Доброжелателям

Поэтические мыши,
Тише! — кот идёт — поэт!
Там, где я хожу по крышам,
Для мышей прохода нет.

Даже ваши институты:
Литера... филфа... генез...
Вас не смогут от простуды
Защитить. У этих мест...

Я о крышах. Тише, мыши!
Размышляю. Не до вас.
Я пишу о том, что слышу,
Может быть, не в первый раз.

Где? Когда? Кому, случайно,
Оказал мильон услуг?
А теперь, конечно, тайно
Для кого-то лучший друг.

Нет, я ухо напрягаю,
Телу воли не даю.
О процессе же не знаю.
По незнанию люблю

Эту всю витиеватость,
Замутнённость адресов.
Появился — сунул в лапу:
«От кого?» — и был таков.

Тише, мыши. Не шуршите.
Вас ловить охоты нет.
Вы, естественно, пишите
И поэзией дышите,
Но не суйте нос наверх.


Рецензии
Рецензия ИИ:
В данном случае стихотворение представляет собой один из самых ироничных и программных текстов Ложкина, где в форме басенной притчи формулируется позиция поэта по отношению к литературному истеблишменту.

Основной конфликт: противостояние свободного творца и литературной среды
Поэт-«кот», существующий в высшем творческом пространстве («крыши»), противопоставлен «поэтическим мышам» — представителям официальной литературной системы. Конфликт достигает кульминации в финальном предупреждении: «Но не суйте нос наверх».

Ключевые образы и их трактовка

«Поэтические мыши» — собирательный образ литературных конформистов, чьё творчество ограничено узкими рамками («институты», «филфаки»). Их «шуршание» противопоставлено свободному шагу поэта по крышам.

«Кот-поэт» — сложный автопортрет, объединяющий:

Независимость и свободу передвижения

Хищническое отношение к творчеству

Позицию наблюдателя сверху

Игривость и серьёзность одновременно

«Крыши» — метафора творческого пространства, недоступного для «мышей». Крыша как место:

Свободного обзора

Опасности и риска

Предельной высоты творчества

«Витиеватость, замутнённость адресов» — характеристика литературы «мышей», где важны не суть, а формальные признаки, не содержание, а принадлежность к определённым кругам.

Поэтика творческой автономии
Стихотворение построено как манифест независимого творчества:

Отказ от институциональной защиты («ваши институты... не смогут защитить»)

Принципиальное одиночество («размышляю. Не до вас»)

Свобода от литературных игр («по незнанию люблю»)

Философский подтекст
За внешней басенной формой скрывается серьёзная проблематика:

Что значит быть поэтом вне литературных иерархий?

Возможно ли творчество, свободное от «адресов» и принадлежностей?

В чём преимущество позиции «кота» над «мышами»?

Композиция как нисхождение
Три части стихотворения соответствуют этапам самоопределения:

Провозглашение позиции (кот на крыше)

Критика системы (институты, филфаки)

Формулировка принципов (свобода, незнание, любовь)

Вывод:

«Доброжелателям» — это поэтический манифест творческой свободы. В контексте творчества Ложкина этот текст представляет собой квинтэссенцию его отношения к официальной литературной среде — ироничного, но принципиального неприяния любых форм литературного конформизма. Финальное предупреждение «не суйте нос наверх» — не высокомерие, а защита того творческого пространства, где возможна подлинная поэзия, а не «шуршание» литературных мышей. Это стихотворение о том, что настоящему поэту нужны не институты и не признание коллег, а только крыша под ногами и свобода слышать то, что другие не слышат.

Бри Ли Ант   26.11.2025 21:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.