В гостях у Ольги и Валентина

Дорогие друзья, мы продолжаем нашу традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
Весь май в нашей литературной гостиной гостей встречают сразу два добрых хозяина: замечательные поэты, резиденты БЛК Ольга Ведёхина http://www.stihi.ru/avtor/steffany и Валентин Емелин http://www.stihi.ru/avtor/izvaryag .

Мы просим Ольгу и Валентина написать (вместе или по отдельности)  рецензию на этой странице, в которой задать тон майским литературным посиделкам, рассказать, как они собираются принимать гостей, чем угощать, о чем беседовать и т.п.
Чтобы «хозяйская» рецензия не утонула в потоке следующих, ГР перенесет ее в основной текст рубрики сразу же после появления.

Чтобы пообщаться с Ольгой и Валентином, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в майском конкурсе БЛК (через номинацию или в резидентском отборе), и задать вопрос или предложить тему разговора.

Рубрика только для резидентов БЛК.

-----------------------------------
-----------------------------------

Миртрудмай вам, друзья! Весна. Расцветают яблони и груши, а также сакуры, плывут туманы над рекой Сумидой. Поэты ждут майской грозы и вдохновенья. А у нас снова открывает дверь поэтическая Гостиная. Мы с Ольгой постараемся быть радушными хозяевами. Какой Гостиная будет в этот раз?

Когда от Клуба поступило предложение похозяйничать, в голове стали прокручиваться разные модели. Первое, что пришло в голову, был салон Анны Павловны Шерер… Мы могли бы обсудить новости современной политики, свежие литературные сплетни, последние тренды в отечественной и мировой словесности… Нет, это слишком элитарно…
«Бродячая Собака»? Повеселимся, провозгласим пару манифестов, начитаемся разных авангардистских стихов, как следует напьёмся и устроим безобразную драку? Нет, пожалуй, слишком богемно…
«Бал Сатаны»? Гости в масках будут подниматься по лестнице, подносить свои вирши, а хозяева восклицать: «Мы в восхищении!»… Затем Гостиная проваливается в ад…. Нет, это слишком инфернально… И потом – форма должна отвечать содержанию!

Теперь – другая проблема: о чем говорить? Мне вот интересна нарративная поэзия. Умерла ли поэма? Какова судьба крупных форм в поэзии? Жива ли баллада? Если да – то в каком направлении они развиваются? Но это – мне. А остальным? Хозяйка майской Гостиной – тонкий лирик, она акварелист, а не монументалист, даже ей не будет так занимательно… Может быть поговорить о том, как пишутся стихи? Зачем они пишутся? Какова формула талантливого произведения? Можно ли «алгеброй поверить гармонию»? В чем смысл поэзии? Гмм, так можно и до смысла жизни договориться… А гости хотят поговорить о своём, наболевшем… Они хотят поговорить о себе. Поэтому – Гостиная должна быть простой, демократичной, хозяева отзывчивы и, по возможности, незаметны.
Как переводчик, я знаю, что его (переводчика) должно быть как можно меньше в переводимом тексте. Он, как вода, должен принимать форму сосуда автора. Как актер театра бунраку – быть невидимым на сцене. Наверное, это самое лучшее – пусть будет Гостиная для гостей, где они будут предлагать темы и приносить свои тексты – а хозяева (по возможности, незаметные) будут говорить о них.

Тогда – вот и форма, отвечающая содержанию: пусть будет «потлак». Это – когда каждый гость приносит своё самое лучшее блюдо и делится им с другими. Я люблю это непереводимое слово: potluck. Pot – горшок, luck – удача. Прямо «волшебный горшочек». Наиболее близкое понятие в русском – «складчина», но это совсем не то, что «потлак», где каждый должен сделать сам и принести другим самое лучшее, что он умеет готовить. Да и удобно – хозяевам вообще ничего не надо делать – разве что говорить о том, о чем хотят гости да помыть потом посуду... Только не забыть сказать горшочку в конце: «Раз, два, три – больше не вари!»

Итак, добро пожаловать на майский потлак!

