Сила слова во благо и на гибель - часть 46я Здоров

1я публикация части 46й («Здоровы будьте»)
на Стихи ру 2018 04 19 


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



       (**2018 03 31 Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию… 
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******




                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 46я
                («ЗДОРОВЫ БУДЬТЕ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
(немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»
 
(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.
 

_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB   
Мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                ** NB
ещё раз:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в              предлагаемой форме –

на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))



=================== Часть 46 я «ЗДОРОВЬЕ» =

__ С этой (46й) части прекращаю нумерацию, начатую с части 1й - по некоторым причинам.
Причины в прошлом.
Теперь – в каждой подборке отдельно.

__________________ Вспомнилась песенка из старого фильма  «Точка, точка, запятая...:»
Фильм подзабыт – песенка живёт.



«Считают солидные люди,
И можно смело поверить им,
Что если здоровым не будешь,
То будешь скорей всего больным.

Поэтому снова и снова
Мы вам готовы повторять:
"Будьте здоровы, будьте здоровы,
Будьте любезны не хворать. "

Слова Юлия Кима, музыка Геннадия Гладкова)



____________________ Будьте здоровы!

Спасибо, спасибо  врачам за их труды.
Но и нам не плошать.



___________________ № 1 Николай Заболоцкий «Записки старого аптекаря»


1
Красотка Акулина захворала,
Но скоро ей уже полегче стало.
А ведь не будь у нас пенициллина,
Пожалуй, померла бы Акулина!
2
Прочел стишки про то,
Как некий папский нунций
Глотал мышьяк
По сто пятнадцать унций.
Заметно сразу, что поэт
Фармацевтический не кончил факультет.
3
Не спал всю ночь: всё вспоминал, как дыни
В учебнике зовутся по-латыни.
4
Болтают, что в соседнем переулке
Какой-то бывший князь,
Имея драгоценности в шкатулке,
Скончался, не лечась.
Дивлюся я такому человеку:
Хоть ты и князь, но уважай аптеку!
5
Как хорошо, что дырочку для клизмы
Имеют все живые организмы!
6
И в нищей хижине, и в спальне у монарха
Полезно пользоваться кружкою Эсмарха.
7
Один известный врач
Перед обедом кушал «спотыкач».
И что ж вы думаете? У того врача
Всегда была прекрасная моча.
8
«Бессмертны мы», — сказал мудрец Агриппа,
Но обмишурился и помер он от гриппа.
9
В истории имеются примеры,
Как от болезней гибнут маловеры.
А вот поди ж ты! И до сей поры
Иной не верит в пользу камфары!
10
Как странно: у Ильи-гомеопата,
Как и у нас, по рупь пятнадцать вата!
11
Дай хоть йоду идиоту —
Не поможет ни на йоту.




_________________________________ № 2 Ирина Грекова «Фазан»


«Новые впечатления. Вместо привычной эстонки Зальме -  кухарка  Матреша, толстая, красная, лицо, как раковая шейка. Зевала, крестила рот, говорила:
"Господи-батюшка, помилуй, отец, по грехам нашим". Любила петь песни. Одна - всем известная "Маруся отравилась". Другая - он ее ни от кого больше  не
слышал, кроме Матреши. Мотив с завитушками,  а  слова  такие:  "Любила  я, страдала я, а он-а-подлец-а-забыл  меня".  "Подлецом",  видимо,  был  друг
Матреши китаец Ходя. Длинная  коса,  мягкие  туфли  на  высокой  войлочной подошве,  доброе,  но  загадочно-раскосое  лицо.  Ходя  торговал  с  лотка
вырезными  игрушками  из  папиросной  бумаги.  Яркие  -   ядовито-розовые, голубые, лиловые, аккуратно сложенные гармошкой. Развернешь гармошку  -  и сразу шар! Интересно. А еще интереснее были зернышки, с  виду  невзрачные,
беловатые, как лимонные семечки. Их надо было размочить в  теплой  воде  - тогда они  разбухали,  становились  слониками,  обезьянками,  человечками.
Когда Ходя являлся в дом, к Матреше в ее комнатку при кухне,  -  у  детей, Феди с Варей, был праздник: каждый  раз  что-нибудь  им  перепадало.  Ходя
говорил: "Бели, далю" (бери, дарю). Кажется, это были единственные русские слова, которые он знал. Добрый! Однажды Федя прямо спросил его: "А  почему вы подлец?" Китаец не понял и мелко-мелко закивал головой, как игрушечный.
Были тогда в обиходе игрушки: фарфоровые китайцы. Голова, вставленная шеей в круглую дырку, не закреплена, качается. Ставился такой китаец  на  комод или шкаф и кивал-кивал... Точь-в-точь Ходя.
   Ходя не говорил по-русски,  а  Матреша,  естественно,  по-китайски,  но как-то они договаривались. Наверно, любили друг друга, хотя он, подлец,  и забывал ее и часто подолгу не приходил. Тогда Матреша распухала от слез  и вся исходила пением.
   Матреша с Ходей - первый случай любви, с которым он встретился в жизни.
Он понял, что любовь - нечто опасное, роковое, горестное. Матрешина любовь кончилась ужасно - она умерла. Загадочно, в страшных  мучениях.  Никто  из докторов не мог спасти. Как в песне про Марусю, которая отравилась:

