Эссе по искусствоведению
(в части изобразительного искусства)
в режиме самообразования
- 1 –
При оценке творчества художников в целом и роли/значения изобразительного искусства следует принимать во внимание следующие аспекты:
а) ЧТО изображается;
б) КАК изображается;
в) ЗАЧЕМ изображается;
г) уровень мастерства (техники);
д) связь с эпохой, школой, временем.
- 2 –
При оценке конкретного произведения (картины) или конкретного художника искусствоведы учитывают следующие аспекты (критерии, особенности):
а) сюжет (характер изображенного, описание предмета или сцены, события): о чём картина. Сюжет, как и прочие критерии, тесно связан с идеей, которую художник стремится передать, донести. Классификация сюжетов породила жанры: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.
б) стиль (прием передачи изображения, выбранный художником). Стили на протяжении тысячелетий существования изобразительного искусства менялись, развивались, перемешивались. В теории искусствоведения различают десятки стилей.
в) композиция (ЧТО изображено, как расположено на холсте, как детали соотнесены друг с другом; каким образом передано изображаемое – и здесь важны стили).
г) перспектива (какой прием передачи перспективы использован): композиция может показывать, что взгляд художника остается в рамках картины, а может быть вынесен за пределы картины. Всё это помогает передать глубину пространства.
д) цвет (использование цвета направлено на передачу идеи, на общее восприятие картины зрителем): в картине может быть много разных красок, а может быть мало и даже одна, с оттенками.
е) пропорции (размеры изображаемых предметов в соотношении друг с другом могут быть логичными, реальными, а могут быть намеренно искаженными, утрированными): например, в портрете увеличена или уменьшена голова.
ж) динамика/движение (изображение, или объемы, могут быть переданы как статичные или, наоборот, как куда-то устремленные, находящиеся в движении): например, бегущий человек – это явно динамичное изображение, или, скажем, изображение молнии тоже придает динамичность.
з) техника (способы нанесения краски на холст, состав красок и т.п. – для оценки этой стороны произведения нужно знать «внутреннюю кухню» художника).
Посредством всех указанных особенностей художник передает главную ИДЕЮ, заложенную в произведение.
И, конечно же, нужно учесть, что во все времена художники старались писать так, чтобы картины продавались. Это означает, что задачей художника было не только сказать что-то новое и по-новому, но и создать вещь, которая будет нравиться потребителю.
- 3 –
Живопись в привычном нам понимании (как живопись масляными красками) появилась, оказывается, только в XV веке. Затем изобразительное искусство стало профессиональным ремеслом (примерно таким же, как изготовление обуви). С XVIII века в обиход вошли художественные салоны, на которых картины показывались и продавались.
Однако стремление передать на плоскости зримый мир человечество продемонстрировало тысячи лет назад. Примеры – многочисленные наскальные рисунки. Самые известные рисунки – в пещере Ласко во Франции (15 тысяч лет назад).
Первоначальными стилями, как я понял, были стиль РЕАЛИЗМА (НАТУРАЛИЗМА). Наверное, РЕАЛИЗМ и нужно признать в качестве классического стиля. Главное в изображении было насколько это изображение истинно : истинность изображаемого; натура. Еще есть деление древней живописи на простую и сложную. Картина в пещере Ласко – это попытка передать в стиле реализма доступной тогда техникой окружающий мир. Реализм несет некую повествовательность.
Уже в древности выявились два направления в живописи: ЧТО передать на плоскости – ПРЕДМЕТ или ИДЕЮ ПРЕДМЕТА. Например, человека пытались изобразить близко к реальности (насколько хватало умения) или же изображали в виде вертикальной черты, к которой пририсовывались круг-голова и черточки-ножки, черточки-ручки; налицо условность предмета, стилизация.. Иногда такой стиль называют символической живописью, иногда – ГЕОМЕТРИКОЙ (симметрия в изображениях в Древней Греции 9 века до н.э.)
Затем изображения появились на папирусах, керамике и т.п. Известны изображения на гробницах в Египте (14-15 вв. до н.э.). На Востоке – Индия, Иран, Китай – распространение получили разные школы миниатюрной живописи.
