Не стреляйте в журналиста!

Не секрет, что пишущие и снимающие коллеги часто становятся живой мишенью, причём не только на полях сражений, но и в мирное время. Совсем недавно, в начале этого года, калужане  вспоминали трагедию 25-летней давности, когда в редакции газеты «Знамя» был убит главный редактор Иван Фомин и тяжело ранен фотокорреспондент Геннадий Головков. Подробности тех событий неоднократно описаны их свидетелями и участниками.
Но  здесь я хотел бы сказать немного о другом.
Как справедливо говорят в народе, убивают и ранят  не только пули – но и  человеческая грубость, равнодушие, несправедливость. Сталкиваться с ними журналистам приходится едва ли не чаще, чем людям какой-либо другой профессии. И незащищённость журналиста при таких «обстрелах» – такая же типичная черта этой профессии, как прилепившийся  к работникам СМИ ярлык «четвёртая власть».
Сегодня это прозвище  уже мало соответствует истине, хотя в былые времена для него были веские основания. Как вспоминают ветераны журналистики, в 70-е годы прошлого века, когда Комитет   по радиовещанию и телевидению при Совете Министров  преобразовали в Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, журналисты, работавшие для «голубого экрана»  сразу почувствовали изменение своего статуса. Теперь они были не «при» власти, а стали частью самой власти, государственными служащими. «Работа в тандеме» с партийно-государственным аппаратом имела и свои «минусы», и свои «плюсы». С одной стороны, объективно показывать жизнь под партийным  надзором было невозможно. С другой стороны, была гарантирована так называемая «действенность» журналистских выступлений: устранение «отдельных  недостатков» (в основном бытового характера, не затрагивающих основ советской системы), происходило незамедлительно. Это было своеобразной формой пропаганды:  народ должен был поверить, что проблемы, на которые журналисты обратили внимание, обязательно решит государственная власть.
Давно уж нет того государства, и указания горкомов и обкомов КПСС не определяют больше   редакционную политику СМИ. В этом тоже есть – и «плюсы», и «минусы». С одной стороны,  больше стало свободы у пишущей и снимающей братии, с другой  – на смену «идеологической» пришла «экономическая» цензура,  прочно обосновалась на печатных страницах и в теле-радиоэфире Госпожа Реклама, слегка потеснив  новостные материалы. Многое изменилось в нашем Отечестве, но в сознании некоторых наших сограждан почему-то осталось представление о СМИ, как о волшебной «палочке-выручалочке», которая чудесным образом сможет разрешить любой вопрос. 
Вот типичная ситуация: звонит в редакцию человек, и рассказывает о какой-то проблеме. Темы жалоб разнообразны: нерегулярно  приносят газеты, или нет света во дворе, или неправильно (по мнению позвонившего) начисляют  пенсии, коммунальные платежи – и т.д., и т.п.  При этом  позвонивший требует: «Вы обязательно должны написать об этом!» (варианты – «снять телерепортаж», «рассказать  по радио»).  На вопрос журналиста, куда гражданин уже обращался по этому поводу, нередко следует ответ: «Никуда не обращался,   сразу позвонил вам!» Таким гражданам, увы, невдомёк, что  сегодня есть множество  инстанций и надзорных органов, работники которых, в числе прочего, как раз  занимаются рассмотрением жалоб граждан и защищают их права: Администрация населённого пункта, Роспотребнадзор, Управляющие компании ЖКХ,  полиция, прокуратура и суд… Однако, если журналист посоветует позвонившему в редакцию обратиться непосредственно в эти инстанции (и даже подскажет, куда именно) – может услышать в ответ раздражённое: «Всё с вами ясно! Не хотите заниматься нашей бедой, «отфутболиваете». Правильно говорят – все вы там купленные!»
Что на это можно ответить? Да, пожалуй, только то, что журналисты, и в самом деле – «купленные»  (как вариант  – «продажные»).  Они «продажны» в той же степени, как и все, кто продаёт свой труд, получая за это зарплату: учителя, врачи, воспитатели в детсадах, водители троллейбусов... Все они, названные и неназванные, имеют свои   профессиональные обязанности. Поэтому откликнуться на просьбу или жалобу каждого читателя развёрнутой газетной публикацией – для журналиста такая же невозможная задача, как для водителя троллейбуса  доставить  каждого пассажира к подъезду его дома.
Иногда  приходится слышать и вовсе уже нелепые суждения: мол, СМИ, особенно печатные – умирают, а вместе с ними скоро отойдёт в прошлое и профессия журналиста, поскольку всё заменит Интернет, где информация распространяется более оперативно, практически бесцензурно, где  каждый – сам себе режиссёр, репортёр, фотокор и оператор. Спору нет, сегодня  без «глобальной паутины» уже невозможно представить распространение информации, однако профессия журналиста  будет востребована ещё очень и очень долго. Именно потому, что это – ПРОФЕССИЯ, которой требуется учиться, которая имеет множество «профессиональных секретов» и немало уровней профессионального мастерства.
В конце концов, только журналист, работающий в официальных СМИ, по закону отвечает за качество произведённого им «информационного продукта».  Ему и платят за то, чтобы этот «продукт» был  доставлен потребителю своевременно,  чтобы  он  был «чистым», без самовольных вредных «добавок» из  выдуманных сплетен или субъективных суждений (чем нередко  грешат самодеятельные  новости  «глобальной паутины»).

Если люди не хотят питаться лишь «подножным кормом»  сплетен и слухов, если хотят иметь объективную, качественную и правдивую информацию о том, что происходит вокруг – им не обойтись без помощи журналиста. Которому нужно, как минимум, не мешать делать своё дело.

2016 год.


Рецензии