   Свезли ее у больницу,
   Поклали на-а кровать,
   Два доктора с сестрицей
   Старалися-я спасать.

   Не спасли. Из разговоров  старших  (опять  подслушивал)  понял:  смерть Матреши как-то была  связана  с  ее  любовью,  с  Ходей.  Теперь-то  Федор
Филатович понимал, что умерла она  от  неумелого,  кустарного  аборта,  но тогда был убежден, что от самой любви, что любовь  -  страшная  и  опасная
болезнь, от которой умирают...
   Не было ли это предупреждением - в  самом  начале  жизни!  -  чтобы  не шутить с любовью? А он шутил, играл... Впрочем,  не-надо  об  этом.  Лучше опять разматывать нитку памяти о детстве - пусть рваную, всю в узелках».




_______________ № 3 Константин Бальмонт «Тринадцать сестёр»


«Сёстры, сёстры, Лихорадки,
Поземельный взбитый хор!
Мы в Аду играли в прятки.
Будет! Кверху! Без оглядки!
Порадеет хор сестёр.

Мы остудим, распростудим,
Разогреем, разомнём.
Мы проворны, ждать не будем.
Сёстры! Сёстры! Кверху! К людям!
Вот, мы с ними. Ну, начнем.

Цепко, крепко, Лихорадки,
Снова к играм, снова в прятки.
Человек — забава нам.
Сёстры! Сёстры! По местам!
Все тринадцать — с краснобаем
Где он? Жив он? Начинаем.

;Ты, Трясея, дай ему
;Потрястись, попав в тюрьму.

;Ты, Огнея, боль продли,
;Прах земли огнём пали.

;Ты, Ледея, так в озноб
;Загони, чтоб звал он гроб.

;Ты, Гнетея, дунь на грудь,
;Камнем будь, не дай дохнуть.

Ты, Грудея, на груди
;Лишку, вдвое погоди.

;Ты, Глухея, плюнь в него,
;Чтоб не слышал ничего.

;Ты, Ломея, кости гни,
;Чтобы хрустнули они.

;Ты, Пухнея, знай свой срок.
;Чтоб распух он, чтоб отёк.

;Ты, Желтея, в свой черёд,
;Пусть он, пусть он расцветёт.

Ты, Корчея, вслед иди,
;Ручки, ноженьки сведи.

;Ты, Глядея, встань как бес,
;Чтобы сон из глаз исчез.

;Ты, Сухея, он уж плох,
Сделай так, чтоб весь иссох.

;Ты, Невея, всем сестра,
;Пропляши ему «Пора».

В Человеке нет догадки.
Цепки, крепки Лихорадки.
Всех Сестёр тринадцать нас.
Сёстры! Книзу! Кончен час»!