Период живописи до 6 в. до н.э. называют АРХАИКОЙ.
Изобразительное искусство с давних времен смотрело на мир либо с мирской точки зрения, либо с религиозной. Религиозное направление оформилось как иконопись (со своими канонами).
Многие стили в живописи совпадают с соответствующими стилями в других видах искусства (архитектура, скульптура и т.д.). В некоторых случаях встречаются смешанные формы передачи изображения, к примеру, гризайль – вид живописи, где портрет имитирует скульптурное изображение.
- 4 –
На протяжении последующих веков появились такие, в частности, стили (некоторые из них ушли в прошлое; другие – трансформировались в новые стили; смешались с иными стилями, сохраняя свою узнаваемость, и т.п.):
- маньеризм; течение, стиль, противостоящий реализму, классической живописи; идёт отход от натуры и классических идеалов; особенность художественного взгляда состоит в том, чтобы передать не реальный мир, а свое творческое воображение – отсюда вытянутость фигур, элементы фантастики в цвете и пространстве
- ренессанс; развитие классического стиля в эпоху Возрождения
- барокко (с 16. в); сложность композиции; насыщенность движением; эмоциональная выразительность
- готика
- рококо (с 18. в. – до 40-ых гг. 18 в., Франция); сложные, изысканные формы, причудливые линии, тонкие оттенки настроений. В России переплелились черты рококо и неоклассицизма
- неококлассицизм (с 18 в.)
- сентиментализм (с 18 в., Англия); примеры – художник Рейнолдс, Гойя; упор на чувства
- эклектизм (смешение стилей)
- романтизм (с 18-19 вв.); соседствовал с неоклассицизмом. Основные черты – чувства и фантазия художника; картина как мост между художником и зрителем
- реализм 18 века; пример – художник Коро
- импрессионизм (с 19 в.); пример – Клод Моне. Новые методы: исчезают четкие контуры, оптические изменения цвета, смешение красок
- неоимпрессионизм (2-я половина 19 в.); пример – Жорж Сёра
- пуантилизм; течение, выделившееся внутри неоимпрессионизма. Особенность – в технике: мазки наносятся точками; пример – Густав Климт
- дивизионизм; течение внутри импрессионизма
- постимпрессионизм; пример – художники Сезан, Ван Гог; особенность: детали в композиции составляют единое целое; главное – запечатлеть не мгновения, а вечность
- модернизм (19-20 вв.) = ар нуво; примеры – художники Моро, Климт; особенность: тяготение к символике и аллегориям, необычным эффектам; отрыв от реализма. Русский модерн – Васнецов, Нестеров
- примитивизм = наивное искусство; примеры – художники Руссо, М. Ларионов, Пиросмани, Шагал; особенность: нарядные краски, внимание к деталям
- экспрессионизм; примеры – Мунк, Энсор, Модильяни, Эмиль Нольде, Кандинский; особенность: ясные композиции; внутренний мир человека в момент предельного духовного напряжения
- фовизм (с 1905 г.); течение внутри экспрессионизма или ответвление экспрессионизма; примеры – Жорж Брак, Андре Дорен; особенность: эмоциональная яркость; отвергают законы живописи – перспективу, светотени, первенство рисунка
- русский модерн/авангард (1914); пример – В.Татлин, Филонов, Малевич; особенности: абстрактные объемные композиции
- новая вещественность (1923); пример – Георг Гросс; особенность: сомнение в постоянной реальности; чувство нестабильности; желание запечатлеть безвозвратно уходящее, хрупкость мира; преувеличенная четкость линий, ясность объемов
- кубизм (20 в.); примеры – П. Клее, Пикассо; в России – Н.Альтман (Портрет Ахматовой); особенность: линия и графика как средство выражения
- метафизическая живопись; пример – Д. Кирико
- сюрреализм (первая половина 20 в.); примеры – Массон, Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали, Хоан Миро; в России – В. Янкилевский, И.Кабаков; особенность: странносочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности; интеллектуальные ребусы; метод свободных ассоциаций
- дадаизм (первая половина 20 в.); примеры – Марсель Дюшан, Макс Эрнст; особенности: бессмыслица как разрушение эстетики, протест против любой культуры (контркультура/субкультура); ошарашить зрителя
- футуризм (середина 20 в.); пример – Т.Маринетти; особенность: отказ от традиций; искусство будущего
- супрематизм; кубофутуризм; смешанные течения; пример – Малевич.
