Будто...

Не хватает тепла... увы:
Сиротливо от  безучастья.
Мало мудрости головы
Для простого земного счастья.

Пробежал по спине сквозняк...
Ветер гладит, жалеет, что ли?
Чей-то каверзный обиняк
Намекает о силе воли?

А, и правда, метнусь-ка в ночь...
Вон, какие на небе звёзды!
Я бы радоваться не прочь....
Может быть, мне ещё не поздно?

Изобилует жизнь мечтой.
У наличности тяга к проку.
"Нет границы за пустотой...",-
Вдруг, подумалось, ненароком.

Чем согреть охладевший вдох?
Может быть сделать жарким выдох?
Голос внутренний, скоморох,
Затянул узелок обиды.

Скоро будет, поди, рассвет...
Ну, конечно же будет скоро.
Будет солнышком день согрет.
Счастью это событье впору?

Поцелуя зари дождусь,
Прикоснусь к ветерку щекою,
И росою омою грусть,
Ту, что душеньку беспокоит.

Наберу-ка мечты в запас,
Отряхну-ка от пыли взгляды.
Выйду встретить рассветный час
И побуду немного рядом.

Стало время тоске мало...
Счастье ль в перечне изобилий?
И тепло по душе прошло,
Будто с Богом поговорили.


30.04.2018


Краткий анализ стихотворения
Тема текста. Поиск внутреннего тепла и счастья, преодоление душевной тоски через соприкосновение с природой и обретение духовной опоры.
Основная мысль. Даже в состоянии одиночества и душевного холода человек способен обрести радость и гармонию — через созерцание природы, работу над собой и духовное прозрение («И тепло по душе прошло, / Будто с Богом поговорили»).
Композиция. Стихотворение выстроено как путь внутреннего преображения:
зачин — ощущение холода и нехватки счастья («Не хватает тепла… увы»);
развитие — размышления о силе воли, мечтах, противоречиях жизни;
кульминация — решение действовать, встретить рассвет;
развязка — обретение внутреннего тепла и покоя.
Текст состоит из 9 строф, каждая — мини;этап душевного движения.
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами повествования: герой не просто описывает состояние, но и проходит внутренний путь, принимает решения.
Стиль речи. Художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской, образностью и субъективностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («тепло», «счастье», «рассвет»);
местоимения и местоименные наречия («это», «там», «тут»);
синтаксический параллелизм и анафоры;
семантические цепочки (холод;;;сквозняк;;;охладевший вдох;;;тепло).
Средства выразительности:
эпитеты: «сиротливо», «каверзный обиняк», «рассветный час»;
метафоры: «узелок обиды», «наберу;ка мечты в запас», «отряхну;ка от пыли взгляды»;
олицетворения: «ветер гладит, жалеет», «голос внутренний, скоморох»;
сравнения: «Будто с Богом поговорили»;
риторические вопросы и восклицания: усиливают эмоциональность и диалогичность внутреннего монолога;
архаизмы и просторечия («метнусь;ка», «обиняк», «поди»): создают интонацию живой, доверительной речи;
аллитерации и ассонансы (звуки [с], [ш], [р]) передают шелест ветра, шепот ночи, трепет рассвета.
Итог: стихотворение представляет собой лирический монолог о преодолении душевного кризиса. Через образы природы и внутренние диалоги герой приходит к ощущению тепла и гармонии, что подчёркивается композиционным движением от холода к рассвету и духовной ясности.


Рецензии