Заметка о концерте - О высоком, изысканном, вечном

Заметка о концерте из музыкальной галереи
«О  ВЫСОКОМ,  ИЗЫСКАННОМ,  ВЕЧНОМ…»


                Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца.
                М. Равель

  Часто случается, что весьма интересные события не освещаются достойным образом ни средствами массовой информации города, ни самой филармонией. И о них можно узнать только из репертуарного плана на ближайший месяц или на официальном сайте организации. Вы не встретите их афиш на стендах, флаеров на концертных площадках, и в группах различных социальных сетей вы о них тоже не прочтете. В лучшем случае – узнаете от знакомых или заранее (целенаправленно) изучите весь репертуар в поисках программы. На всеобщую огласку и рекламу с целью максимального привлечения аудитории не надейтесь. А искренний восторг вызывают как раз именно такие программы – мало кем замеченные, культурные проекты из разряда «темных лошадок». Но как мы помним из оригинала – «…темная лошадка, о которой никто и подумать не мог, и даже не замечал в списке, триумфально промчалась мимо трибун». Подобным событием стал концерт, состоявшийся 18 апреля в музыкальной галерее камерного зала филармонии, – концерт из цикла «Салонные вечера» с традиционным подзаголовком «О высоком, изысканном, вечном…».
  В этот раз небольшое пространство картинной галереи, где каждый исполнитель почти тет-а-тет со слушателем, было расцвечено музыкальной живописью – пожалуй, живописью самой искусной и сложной в своей звуковой палитре. Главный художник и центральная фигура концерта – молодой и талантливый скрипач, артист Новосибирского академического симфонического оркестра Ростислав Карчагин. Вместе с Ксенией Прялкиной (фортепиано) и Дмитрием Четвериковым (валторна) им были исполнены сочинения Брамса и Равеля – трио и сонаты. Также в первом отделении слушателям представилась прекрасная возможность познакомиться с камерным произведением более расширенного состава – с ми-бемоль мажорным квинтетом Моцарта.
  Но остановиться мне хотелось бы именно на сонатах для скрипки и фортепиано. Первой кульминацией вечера, завершающей отделение, стала, конечно же, соната Мориса Равеля. Диалог инструментов, насыщенная тембровость которых обусловлена принципом самостоятельности каждого, звучал и виртуозно, и зажигательно, при этом нисколько не теряя в изяществе и галантном обаянии. Здесь и свобода экстравагантной второй части («блюз»), и рискованный финал (который по указанию композитора должен играться «как можно быстрее»), и освобождение от штампов и клише. Исполнение этой сонаты, думаю, стало главным откровением вечера. Как в одном политональном мире «невозможное сделать возможным», а абстрактную тайну наполнить зримым ощущением и превратить в простую истину, – что «музыка живописнее любых картин». Часто ли звучание скрипки пленит и чарует вас именно своей природной «теплотой» (а не «рыдает» по-бальмонтовски или немножко нервно «дергается, упрашивая», как это было у Маяковского), когда ее богатый диапазон оттенков способен воссоздать художественные образы вечного… изысканного и высокого?   
  Второе отделение, полностью посвященное творчеству Иоганнеса Брамса, состояло из второй сонаты и трио для фортепиано, скрипки и валторны. Но мало играть Брамса «как написано в нотах», нужно чувствовать и мыслить так, как это делал Брамс. И в том большое достижение – не только пропустить музыку через себя, но и позволить себе стать частью этой музыки. А Брамс – всегда некая магия: чувств, эмоций, мыслей. Колдовство тайного ремесла, требующего непрестанного совершенствования от исполнителя. Соблюдение баланса между лирическим и виртуозным началом, между драматической экспрессией и светлой поэтикой – особая задача. И переживание чувственной экзальтации (как музыкантами, так и публикой) в результате принятия и исполнения этой задачи – вот настоящий катарсис, который молодым музыкантам следует зачесть за подвиг. 
  Концерт – столько же «вызов будущему», сколь триумф справедливости настоящего, и заключается он в простом: когда ты выходишь из зала и думаешь о том, что «сейчас-то жизнь по-настоящему прекрасна, несмотря ни на что…»
  Потому особая благодарность солисту и всем участникам концерта, получившимся удачным настолько, что даже некоторые раскрученные события недавно прошедших фестивалей на фоне этого концерта меркнут.



М. Мендель, студентка факультета журналистики.
20.04.2018


Рецензии
Благославляем побольше сокровенных классических концертов, на которых происходит не только высокое исполнение бессмертной музыки, но и лепятся человеческие души через сердце музыканта в новом аутентичном свете....
у нас в одессе, очень музыкальном городе, много происходит прекрасных концертов , но я получаю самое большое удовольствие именно в малых залах---в основном в консерватории--где молодые сердца под руководством гениального дирижера--- Сергея Мацаяна исполняют великую музыку именно так, как сыграл бы сам композитор... Мацаяну уже 86 лет а он благодаря музыке как свежая роза---благоухает и горит новыми творческими идеями!
где еще возможно такое полнокровное , здоровое и чистое бытие? как не в музыке?

с теплом


Ирина Коноваленко   13.11.2018 22:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.