______________ № 4 Джеральд Даррелл «Моя семья и другие звери»


«В тот день все наше  семейство имело довольно неприглядный вид, так как плохая погода принесла  с собой весь обычный набор простуд, которые мы очень легко схватывали. Для меня, растянувшегося на полу с коллекцией раковин, она принесла  сильный насморк, залив мне, словно цементом, весь череп, так что я с  хрипом дышал через открытый рот.  У моего брата  Лесли, примостившегося у зажженного камина, были  воспалены  оба уха,  из них  беспрестанно  сочилась кровь.  У сестры  Марго  прибавились  новые  прыщики на  лице,  и  без  того испещренном красными точками. У мамы сильно текло из носа и вдобавок начался приступ ревматизма. Только моего старшего брата Ларри  болезнь не коснулась,
но было уже достаточно и того, как он злился, глядя на наши недуги.
     Разумеется, Ларри все это и  затеял.  Остальные в то  время просто не в состоянии были думать еще  о чем-нибудь, кроме своих болезней, но Ларри само
Провидение предназначило для того, чтобы нестись  по жизни маленьким светлым фейерверком и  зажигать мысли в  мозгу у других  людей, а потом, свернувшись милым котёночком,  отказываться от  всякой ответственности за последствия. В
тот день злость  разбирала Ларри со  все нарастающей  силой, и вот  наконец, окинув  комнату  сердитым  взглядом,  он  решил  атаковать  маму  как  явную
виновницу всех бед.
     --  И  чего  ради  мы  терпим  этот  проклятый климат?  --  спросил  он неожиданно, поворачиваясь к залитому  дождем окну.-- Взгляни вон туда! И, уж
если  на  то  пошло, взгляни  на  нас...  Марго  раздулась,  как  тарелка  с распаренной кашей... Лесли  слоняется по комнате, заткнув  в  каждое ухо  по
четырнадцать саженей ваты... Джерри говорит так, будто он родился с  волчьей пастью... И посмотри на себя! С каждым днем ты выглядишь все кошмарнее.
     Мама  бросила  взгляд  поверх  огромного тома  под  названием  "Простые рецепты из Раджпутаны" и возмутилась.
     -- Ничего подобного! -- сказала она.
     --  Не  спорь,-- упорствовал Ларри.--  Ты  стала  выглядеть  как  самая настоящая прачка... а дети  твои напоминают серию иллюстраций из медицинской
энциклопедии.
     На эти слова мама не  смогла  подыскать вполне  уничтожающего  ответа и поэтому ограничилась  одним  лишь  пристальным  взглядом,  прежде  чем снова скрыться за книгой, которую она читала.
     --Солнце... Нам нужно солнце!--продолжал  Ларри.---Ты согласен, Лесс?..
Лесс... Лесс! Лесли  вытащил  из  одного уха  большой  клок ваты.  -- Что ты сказал? -- спросил он.
     --  Вот  видишь! --  торжествующе  произнес Ларри,  обращаясь к маме.--Разговор с ним превращается в сложную процедуру. Ну, скажи на милость, разве это  дело? Один брат не слышит, что  ему говорят, другого  ты сам  понять не можешь.  Пора  наконец  что-то  предпринять. Не  могу же  я  создавать  свою бессмертную  прозу  в  такой  унылой  атмосфере,   где  пахнет  эвкалиптовой
настойкой. 
--  Конечно,  милый,--  рассеянно  отвечала  мама. --  Солнце,-- говорил Ларри, снова приступая к  делу.-- Солнце, вот что нам нужно... край, где мы могли бы расти на свободе.
     -- Конечно,  милый,  это  было бы славно,-- соглашалась мама, почти  неслушая его.
     -- Сегодня утром  я получил  письмо от Джорджа. Он  пишет, что Корфу -- восхитительный остров. Может быть, стоит собрать вещички и поехать в Грецию?
     -- Конечно, милый, если тебе хочется,- неосторожно произнесла мама.
     Там,  где  дело  касалось  Ларри,  мама  обычно  действовала с  большой осмотрительностью,  стараясь не связывать себя словом. -- Когда?  -- спросил
Ларри,  удивившись ее покладистости.  Мама, поняв  свою  тактическую ошибку, осторожно опустила "Простые рецепты из Раджпутаны".
     --  Мне  кажется, милый,--  сказала она,--  тебе лучше  поехать  сперва одному  и все уладить. Потом ты напишешь мне,  и, если там  будет хорошо, мы
все к  тебе приедем.
Ларри посмотрел на нее испепеляющим  взглядом. -- То же самое ты  говорила, когда  я предложил ехать  в Испанию,-- напомнил  он.—Я просидел в Севилье  целых два  месяца в  ожидании вашего  приезда, а ты лишь писала  мне  длинные письма  о питьевой воде  и  канализации,  словно  я был секретарем муниципального  совета или  вроде  того.  Нет  уж,  если ехать  в Грецию, то только всем вместе.
     -- Ты  все преувеличиваешь, Ларри,-- жалобно сказала мама.-- Во  всяком случае, я не могу так вот сразу уехать.  Надо что-то решить с этим домом. --
Решить? Господи, ну что тут решать? Продай его, вот и всё.
     --  Я  не  могу  этого сделать,  милый,--  ответила  мама,  потрясённая подобным  предложением.  --  Не можешь? Почему  не  можешь? -- Но ведь я его
только что купила. -- Вот и продай, пока он еще не облупился.
     -- Не говори глупостей, милый. Об этом даже речи быть не может,-- твердо заявила мама.-- Это было бы просто безумием.
     И вот мы продали дом и, как стая перелётных ласточек, унеслись на юг от хмурого английского лета».

(Перевод: Л.А.Деревянкиной)




____________________ № 5 Спайк Миллиган «Геройские стихи у двери в зубной кабинет»


«Отмщенье, отмщенье — зубным докторам!
И нет им прощения в мире!
Их длинным иголкам, их гнутым щипцам,
Их гнусным «откройте пошире»!
Их пыточным креслам, их жутким речам
О кариесе и пульпите!
Отмщенье, отмщенье — зубным палачам
С их подлым «чуть-чуть потерпите»!
Их сверлам, жужжащим, как злая оса,
От бешеного вращенья,
Их ваткам, их лампам, слепящим глаза, —
Отмщенье, отмщенье, отмщенье»!