Валентин Емелин   03.05.2018


Рецензии
понимаю, что хозяева наверняка уже устали от своенравных поэтов и их бесконечного каравана стихов, но ничего не могу с собой поделать, и тоже вот.
а потому что нечего быть такими радушными и интересными, за всё надо платить)
и есть ещё момент некоторой вины, что ли... вот критикую всех подряд безжалостно, а сам типа отсиживаюсь в кустах)
но никогда! запомните, никогда поэты из рода юлиев не будут отсиживаться в кустах!
и посему, прошу покорно принять к рассмотрению мой текст.
всех желающих, если хозяева великодушно разрешат, тоже зову воспользоваться возможностью и воздать автору за всё хорошее)

http://www.stihi.ru/2011/06/21/263
Этюд
Шердж Шер
в один из дней назовём его четверг
или это была пятница помню что в тот день
я позавтракал яйцом сваренным всмятку
ненавижу дни когда яйца получаются всмятку
это значит что будущая тоска
уже с утра проникает в меня вместе с завтраком
так вот в один из этих поганых дней
всё же назовём его четвергом
кстати в литературе были люди
одного звали четверг а другого пятница
и это тоже меня всегда настораживало
относительно этих сомнительных дней
в общем время показывало на твоих часиках 15.32
я сидел на каком-то огромном куске бетонного парапета
непонятно как занесённом в этот унылый двор
а ты стояла передо мной стояла так близко
что я слышал запах твоего голого живота
и вот когда ты что-то сказала или мне показалось
что ты стала на чём-то настаивать
вдруг меня озарило блин да всё очень просто
предположим что ты влюбляешься каждые три месяца
и так продолжается последние десять лет
прибавим десять случайных влюблённостей
не закончившиеся ничем вернее закончившиеся ничем
простой арифметический подсчёт даёт нам цифру
в пятьдесят таких же придурков как я
желавших владеть тобой безгранично
и ничего особого не добившихся на этом пути
так вот пятьдесят отборных на что-то надеющихся самцов
и среди них ни одного заметь ни одного
кому бы она хотя бы однажды не изменила
и тут мы подходим к самому главному
кому-то она изменяла с оставшимися сорока девятью
и таких бедолаг ведь было достаточно много
чтобы заметить что я-то ну я-то не в этом числе
в математике для таких кажется случаев есть число пи
и если разделить пятьдесят на это число мы получим
точное количество этих смертельно отравленных ею
а кому-то она изменяла только с двумя или пятью
по одним только ей известным причинам
допуская некоторую видимость власти над собой
я не знаю как это объяснить но в ту минуту
когда во мне не осталось ничего
кроме отвращения к себе
мне вдруг стало легко

в этот ужасный день мне хватило дня
чтобы получить неопровержимые доказательства
существования того что день за днём
содрогает нас где-то глубоко внутри наших тел
как внутри остывающих звёзд
ведь в общем-то тело единственное оправданье любви
и только тело имитатор любви
и только тело ненавистник любви
и только тело прирождённый убийца любви

Шердж Шер   22.05.2018 20:21     Заявить о нарушении
Поскольку Вы уже так обжились в нашей гостиной, что стали почти родственником и хочется называть Вас просто мон шер, скажу с последней прямотой, что это совсем не шерри бренди на мой вкус. Это при том, что я принадлежу к поклонникам и даже где-то апологетам верлибра. Вас можно будет простить, только если Вам не больше 15 лет. Ну, от силы, 16.
Начало в стиле легкой английской прозы позапрошлого века вдруг переходит в неудобосчитаемую часть в стиле подростковой прозы 70х прошлого века и заканчивается всё Чарльзом Буковски лайт. Все три части стилистически не стыкуются никак, имхо. Немотивированный переход со второго лица на третье в середине только усугубляет это ощущение нестыковки. Честно, подсчеты измен героини ввели меня просто в ступор. Герою вдруг стало легко, а мне - нет. Я честно перечитал раза три, даже произвёл математические действия вслед за автором, но все равно остался в недоумении - зачем? В чем озарение? Что же такого герой находит внутри своего тела? Тривиальный ответ - душу - для героя слишком прост. Для него тело одновременно оправдание и убийца любви. С этим парадоксом автор и оставляет читателя. Легкого этюда не получилось, как мне кажется.
Засим временно заканчиваю дозволенные речи.
Подождём, что скажет хозяйка, у неё для всех находится доброе слово.