- социалистический реализм (20 в.- 20-80 гг., СССР); особенность: изображение действительности в развитии; историческая конкретность + романтика и героика; прославление народа и государства
- героический реализм (и подобные течения в социалистическом реализме); примеры – Греков, Дейнека, Пименов
- нон-конформизм (в СССР); русский сюрреализм, соц-арт; работы, противостоящие социалистическому реализму
- неопластицизм; примеры – Тео Ван Дусбург, Пит Мондриан; особенность: подчеркивание плоскости; нет симметрии в композиции
- абстрактный экспрессионизм (сер. 20 в – до 70-ых гг.); пример – Аршип Горки, Дж. Поллок; в России – В. Кандинский (с влияниями); особенность: невообразимые краски, краска – как след свободного жеста; главное – линии и цветовые пятна, а не сюжет
http://www.wassilykandinsky.ru/compositions.php - картины (композиции) В.Кандинского (цветовые стихи; цветовая музыка)
- абстракционизм; (=аналитическое искусство); течение (стиль), противостоящий кубизму; особенность: противостояние неподвижности геометрических форм; изображение предмета в движении. В России – русский авангард; примеры – Филонов, Малевич
- ташизм; примеры – Марль Эстьен, Ханс Хартнунг; особенность: резкие мазки, брызги, разводы
- оп-арт (=оптическое искусство); пример – Виктор Вазарелли
- поп-арт (=популярное искусство); пример – Энди Уорхолл; особенность: упрощенный рисунок, коллажи. В России – соц-арт; примеры – В.Комар, А.Медамид
- поворот к классике; возвращение от абстракционизма к изобразительности, к понятному, повествовательному искусству. Социалистический реализм вписывался в это направление
- новый реализм (1960); особенность: обращение к конкретным предметам, вещам – в отрыве от их среды/назначения; часто в деформированном виде
- суровый стиль (вторая половина 20 в.); примеры – П.Никонов, Н.Андронов, Д.Жилинский. Особенность: большие плоскости цвета, линейные контуры фигур (похоже на плакат, гравюру)
- гиперреализм (70-ые гг. 20 в.); пристрастие к фототехнике, фотографическая достоверность деталей; предмет преувеличивается
- постмодернизм (=трансавангард); 80-ые гг. 20 в.; пример – Энцо Кукки; особенность: всеядность, объединяются все течения
- кинетическое искусство; композиционная графика
- концептуализм; примеры – Джозеф Кошут, в России – Э.Штейнберг; особенность: создание идей, концепций, зритель как соавтор; главное – передать ощущения
- компьютерная графика
- 5 –
Прилагаемые иллюстрации:
- изображение из пещеры Ласко во Франции. Олени. Каменный век
- изображение на гробнице в Фивах (Новое царство, 16 в. до н.э.)
- фреска Синяя птица. Остров Крит. 16 в. до н.э. Кносский музей.
- Фреска Акробатка. Фивы. 16 в. до н.э.
- миниатюра из Индии, школа Пахари. 18.в
- Хуан Цюань. Птицы, снег и бамбук. Китай. 10 в.
- Йос де Момпер. Пейзаж с мостом. Фландрия. 16 в. Музей Кёльна.
- П.Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 1559
- описание/объяснение картины Брейгеля
- Д.Рейнолдс. Девочка с земляникой. 18. в. (рококо-сентиментализм)
- М. Ларионов. Провинциальная франтиха (наивное искусство= примитивизм)
http://art-assorty.ru/5304-larionov-kartiny.html - картины М. Ларионова
- картины Энсора (экспрессионизм; главная тема – общество):
- картины Энсора
Примечание: К сожалению, иллюстрации поместить здесь нельзя, но
можно посмотреть их в интернете
Свидетельство о публикации №118041710353