_________________ № 6 Лев Толстой «Анна Каренина»


«В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления ее ослабевающих сил. Она была больна, и с приближением весны здоровье ее становилось хуже. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо, потом лапис, но так как ни то, ни другое, ни третье не помогало и так как он советовал от весны уехать за границу, то приглашен был знаменитый доктор. Знаменитый доктор, не старый еще, весьма красивый мужчина, потребовал осмотра больной. Он с особенным удовольствием, казалось, настаивал на том, что девичья стыдливость есть только остаток варварства и что нет ничего естественнее, как то, чтоб еще не старый мужчина ощупывал молодую обнаженную девушку. Он находил это естественным, потому что делал это каждый день и при этом ничего не чувствовал и не думал, как ему казалось, дурного, и поэтому стыдливость в девушке он считал не только остатком варварства, но и оскорблением себе.Надо было покориться, так как, несмотря на то, что все доктора учились в одной школе, по одним и тем же книгам, знали одну науку, и несмотря на то, что некоторые говорили, что этот знаменитый доктор был дурной доктор, в доме княгини и в ее кругу было признано почему-то, что этот знаменитый доктор один знает что-то особенное и один может спасти Кити. После внимательного осмотра и постукиванья растерянной и ошеломленной от стыда больной знаменитый доктор, старательно вымыв свои руки, стоял в гостиной и говорил с князем. Князь хмурился, покашливая, слушая доктора. Он, как поживший, не глупый и не больной человек, не верил в медицину и в душе злился на всю эту комедию, тем более что едва ли не он один вполне понимал причину болезни Кити. «То-то пустобрех», — думал он, применяя в мыслях это название из охотничьего словаря к знаменитому доктору и слушая его болтовню о признаках болезни дочери. Доктор между тем с трудом удерживал выражение презрения к этому старому баричу и с трудом спускался до низменности его понимания. Он понимал, что с стариком говорить нечего и что глава в этом доме — мать. Пред нею-то он намеревался рассыпать свой бисер. В это время княгиня вошла в гостиную с домашним доктором. Князь отошел, стараясь не дать заметить, как ему смешна была вся эта комедия. Княгиня была растеряна и не знала, что делать. Она чувствовала себя виноватою пред Кити.— Ну, доктор, решайте нашу судьбу, — сказала княгиня. — Говорите мне всё. — «Есть ли надежда?» — хотела она сказать, но губы ее задрожали, и она не могла выговорить этот вопрос. — Ну что, доктор?..— Сейчас, княгиня, переговорю с коллегой и тогда буду иметь честь доложить вам свое мнение.— Так нам вас оставить?— Как вам будет угодно.Княгиня, вздохнув, вышла.Когда доктора остались одни, домашний врач робко стал излагать свое мнение, состоящее в том, что есть начало туберкулезного процесса, но... и т. д. Знаменитый доктор слушал его и в середине его речи посмотрел на свои крупные золотые часы.— Так, — сказал он. — Но...Домашний врач замолк почтительно на середине речи.— Определить, как вы знаете, начало туберкулезного процесса мы не можем; до появления каверн нет ничего определенного. Но подозревать мы можем. И указания есть: дурное питание, нервное возбуждение и прочее. Вопрос стоит так: при подозрении туберкулезного процесса что нужно сделать, чтобы поддержать питание?— Но, ведь вы знаете, тут всегда скрываются нравственные, духовные причины, — с тонкою улыбкой позволил себе вставить домашний доктор.— Да, это само собой разумеется, — отвечал знаменитый доктор, опять взглянув на часы. — Виноват; что, поставлен ли Яузский мост или надо все еще кругом объезжать? — спросил он. — А! поставлен. Да, ну так я в двадцать минут могу быть. Так мы говорили, что вопрос так поставлен: поддержать питание и исправить нервы. Одно в связи с другим, надо действовать на обе стороны круга.— Но поездка за границу? — спросил домашний доктор.— Я враг поездок за границу. И изволите видеть: если есть начало туберкулезного процесса, чего мы знать не можем, то поездка за границу не поможет. Необходимо такое средство, которое бы поддерживало питание и не вредило.И знаменитый доктор изложил свой план лечения водами Соденскими, при назначении которых главная цель, очевидно, состояла в том, что они повредить не могут.Домашний доктор внимательно и почтительно выслушал.— Но в пользу поездки за границу я бы выставил перемену привычек, удаление от условий, вызывающих воспоминания. И потом матери хочется, — сказал он.— А! Ну, в этом случае, что ж, пускай едут; только повредят эти немецкие шарлатаны... Надо, чтобы слушались... Ну, так пускай едут.Он опять взглянул на часы.— О! уже пора, — и пошел к двери.Знаменитый доктор объявил княгине (чувство приличия подсказало это), что ему нужно видеть еще раз больную.— Как! еще раз осматривать! — с ужасом воскликнула мать.— О нет, мне некоторые подробности, княгиня.— Милости просим.И мать, сопутствуемая доктором, вошла в гостиную к Кити. Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда, Кити стояла посреди комнаты. Когда доктор вошел, она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами. Вся ее болезнь и леченье представлялись ей только глупою, даже смешною вещью! Лечение ее представлялось ей столь же смешным, как составление кусков разбитой вазы. Сердце ее было разбито. Что же они хотят лечить ее пилюлями и порошками? Но нельзя было оскорблять мать, тем более что мать считала себя виноватою.— Потрудитесь присесть, княжна, — сказал знаменитый доктор.Он с улыбкой сел против нее, взял пульс и опять стал делать скучные вопросы. Она отвечала ему и вдруг, рассердившись, встала.— Извините меня, доктор, но это, право, ни к чему не поведет, и вы у меня по три раза то же самое спрашиваете.Знаменитый доктор не обиделся.— Болезненное раздражение, — сказал он княгине, когда Кити вышла. — Впрочем, я кончил...И доктор пред княгиней, как пред исключительно умною женщиной, научно определил положение княжны и заключил наставлением о том, как пить те воды, которые были не нужны. На вопрос, ехать ли за границу, доктор углубился в размышления, как бы разрешая трудный вопрос. Решение, наконец, было изложено: ехать и не верить шарлатанам, а во всем обращаться к нему.Как будто что-то веселое случилось после отъезда доктора. Мать повеселела, вернувшись к дочери, и Кити притворилась, что она повеселела. Ей часто, почти всегда, приходилось теперь притворяться.— Право, я здорова, maman. Но если вы хотите ехать, поедемте! — сказала она и, стараясь показать, что интересуется предстоящею поездкой, стала говорить о приготовлениях к отъезду».