Валентин Емелин   23.05.2018 00:26   Заявить о нарушении
))) спасибо, Валентин)
у меня был друг, который всегда бесился, когда я, желая его ободрить, сравнивал его с буковски, ему казалось это низким, наверное он хотел сравнения с шекспиром)
а я не гордый, мне с буковски нормально, хотя для пущего шика лучше бы бротиган)

Шердж Шер   23.05.2018 00:48   Заявить о нарушении
Шердж Шер, скажу и я пару слов.)
Во-первых, сложно определить выбранную форму. До того, как начались арифметические подсчёты, это была чистая проза - ни разу не верлибр) И именно эта часть мне показалась наиболее интересной в данном тексте)
Симпатичная завязка с арпеджио яиц, приятная ремарка ("кстати в литературе были люди /одного звали четверг а другого пятница"), хорошая чувственная деталь ("а ты стояла передо мной стояла так близко, что я слышал запах твоего голого живота").
Что сразу предвещало дальнейшие минусы: слова-маркеры - "ненавижу", "поганых" и - о нет! - "будущая тоска". Я бы, кстати, вообще запретила поэтам употреблять слово "тоска" - оно уже до дна вычерпано давно и не несёт в себе первоначального смысла, а наоборот, сигнализирует: "дальше пойдёт сентиментальщина с элементами мелодрамы"... И таки началось...
Подсчёты закончились неожиданным выводом:

когда во мне не осталось ничего
кроме отвращения к себе
мне вдруг стало легко

Играет ли этот парадокс? Не очень, потому что в нём нет изящества... Получился просто скачок в логике, который не питает читателя ничем...
Также мне не показался оправданным переход с обращений "ты" к "она". Возникает невольное ощущение, что автор забыл, как строил свою речь вначале и поленился вчитаться в написанное...
Что же касается финала, то он добавляет к математическому этюду сумбурную истерическую коду. Его первая строка - "в этот ужасный день мне хватило дня". Эти два дня в одной строке выглядят не очень убедительно... И опять le mot - "ужасный"... Сэр (Шер), ну стиль... Всё содержание финала показалось мне нелогичным, выводы - претенциозными, громкими, но не как раскаты грома, а как бряканье жестяного таза по кафелю...

Ольга Ведёхина   23.05.2018 12:14   Заявить о нарушении
спасибо, Ольга, интересно.
согласен про "будущую тоску", да, меня это место самого коробит, но оставлял его в рамках заявленной текстом поэтики... сейчас вижу: нет, никак не катит.
а вот маркеры "ненавижу", "поганых" и "прочая ментиментальщина" - уже сознательная игра с эстетикой американского индивидуализма.
Валентин ведь, несмотря на проскальзываемое раздражение, легко считал буковски)
я люблю этих отверженных американцев, керуака, буковски, бротигана, с их по сути мальчишескими поэтиками, и в этом тексте конечно много дани им и восторгу от их беззаботной болтовни.
но последние пассажи о природе любви - уже мои, вырывающиеся из сознательной стилизации.
жестяным тазом по кафелю говорите? нуну)) прикольное сравнение)

спасибо вам большое, было приятно и полезно, что не так часто совмещается)

Шердж Шер   23.05.2018 13:30   Заявить о нарушении
Шердж, игра с чужой эстетикой хороша, если она прочитывается как игра, а не как бледное подражание... Если есть желание писать в стиле Буковски, Миллера и gроч. //хотя я люблю, когда пишут исключительно в своём стиле:)// и если Вы хотите, чтобы "ненавижу" в самом начале текста воспринималось иначе, - тогда никакой тоски дальше - брутальность, цинизм, инвективная лексика, плевки сквозь зубы)
Но подчёркну, что Ваши любимые авторы работают в прозе... Определяйтесь, где будет Ваш порт приписки) Может, и впрямь лучше в прозаических миниатюрах, рассказах себя попробовать - если до сих пор этого не делали?..

