Влияние общества на формирование характера

Влияние общества на формирование характера

Каждый человек с момента рождения становится частью социума и по мере развития личности волей-неволей попадает под его влияние. Общество диктует нормы, правила и традиции, формирующие культуру народа, даёт оценку поступкам и мнениям людей. Общество может влиять на человека как положительно, так и отрицательно, развивая в нём положительные или негативные качества. Большему влиянию подвержены молодые люди с ещё не сформировавшимся характером. Люди, которые сильно зависят от окружающих, вынуждены подстраиваться под нормы и стереотипы, установленные обществом, чтобы избежать недопонимания и осуждения. Чаще всего мы сталкиваемся с негативным влиянием общества на молодёжь, когда родители говорят своему ребёнку что и как нужно делать, зачастую не давая свободы выбора и навязывая ему своё мнение о жизни и других людях, когда друзья подталкивают к плохим поступкам и вредным привычкам, а общество навязывает предубеждения и предрассудки.

Люди не рождаются сразу полноценными личностями, а становятся ими в процессе развития:обретая речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают их общественными существами. Личность-это социальная характеристика человека, а также осознание себя, внешнего мира и места в нем. Формирование личности-сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов:биологических и социальных.  Социальную группу представляет собой общество-отделившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Вне общества человек лишен своей социальной сущности. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. В течение всей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

Окружающий нас социум обычно четко определяет где черное, а где белое, но между этими двумя цветами в жизни, как известно, есть еще много оттенков и не смотря на бесспорное влияние общества на личность, очень многое в ее становлении и дальнейшем развитии зависит от степени самосовершенствования человека и от его стремления к состоянию внутренней гармонии и целостности, а также к компромиссному взаимодействию с окружающей его социальной средой.

Влияние общества на становление личности огромно и умалять его значимость на этом уровне ни в коем случае нельзя. Но и в дальнейшем, оно не прекращается. Мы постоянно оглядываемся на общепринятые правила жизни при выборе того или иного варианта взаимодействия с окружающими и пытаемся дать объективную оценку своему поведению согласно именно этим нормам. Социум может казнить, а может и короновать. Он вешает ярлыки, по которым определяется наш статус и место в иерархии себе подобных. Все это отражается на сильных и слабых сторонах нашей личности, заставляет вырабатывать умение приспосабливаться к ситуации в зависимости от обстоятельств.

Во-первых, практически всю свою жизнь человек обучается жить в самом сложном из существующих миров-в мире общественных отношений. Он проходит разные этапы социализации, осваивая различные социальные роли и культурные нормы. Только благодаря социализации индивид превращается в индивидуальность и личность. Социализация личности

Социализация-процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Формирование личности характеризуется последовательностью и поступательностью изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. По своему содержанию социализация-двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой-их постепенное усвоение индивидом.

Социализация должна начинаться в детстве, когда формируется человеческая личность и стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Подтверждением этому являются "дети джунглей"-существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Печальные истории этих людей наглядно доказали, что даже имея нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, нельзя научиться прямохождению, членораздельной и осознанной речи, приобрести навыки творческой трудовой деятельности вне нормальной социальной среды, вне общества. Социализация должна начинаться в детстве, когда формируется характер человека, развиваются его творческие наклонности, способности, таланты. Отношения, складывающиеся между человеком и окружающими в детстве, во многом определяют его взрослую жизнь-самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровых, а в реальных ситуациях.

Я хочу подчеркнуть, что социализация-хоть и индивидуальный процесс, но протекающий всегда под контролем окружающих людей. Они не только обучают, но и контролируют правильность выполнения усвоенных норм-ими осуществляется социальный контроль. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента-нормы как правила поведения и санкции как средства поощрения или наказания. Социальный контроль помогает человеку ориентироваться в многообразии общественных отношений и реализовать свои способности, таланты, идеи.

Сам человек, вовлечённый в непрерывный процесс социализации, накапливает определённый жизненный опыт, который есть результат его приспособления к окружающему миру и его преобразования. Именно социум формирует базовые ценности человека, непосредственно влияющие на характер преобразований, на судьбу общества. В условиях открытости современного мира мы видим, насколько разными являются эти ценности, как обостряется, например, в наши дни борьба между сторонниками гуманизма и фашизма. Высшие ценности и идеалы осуществляются не сами по себе, а в результате деятельности конкретных людей, государств, правительств, международных организаций, которые и составляют мировое сообщество и должны быть ответственны за судьбу планеты и человечества в целом.

Я считаю, что современное общество во многом формирует эту самую личность, но кто-то останавливается на этом и лишь дополняет инертную массу людей, повторяющих из века в век одно и то же, а кто-то берет бразды правления в свои руки и влияет на общество сам. всякий человек является личностью, но не всегда положительной или значимой для общества. Значимой личностью становятся люди, которые очень сильно этого хотят. Они развивают свои способности, стараются заниматься полезным делом. Личностью можно стать только в обществе, развиваясь в общении с людьми, внося свой вклад, развиваясь духовно.


Рецензии