_____________________________ № 7 Евгений Боратынский  «Болезнь»


«Други! радость изменила,
Предо мною мрачен путь,
И болезнь мне положила
Руку хладную на грудь.
Други! станьте вкруг постели.
Где утех златые дни?
Быстро, быстро пролетели
Тенью лёгкою они.
Всё прошло; ваш друг печальный
Вянет в жизни молодой,
С новым утром погребальный,
Может быть, раздастся вой, —
И раздвинется могила,
И заснёт, недвижный, он,
И твоё лобзанье, Лила,
Не прервёт холодный сон.
Что нужды! До новоселья
Поживём и пошалим,
В память прежнего веселья
Шумный кубок осушим.
Нам судьба велит разлуку…
Как же быть, друзья? – Вздохнуть,
На распутье сжать мне руку
И сказать: счастливый путь»!
{1821}




____________________ № 8 Александр Куприн «Молох»


«— Да так... вообще... все скверно. Ну как, доктор, ваша больница?— Наша больница ничего... живет. Сегодня очень интересный хирургический случай был. Ей-богу, и смешно и трогательно. Представьте себе, приходит на утренний осмотр парень, из масальских каменщиков. Эти масальские ребята, какого ни возьми, все, как на подбор, богатыри. «Что тебе?» — спрашиваю. «Да вот, господин дохтур, резал я хлеб для артели, так палец маненечко попортил, руду никак не уймешь». Осмотрел я его руку: так себе, царапинка, пустяки, но нагноилась немного; я приказал фельдшеру положить пластырь. Только вижу, парень мой не уходит. «Ну, чего тебе еще надо? Заклеили тебе руку, и ступай». — «Это верно, говорит, заклеили, дай бог тебе здоровья, а только вот што, этто башка у меня трешшыть, так думаю, заодно и напротив башки чего-нибудь дашь». — «Что же у тебя с башкой? Треснул кто-нибудь, верно?» Парень так и обрадовался, загоготал. «Есть, говорит, тот грех. Ономнясь, на Спаса (это, значит, дня три тому назад), загуляли мы артелью да вина выпили ведра полтора, ну, ребята и зачали баловать промеж себя... Ну, и я тоже. А опосля... в драке-то нешто разберешься?.. ка-ак он меня зубилом саданул по балде... починил, стало быть... Сначала-то оно ничего было, не больно, а вот теперь трешшыть башка-то». Стал я осматривать «балду», и что же вы думаете? — прямо в ужас пришел! Череп проломлен насквозь, дыра с пятак медный будет величиною, и обломки кости в мозг врезались... Теперь лежит в больнице без сознания. Изумительный, я вам скажу, народец: младенцы и герои в одно и то же время. Ей-богу, я не шутя думаю, что только русский терпеливый мужик и вынесет такую починку балды. Другой, не сходя с места, испустил бы дух. И потом, какое наивное незлобие: «В драке нешто разберешь?..» Черт знает что такое»!