Ольга Ведёхина   23.05.2018 15:13   Заявить о нарушении
Ой, это было "проч."))

Ольга Ведёхина   23.05.2018 15:16   Заявить о нарушении
Чувствую я слишком польстил Вам Буковски:) я ещё не писал про дни-днями-о днях и тд в одной строфе

Валентин Емелин   23.05.2018 15:23   Заявить о нарушении
Зато я писала о днях)))))

Ольга Ведёхина   23.05.2018 15:34   Заявить о нарушении
Оль, как бы это тактичнее, все он писали стихи) как в прямом смысле - в столбик, так и в переносном - их проза насквозь пропитана поэзией, иногда страницами можно читать как тонко выстроенные верлибры.
а миллер здесь совсем некстати, это автор совсем другого ряда.
ещё как можно тактичнее: вы, как догадываюсь, не вполне в теме, очень рекомендую "рыбалку в америке", "генерал конфедерации", стихи буковски и керуака, это всё прекрасный материал, без которого нельзя жить в современном мире)

Валентин, мне легко польстить с любым почти сравнением, я неприхотлив)

Шердж Шер   23.05.2018 16:26   Заявить о нарушении
Брошенные в меня мелкие камешки собрала и высыпала на берегу...

"Проза пропитана поэзией" - такой прозы немало, у самых разных прозаиков. Но зачем её записывать в столбик, не могу понять... У того же Буковски верлибры - всё-таки верлибры... Вот этот, например, как хорош...
_
говорят, в стихах
поэт не должен ныть о личном
говорят,
надо абстрагироваться,
и в этом есть резон
но Иисусе!
пропало двенадцать стихов, а я не пишу под копирку,
и ты прихватила
мои
рисунки - лучшие! -
как будто украла воздух из лёгких
ты что, тоже хочешь, как все они,
свалить меня с ног?
почему ты не взяла мои деньги? обычно шлюхи берут
тащат из штанов у пьяного, завалившегося спать в углу
в следующий раз забери мою левую руку
или полтинник
но не стихи
я не Шекспир
но когда-нибудь попросту
моим стихам придет конец,
абстрактным или ещё каким;
деньги, шлюхи и пьяницы будут всегда,
до самой последней бомбы
но, как однажды Господь сказал,
заложив ногу за ногу,
я вижу, что создал кучу поэтов
и куда как меньше поэзии.

Ольга Ведёхина   23.05.2018 16:39   Заявить о нарушении
ну вот, слава богам вы всё-таки обратились к неведомому доселе материалу, и я практически щаслив, остальное неважно)

Шердж Шер   23.05.2018 17:51   Заявить о нарушении
Нет, очень важно. Я-то думала, что Вы опираетесь именно на прозу вышеупомянутых авторов, а вовсе не на их поэзию - поэтому о прозе и говорила... И "Этюд" больше похож на прозу...

Ольга Ведёхина   23.05.2018 22:29   Заявить о нарушении
ну, если очень важно, хорошо, будь по-вашему.
жаль, но придётся говорить жёстче, иногда это полезно.

итак, во-первых, вы попросту не в материале и до сегодняшнего дня скорее всего не знали, что буковски был поэтом, не говоря уж про керуака, и скорее всего про существование такого блестящего мастера как ричи бротиган) это не преступление, это ерунда, все мы не знаем каких-то общеизвестных хрестоматийных вещей, здесь нечего стыдиться и раздувать из этого событие, но надо этот момент потери компетенции всегда контролировать, сознавать и не вступать в пределы сомнительной дискуссии.
это вовсе не самые любимые мои авторы, как вы опять таки неудачно предположили, но я достаточно хорошо их знаю, и дал вам возможность остановиться и не плодить сущности)

