коммунистическом обществе этого не будет, так как все недра, полезные ископаемые, заводы и прочие средства производства будут принадлежать всем людям в равной степени, а не кучке частных собственников, и рабы или наёмные рабочие будут заменены всевозможными роботами, создаваемыми инженерами.
Сарочка, сегодня я снова заболел, пульс очень быстрый, чувствую себя плохо. Поэтому пишу сумбурно. Надеюсь, скоро выздоровею без попадания в больницу. Как только смогу, то посещу Тебя и почитаю Твои вкусные стихи.
Обнимаю!
Твой Костя Хрустальный М.

Константин Фёдорович Ковалёв   05.05.2018 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.