_______________________________________________ № 9 Александр Пушкин
N. N. (В. В. Энгельгардту)


«Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой;
Его мучительная лапа
Не тяготеет надо мной.
Здоровье, легкий друг Приапа,
И сон, и сладостный покой,
Как прежде, посетили снова
Мой угол тесный и простой.
Утешь и ты полубольного!
Он жаждет видеться с тобой,
С тобой, счастливый беззаконник,
Ленивый Пинда гражданин,
Свободы, Вакха верный сын,
Венеры набожный поклонник
И наслаждений властелин!
От суеты столицы праздной,
От хладных прелестей Невы,
От вредной сплетницы молвы,
От скуки, столь разнообразной,
Меня зовут холмы, луга,
Тенисты клены огорода,
Пустынной речки берега
И деревенская свобода.
Дай руку мне. Приеду я
В начале мрачном сентября:
С тобою пить мы будем снова,
Открытым сердцем говоря
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного».




________________ № 10 Лев Мей «Н.С. Курочкину»


«Я люблю в вас не врача,
Не хвалю, что честно лечите,
Что рецептами сплеча
Никого не искалечите.
Я люблю в вас смелость дум,
Руку дружественно-твердую,
И пытливо-гордый ум,
И борьбу с невзгодой гордую...»

6 декабря 1860




_____________________________________________ № 11 Никколо Маккиавелли
(Из переписки)


«К сожалению, правда почти всегда бывает неостроумна.
Был у всей медицины: распознать умеют отлично, всю болезнь расскажут тебе как по пальцам, ну а вылечить не умеют. Студентик тут один случился восторженный: если вы, говорит, и умрете, то зато будете вполне знать, от какой болезни умерли! Опять-таки эта их манера отсылать к специалистам: мы, дескать, только распознаем, а вот поезжайте к такому-то специалисту, он уже вылечит. Совсем, совсем, я тебе скажу, исчез прежний доктор, который ото всех болезней лечил, теперь только одни специалисты и всё в газетах публикуются».




__________________ № 12 Роберт Бернс «Ода к зубной боли»


 «Ты, завладев моей скулой,
 Пронзаешь десны мне иглой,
 Сверлишь сверлом, пилишь пилой
 Без остановки.
 Мечусь, истерзанный и злой,
 Как в мышеловке.
 
 Так много видим мы забот,
 Когда нас лихорадка бьет,
 Когда подагра нас грызет
 Иль резь в желудке.
 А рта боль - предмет острот
 И праздной шутки!
 
 Бешусь я, исходя слюной,
 Ломаю стулья, как шальной,
 Когда соседи надо мной
 В углу хохочут.
 Пускай их бесы бороной
 В аду щекочут!
 
 Всегда жила со мной беда -
 Неурожай, недуг, нужда,
 Позор неправого суда,
 Долги, убытки...
 Но не терпел я никогда
 Подобной пытки!
 
 И я уверен, что в аду,
 Куда по высшему суду
 Я непременно попаду
 (В том нет сомнений!),
 Ты будешь первою в ряду
 Моих мучений.
 
 О дух раздора и войны,
 Что носит имя сатаны
 И был низвергнут с вышины
 За своеволье,
 Казни врагов моей страны
 Зубною болью»!





_________________________________ № 13 Мария Башкирцева «Дневник»

_______ Личность Марии Башкирцевой, судьба –
тема для отдельного разговора.
Немного – из её знаменитого «Дневника».


   «К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда,-- остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.
   Во-первых, я очень долго писала, совершенно об этом не думая; а потом -- я писала и пишу безусловно искренно именно потому, что надеюсь быть изданной и прочитанной. Если бы эта книга не представляла точной, абсолютной, строгой правды, она не имела бы никакого смысла. И я не только все время говорю то, что думаю, но могу сказать, что никогда, ни на одну минуту не хотела смягчать того, что могло бы выставить меня в смешном или невыгодном свете. Да и наконец, я для этого слишком высоко ставлю себя. Итак, вы можете быть вполне уверены, благосклонный читатель, что я вся в этих страницах. Быть может, я не представляю достаточного интереса для вас, но не думайте, что это я, думайте, что это просто человек, рассказывающий вам все свои впечатления с самого детства. Это очень интересный человеческий документ. Спросите у Золя, или Гонкура, или Мопассана. Мой дневник начинается с 12 лет, хотя представляет интерес только с 15--16 лет. Таким образом остается пополнить недостающее, и я намерена написать нечто вроде предисловия, которое даст возможность лучше понять этот литературный и человеческий памятник.

