Каша из шрапнели, суп из топора...

Если 1-е сентября с волнением ожидают учителя, школьники и их родители, то 1-е октября для многих наших сограждан – тоже волнующая дата: в этот день в России начинается осенний призыв в Вооружённые силы. Конечно,  грядущая  армейская   жизнь  уже не так пугает современных призывников (в отличие от  тех, кому довелось  тянуть солдатскую лямку в «лихие 90-е»), да и  срок  службы  сократился до двенадцати месяцев.  Но повод для волнения всегда найдётся, и у будущих молодых солдат, и у их родителей. Особенно переживают мамы призывников. Один из вопросов, который не даёт им покоя – «как будут в армии кормить наших мальчиков?»

О том, чтобы  солдаты, оторванные от родного дома,  были  тепло  одеты, обуты и сытно накормлены, будут теперь заботиться не мамы и папы, а специальная продовольственная  и вещевая служба Вооружённых сил РФ. Мало кто знает, что у военных-тыловиков есть даже свой профессиональный праздник – 18 февраля, в память о Петровском указе 1700-го года, учредившем должность  генерал-провианта и провиантмейстеров,  ответственных за заготовку продовольствия для нужд армии. Тогда же впервые были установлены нормы довольствия для солдат. Согласно Уставу Русской армии 1716 года,  один  суточный порцион состоял из  2-х фунтов хлеба (примерно 800г), одного фунта мяса (чуть меньше 500г) и  около 200 граммов  крупы. Каждому солдату полагалось ещё по 200 граммов  водки  и  около 3-х литров пива  ежесуточно. Больше служивых людей ничем не баловали. Разнообразить свой рацион можно было благодаря солдатской смекалке. Может, тогда и была сложена сказка   о находчивом солдате,  сварившем  суп из топора?

В военное время боевую мощь армии поддерживали не только новым оружием, но и хорошим питанием. Вспомним, как  один из героев романа Шолохова «Они сражались за Родину» отчитывал полкового повара, который, чтобы лично сразиться с фашистами, на время оставил полевую кухню:

•«Ты понимаешь, кто ты есть? Ты - бог войны! Не артиллерия - бог войны, это про нее зря так говорят, а ты самый настоящий бог, потому что главное и в наступлении и в обороне - это харч, и всякий род войск без харча - все  равно,  что ноль без палочки/…/ Кто мы есть без  горячей пищи?  Мы  жалкие люди,  даю честное слово»

В известной шутливой поговорке – «война войной, а обед – по расписанию», на мой взгляд, только доля шутки. Во всяком случае, армейские повара делали всё возможное, чтобы досыта накормить бойцов. Конечно, на передовой это не всегда удавалось, однако  нормы  солдатского питания были составлены довольно продуманно. В 1941-м году рядовому бойцу пехоты в сутки полагалось 900г хлеба, полкило картофеля и около 300г других овощей, 150г мяса и 100г рыбы. Это – не считая крупы и макарон, жиров, сахара и чая. Была в рационе и махорка, которую, как вспоминают ветераны, некурящие солдаты  отдавали  товарищам в обмен на сахар.

А чем питались  в это время наши противники, солдаты армии Вермахта? С одной стороны, по общей калорийности рацион немецкого пехотинца почти не отличался от красноармейского.  Но кое в чём была и разница. Например, вместо рыбы выдавались рыбные консервы, сыр или колбаса, вместо чая – кофе, а вместо сахара – джем или искусственный мёд. В боевых условиях немецкие солдаты получали дополнительный паёк. Кроме того, пунктуальные немцы предусмотрели, что питание солдат можно улучшить за счёт «местных продовольственных ресурсов» на оккупированных территориях.  Это было прописано в официальных документах, как и то, что в так называемом «районе «Барбаросса» (на территории СССР) продукты у местного населения можно реквизировать безо всякой денежной компенсации. Проще говоря, грабёж  был узаконен, как один из способов снабжения германской армии. Хлеб и мясо  оккупанты забирали на захваченных землях Белоруссии, Украины и России, а страны Западной Европы  давали  деликатесы. По рассказам некоторых пожилых калужан, оказавшихся в детские годы в оккупации, немецкие солдаты, расквартированные в нашем городе, перед Рождеством получали  из далёкого фатерлянда посылки, где было и французское вино, и швейцарский шоколад…
 
Одним словом, в начале войны гитлеровским солдатам голодать на фронте не приходилось. Но обильная пища многим шла не впрок. Гастриты, хронические запоры и другие желудочно-кишечные заболевания  были среди военнослужащих обычным делом. Больных отправляли в резервные батальоны, из которых к середине войны сформировали целую дивизию, дислоцированную во Франции. Воевать этим солдатам больше  не пришлось: в ноябре 1944-го года 70-я пехотная дивизия сдалась союзникам.

А ещё спустя полгода в поверженной  Германии множество пленных солдат и жителей разрушенных войной городов уже получали еду  из советских полевых кухонь. Как жаль, что граждане нынешней, сытой и благополучной Европы, забыли, что русские щи и каша когда-то спасали от голода их дедушек и бабушек!

О том, как кормили солдат в последние годы существования СССР, лучше всего спросить тех, кто успел послужить в армии «Союза нерушимого». Они никогда не забудут суп с варёным салом, жареную селёдку, салат из «солёных, вечнозелёных» помидоров  и знаменитую «шрапнель» – кашу из перловой крупы. А ещё – окаменевшие ржаные сухари из остатков недоеденного хлеба и лакомство выходного дня – крутые яйца на завтрак… Справедливости ради замечу, что при одинаковых нормах продуктов питания,  кормили в разных частях по-разному. Если  отцы-командиры строго следили, чтобы все продукты доходили до общего котла, а на кухне заправляли  умелые повара  из солдат-срочников – тогда  на кормёжку грех было жаловаться.

Изменилось ли с тех пор солдатское питание? И да, и нет. Как ни странно, нормы отпуска продуктов так называемого «общевойскового пайка» остались примерно прежними, и в сумме составляют  около 4200 калорий в сутки. По-прежнему в солдатском рационе хлеб, мясо, рыба, сливочное масло и яйца. Зато исчезла перловка – пресловутая «шрапнель», и добавились фруктовые соки, растворимый кофе и сдобная выпечка. Армейское меню удивляет   разнообразием блюд,  которые готовят не бойцы хозвзвода, а гражданские служащие, профессиональные работники общепита.

Наверное, так и должно быть. Одним  – постигать военную науку и оттачивать боевое мастерство, другим – обеспечивать быт военнослужащих, снабжая всем необходимым, в том числе – и за обеденным столом.

Ведь недаром говорится, что те, которые не хотят досыта кормить свою армию – будут кормить чужую.

2016 год.


Рецензии