Пошлость, банальность, этика

Лев Толстой, как известно, очень любил играть на балалайке. Но не умел. Любят у нас рассуждать о пошлости. Любят, но не могут определить, что это такое. Мне нравится определение Быкова. Не помню, как оно звучало дословно, но суть в том, что пошлость - несоответствие высоты высказывания субъекту, артикулирующему это высказывание. Ну все же знают: "в Москву, в Москву", монолог Сони из "Дяди Вани"... Короче, Чехов в этом был дока.
Скажем, если я начну вдруг на полном серьезе проповедовать любовь и всепрощение, то это будет пошлостью. А если мать Тереза, то нет, если только саму мать не воспринимать в качестве фрика, что, почему-то, становится модным в последнее время.
Или вдруг стукач начинает проповедовать недопустимость доносительства. Никогда, слышите, никогда нельзя доносить! НИ НА КО-ГО! Вот, тоже пошлость.
А еще, некоторые норовят путать пошлость и банальность. Ипполит Ипполитыч изрекал не пошлости, господа, а банальности!
Но беда не в терминах. Какая, в принципе, нахрен разница, каким словом обозвать трюизм , пусть умные люди, филологи там всякие ("чтоб не обидеть буквоедов, напыщенных от всяких филологий или иных, особенно дотошных...", С. Берг) развлекаются, уточняя терминологию. Хуже, когда путаница в понятиях начинает смешивать добро и зло. А происходит это вот как. Наша образованщина увидит ярлык "пошлость" прибитый на заборе, и уже начинает исходить ядом непримиримого неприятия всего, что ей кажется пошлым. Скажем, этические нормы. У этики ведь есть одна беда, родовая травма: она вся состоит из формулировок, так любимых Ипполитом Ипполитовичем. Волга впадает в Каспийское море. Ну впадает она, ну ничего ты с этим не сделаешь! Убивать - плохо, воровать - плохо, сочувствовать жертве - хорошо, а палачу плохо! А это все банальности, трюизмы, но не пошлость.Вся наша культура, которая типа как бы христианская, выросла из необходимости определиться по отношению к "Жертве". Жертва - главное слово в христианстве. И есть два лагеря, которые стоят по разные стороны от Жертвы: те, кто Жертву приняли и имеют шанс на спасение, и те, кто проигнорировали, у них шансов на спасение существенно меньше. Да и ладно б религия, кого сейчас религией проймешь. Но этика, светская этика прочно усвоила, переварила и включила в себя те же принципы, хоть и отреклась от божественного их происхождения.
Я это вот к чему. Когда вы плывете по Волге, не чурайтесь банальностей, чтобы не было мучительно больно обнаружить себя в конце пути в Каспийском море, а не в Средиземном или Японском. Как бы ни было противно, помните: Волга впадает в Каспийское море ныне и присно и во веки веков, да благословит ее Аллах и приветствует! Аминь!


Рецензии