^…^

1884 год
   Пятница, 4 января. Да, я чахоточная и болезнь продвигается.
   Я больна, никто ничего об этом не знает, но у меня каждый вечер лихорадка, вообще плохо, и мне скучно говорить об этом.

^…^

Вторник, 11 марта. Идет дождь. Но не только это... мне нездоровится... Все это так несправедливо. Небо слишком жестоко ко мне.
   Я еще в тех годах, когда можешь входить в известный экстаз даже при мысли о смерти.
   Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами... я все люблю до обожания. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало.
   Эта всемирная любовь не есть чувство чахоточной: я всегда была такая, и я помню как раз, десять лет тому назад, я писала (1874 г.), перечислив прелести различных времен года: "Напрасно захотела бы я выбрать: все времена года хороши, все возрасты -- вся жизнь".
   "Надо все!"
   "Надо природу, перед ней все ничтожно".
   "Одним словом все в жизни мне нравится, мне все приятно и, прося счастья, я нахожу свою прелесть и в несчастье. Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!"

^…^

   Четверг, 9 октября. Вы видите -- я ничего не делаю. У меня все время лихорадка. Оба мои доктора ничего не стоят. Я позвала Потена и опять отдалась в его лапы. Он меня вылечил один раз. Он добр, внимателен, честен. Но, кажется, моя худоба и все остальное зависит не от груди; это совершенно случайная, схваченная мною штука, о которой я не говорила, надеясь, что и так пройдет, и заботясь только о легких, которые не в худшем состоянии, чем прежде. Но к чему докучать вам всеми моими недугами! Дело в том, что я не могу ничего делать!.. Ничего! Вчера я начала одеваться, чтобы поехать в лес, и два раза готова была отказаться от этого -- такая слабость. Но все-таки я туда добралась.
   Воскресенье, 12 октября. Я уже не могла выйти. Я совсем больна, хотя и не лежу. О, Боже мой. Боже мой! А моя картина, моя картина! Моя картина!
   Жулиан пришел навестить меня. Так, значит, уже говорят, что я больна?
   Увы! Как скрыть это? И как пойти к Бастьен-Лепажу?
   Четверг, 16 октября. У меня ежедневно ужасные истощающие лихорадки. Я провожу целые дни в зале, переходя с кресла на диван.
   Дина читает мне романы.
   Я более совсем не могу выходить, но бедный Бастьен-Лепаж выходит. Его приносят сюда, он устраивается в кресле, вытянув ноги на подушках. Я -- совсем подле, в другом кресле, и так время проходит до шести часов. Я укутана массой кружев, плюша. Все это белое, только разных оттенков. У Бастьен-Лепажа глаза расширяются от удовольствия
   -- О, если бы я мог писать!
   А я?
   Кончена картина этого года.
   Суббота, 18 октября. Бастьен-Леоаж приходит почти ежедневно. Мать его возвратилась, и пришли все втроем.
   Потен приходил вчера. Мне не лучше.
   Воскресенье, 19 октября. За обедом у нас были Тони и Жулиан.
   Понедельник. 20 октября. Несмотря на прекрасную погоду, Бастьен-Лепаж вместо того, чтобы отправиться в лес, приходит ко мне. Он почти не может ходить: брат поддерживает его под руки, почти несет его.
   Один раз в кресле ему сделалось дурно... А разные бездельники преспокойно здравствуют... Эмиль -- превосходный брат. Он сносит и втаскивает Жюля на своих плечах на их третий этаж. Дина оказывает мне такую же преданность. Вот уже два дня, как постель моя в большой гостиной, но она разгорожена ширмами, табуретами, роялем, так что совсем незаметно... Мне слишком трудно подниматься по лестнице...
 

