Обрывки мыслей... 2
В потёртом пафосе строки
Совсем не с ангельской руки
Был дарен проискам традиций.
И величавость чалых прядей
По масти помелом пройдясь,
Порой греха вскрывала связь
С соблазнами в безгрешном взгляде.
Сиротством душ оправдан морок
Сомнений, павших на перо
Поранившихся о добро
Нарочных грубых оговорок.
Что от бесстыдства проку миру?
А что за прок ему в стыде?
Ни с тем, ни с этим по воде
Ходить не проще... так же сиро.
***
Я подержан давно и нещадно,
Я изрядно потрёпан, истёрт...
Бог Во мне истомился и чёрт...
Я остался ничьим... так досадно.
Всё хотелось незыблемой ласки
И опеки любимх людей....
Как простак, без особых затей,
Я доверьем дышал без опаски.
Под отравою лжи приворотной,
Подотчётен почету по дух,
Расстрепал душу в прах,крылья в пух...
Умудрившись прожить мимолётно.
***
Конь педальный на дальность не скачет.
Я об этом, как будто, не знал.
Стартом был изначально финал...
Ожиданий обман был прозрачен.
Отчего же надсадно тоскливо
На привыкшей к запрету душе,
Страх упасть на крутом вираже
С ощущеньем потери судачит?
Даже слова не вымолвил против...
Даже слуха не ранил о риск.
И какой из меня Василиск?
Так... амёба с пучком псевдоподий.
***
Будет снег или дождь... важно ли, право,
Что за хлопотам рада земля,
Если ей не перечат поля...
Если времени это по нраву?
До зерна долетит птица мира...
Взмах крыла... небо... солнце и твердь.
Жизнью правят рожденье и смерть.
Есть ли смысл в сотворенье кумира?
Под слова лягут мыслей зарубки,
По делам пробежит ветерок...
Холмик скроет досаду и прок
Под бесстрастною лапкой голубки.
***
Сотворить отраву...
Выдворить ораву...
Безрассудно ль...здраво...
Лишь бы по нраву
Диктатору права.
Негоже.
Съединить ли росы
Сева и покоса,
Не задав вопроса
Ведьме курносой
Про цель судьбоноса?
А сможем?
В омуте ли черти
Карту жизни чертят?
Коль хотите - верьте...
В жизни ли... в смерти...
Кто землю вертит -
Итожит.
***
Когда устанет тело брать
Запасов груды,
Придёт умеющий карать
За тяжесть блуда.
Тягаться с хитростью судьбы -
Игра дурная.
Суть внеземельной ворожбы
Никто не знает.
И остриём напрасных трат
Поранит время
Приблудного азарта фарт,
За тяготенье...
И только духа торжество
На телом бренным
Докажет право на родство
У слова с делом.
***
Мистерий яркая игра
Не станет истине обузой.
Сегодня, завтра и вчера
Весомы перечнем союзов:
И чести с мелочностью квот
На дозволенья откровений,
Где лжи изустной приворот
Бурлит горячностью по вене...
И сказочностью томных слов
О безотчётности влеченья,
И верой в нимбовость голов
Под маской неразоблаченья.
Стихия чувственных страстей
Не требует себе девиза.
Здесь было множество гостей...
С верхов элитности до низа.
И раб любил, и господин...
И нувориш любил, и нищий:
Не пощадившая седин,
Пощады никому не ищет.
Без слов способна заглушить
Весть о вопросе и ответе:
Дворцы, каморки, шалаши
Блистательны в любовном свете.
Рассветов нежность ляжет в тон
Полотен красочных закатов...
И чей-нибудь протяжный стон
Сроднится с муками распятых.
21.04.2018
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Многогранная рефлексия о жизненном пути, утраченных иллюзиях, противоречивости человеческого существования. Сквозные мотивы:
разочарование в амбициях и традициях;
внутренняя опустошённость и одиночество;
противостояние судьбы и воли;
любовь как универсальная сила, преодолевающая социальные границы;
бренность бытия и поиск смысла.
2. Основная мысль
Жизнь — череда противоречий: между возвышенным и низменным, надеждой и разочарованием, свободой и предопределённостью. Несмотря на боль и утраты, в ней сохраняется ценность духовного начала («духа торжество») и всеобъемлющей любви.
3. Композиция
7 разнообъёмных строф с нелинейным повествованием. Каждая часть — самостоятельный смысловой блок:
1;я: критика общественных условностей;
2;я: исповедь лирического героя о личной деградации;
3;я: осознание тщетности ожиданий;
4;я: философские размышления о цикличности жизни;
5;я: игра с мифологическими и мистическими образами;
6;я: противостояние судьбе и утверждение духа;
7;я: гимн любви как универсальной силе.
4. Стиль речи
Художественный с элементами философской лирики. Сочетает:
книжную лексику («мистерий», «ворожба», «нимбовость»);
разговорные обороты («так досадно», «так… амёба»);
архаизмы («сей», «оный»).
5. Тип речи
Преимущественно рассуждение с вкраплениями описания (образы природы, метафорические картины) и повествования (исповедальные фрагменты).
6. Средства связи
анафоры («Даже слова…», «И чести…», «И сказочностью…»);
параллелизмы («Жизнью правят рожденье и смерть»);
лексические повторы («прок», «дух», «любовь»);
антитезы («жизнь — смерть», «верх — низ», «раб — господин»);
риторические вопросы («Что от бесстыдства проку миру?»).
7. Средства выразительности
метафоры: «под отравою лжи приворотной», «расстрепал душу в прах», «лапкой голубки»;
эпитеты: «потёртый пафос», «чалые пряди», «грубые оговорки»;
олицетворения: «время поранит», «поля не перечат»;
символы: снег/дождь (неизбежность), конь педальный (бессмысленная активность), Василиск (мифическая тщетность);
аллюзии: отсылки к библейским мотивам («муки распятых»), мифологическим образам (Василиск);
инверсии: «Падеж подержанных амбиций», «Под отравою лжи приворотной»;
градация: «остался ничьим… так досадно».
8. Ритмика и звучание
свободный стих с переменным ритмом;
ассонансы на «о», «а» создают ощущение тоски и раздумья;
аллитерации на «с», «з», «ш» передают шепот, сомнение («с ощущеньем потери судачит»).
9. Общая тональность
Меланхоличная, исповедальная, с редкими проблесками примирения. Лирический герой проходит путь от отчаяния к осознанию универсальности человеческих переживаний.
Свидетельство о публикации №118042100744