теперь о верлибрах.
главный тезис всех времён и народов: никто не знает, что такое верлибры.
но я четверть века честно пытаюсь понять, где пролегает эта странная граница поэтической ткани.
я писал прозу, странную ритмизованную прозу, странные стилизованные миниатюры с переходной ритмической фактурой, чего я только не писал в этом роде, и могу сказать, что достаточно знаю об этом.
тезис второй: вся лучшая проза написана п о э т и ч е с к и, абсолютно вся, от тацита до это я эдичка.
но. есть граница дыхания между собственно прозой и сугубо поэтическим текстом.
когда вы пишите прозу, как например вот я сейчас - у вас другое дыхание, в прямом, переносном и метафизическом смыслах.
проза требует "длинного" дыхания, поверхностного, не проникающего в сердцевины слов.
это надо уметь чувствовать наверное, но в общем-то это несложная практика понимания для пишущего стихи - потому что работая с поэтической тканью можно легко понять эту разницу, когда дыхание становится "коротким" и в то же время очень глубоким, проходящим сквозь каждое слово.
это если коротко, сермяжным интернетным слогом, в умных исследованиях наверняка это всё расписано в красивой терминологии)
в любом случае, исходя из этого "этюд" - это стихи, плохие или не совсем пропащие другой вопрос, но это стихи, точка.
такой мой вам окончательный ответ, если это вам так уж важно)

Шердж Шер   23.05.2018 23:49   Заявить о нарушении
Мон шер, вынужден констатировать, что это Вы не в теме:)
Вам дама говорит: "...думала, что Вы опираетесь именно на прозу вышеупомянутых авторов, а вовсе не на их поэзию". И приводит уместное стихотворение Буковски, написанное очевидным верлибром.
На что Вы отвечаете (довольно-таки заносчиво и не сказать чтобы уважительно): "итак, во-первых, вы попросту не в материале и до сегодняшнего дня скорее всего не знали, что буковски был поэтом,". У меня возникают сразу две мысли: 1)Вы то, что написал оппонент, не читали или не поняли 2)это Вы не знаете, что Буковски был романистом, написал 6 романов, начиная с Post Office и заканчивая Pulp. Писал он и рассказы, и нон-фикшн, и чего только не писал, кроме стихов.
Я бы извинился...

Валентин Емелин   24.05.2018 00:16   Заявить о нарушении
))) ой всё)
извиняюсь.

Шердж Шер   24.05.2018 00:20   Заявить о нарушении
ну так-то лучче)

Валентин Емелин   24.05.2018 00:22   Заявить о нарушении
А я не по форме, а по содержанию.
ЛГ частоту смены связей по себе высчитывал?
А он не пробовал любить платонически девушек, которые до свадьбы ни-ни?))

Ирина Полюшко   27.05.2018 00:09   Заявить о нарушении
пробовал... чего он только не пробовал на этом прекрасном поприще, но итог всегда один)
"он уходил, как адвокат после проигранного дела")

Шердж Шер   27.05.2018 00:22   Заявить о нарушении
это наверное как в футболе, рано или поздно обязательно проигрываешь)
как ливер сегодня... но ничего, и чёртов реал проиграет, их сливочное счастье тоже не вечно)

Шердж Шер   27.05.2018 00:28   Заявить о нарушении
если позволите, пару копеек в общий лонг
когда Буковски спекся, а до него Керуак
Аксенов и иже ними
и отчасти даже генри Миллер
социокультурное поле оказалось пустым
не буду называть имен, дабы не способствовать разгильдяям, но
нынче следование за реальностью Керуака
есть повторение Пелевина
ну как это вы. продвинутые авторы. на это годитесь!!!
повторение пройденного есть пройденный кем-то успех
то есть преподавательская деятельность

Белавин Игорь Песни   27.05.2018 23:06   Заявить о нарушении
нет.
не было никакого следования по чьим-то стопам, не было такой задачи - а давай-ка я стилизую под битников своё очередное падение в бездну.
нет, весь этот контекст возник потом, задним числом.
мы облекаем свои ощущения в слова, а потом выясняется, что мелодия для этих слов уже существует.
я собственно и хотел с этим разобраться, уточнить многое для себя в этом тексте, и благодарен хозяевам гостиной, что этот литературный контекст всплыл с определённой ясностью для меня.

писался же текст в горячее от настоящих событий, высвобождая реальную горечь, реальные лихорадочные размышления о несоответствии наших ожиданий любви.

Шердж Шер   27.05.2018 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.