                _____________ Записи обрываются: Мария умерла через 11 дней,
25 лет от роду.
В одном из музеев Парижа есть статуя «Бессмертие». Молодой гений у ног ангела смерти.
Табличка в руках ангела - список великих, преждевременно ушедших, но бессмертных в памяти.
Семь французских имён в этом списке –
и одно русское:
«Мария Башкирцева»




____________________________ № 14 Александр Крон «Бессонница»


«Человек он совершенно невежественный и, как большинство невежд, самоуверенный, то немногое, что он усвоил, кажется ему пределом человеческого знания. Я предвижу: сейчас Фрол попросит меня написать заметку о вреде пьянства для стенгазеты "За здоровый быт", и убыстряю шаги. Фрол предпочитает бороться с пьянством лозунгами и заметками, а в это время на глазах у всех погибает его собственный отец Кузьма Николаевич. Я часто вижу этого высохшего человечка в мятом пиджачке и засаленной кепочке. Он не шагает, а ползет, шаркая по асфальту жесткими кожемитовыми подошвами. Ему не так много лет, но он уже полностью изношен. Бывают такие старые ходики — они еще тикают, но в любой момент могут стать. Это тихий пьяница, одинаково безобидный, и во хмелю и в трезвом состоянии, в каковом он пребывает редко, только до открытия магазина. Когда я вижу Кузьму или жену Трофимова Капу, бесформенную в свои сорок лет крашеную блондинку, которая ходит по двору переваливаясь и может говорить только во весь голос, из-за ожирения пиано у нее отсутствует, во мне просыпается физиолог, я вспоминаю, какая прекрасная и надежная машина человеческий организм, и мне хочется крикнуть: безумцы, что вы с собой сделали? Не всякому дано превратить в светоносный факел вложенную в него при рождении божественную искру, но тело ваше такой же божественный дар, а во что вы его превратили? Женщина в сорок лет должна быть красивой и желанной, для этого нет нужды вытравлять волосы, чтоб они превращались в желтое сено, надо есть поменьше пирогов и побольше двигаться. А мужчина в шестьдесят, не воевавший и не особенно голодавший, должен бегать стометровку не дольше пятнадцати секунд, а не лакать отраву. Я уж не говорю о детях. У Трофимовых двое детей: Валюшка и Валерка. Валерке пятнадцать лет, но он уже выпивает. По вечерам, проходя под аркой, там, где стоят автоматные будки, я часто вижу его в компании двух или трех парней из нашего дома, они курят, пересмеиваются и изо всех сил стараются выглядеть опасными. Издали можно подумать, что это взрослые люди, но я-то знаю, что они еще щенки. И пьют они, эти щенки, страшную мерзость, какое-то "бiле мiцне" и отечественный вермут, пахнущий бытовой химией. Валюшке на год больше, и пока что ей не грозит судьба матери, она тонка, как зубочистка, и ест только то, что рекомендует женский журнал "Elle", а поскольку в нашем гастрономе нет ни спаржи, ни артишоков, она морит себя голодом. Мечта ее жизни стать манекенщицей или стюардессой на заграничной линии, для этой цели она изучает французский язык, хотя с моей точки зрения ей следовало бы приналечь на русский. Ни у Валерки, ни у Валюшки нет никаких книг, кроме учебников, да и к учебникам они относятся примерно так, как их дед к порожней водочной посуде. Эти благородные отпрыски служат прекрасной иллюстрацией явления, именуемого в науке акселерацией, и одновременно убедительным доказательством того, что акселерация сама по себе не такое благо, как кажется некоторым диссертантам. Скажи я все это Фролу, он наверняка ничего не поймет. Как человек самодовольный, он доволен и своей семьей, спохватится он только тогда, когда Валерку впервые заберут в милицию, а Валюшке надо будет делать аборт. Тогда он затрепыхается, забегает и будет покорно выслушивать любые нравоучения, а пока же стоит и пробовать мои рассуждения покажутся ему интеллигентскими фокусами, а кое-что в них, например упоминание о божественной искре, и вовсе сомнительным. Ибо, как доказано, бога нет».




_______________________________________ № 15 Саша Чёрный «На поправке»


«Одолела слабость злая,
Ни подняться, ни вздохнуть:
Девятнадцатого мая
На разведке ранен в грудь.
Целый день сижу на лавке
У отцовского крыльца.
Утки плещутся в канавке,
За плетнём кричит овца.
Всё не верится, что дома...
Каждый камень - словно друг.
Ключ бежит тропой знакомой
За овраг в зелёный луг.
Эй, Дуняша, королева,
Глянь-ка, воду не пролей!
Бёдра вправо, вёдра влево,
Пятки сахара белей.
Подсобить? Пустое дело!..
Не удержишь - поплыла,
Поплыла, как лебедь белый,
Вдоль широкого села.
Тишина. Поля глухие,
За оврагом скрип колёс...
                Эх, земля моя Россия,
                Да хранит тебя Христос!

1916



======================== 2018 04 19


Рецензии
а моя Ледея добрая

Эжен Духовиков   28.05.2020 22:20     Заявить о нарушении
== Шалунейка Гитарейка, спасибо.
И вам всего доброго. ==

Лидия Кузьмина-Сапогова   16.06.2020 23:16   Заявить о нарушении