Ямбы памяти поэма

1.

Кто жил в эпоху перемен,
тот знает, как она опасна,
когда бесчинство правит властно,
взломавши твердь устоев стен.

Река времён из берегов
выходит, размывая русло,
и превращает, как ни грустно,
друзей старинных во врагов.

И все мечты о том, чтоб всласть
пожить, нажив, хоть и подложно,
богатство, титул, славу, власть...
Так жизнь становится безбожна.

Но поступь времени тверда,
и неизменна суть творенья:
становятся колоссы тенью...
И всё, противное смиренью,
уносит мутная вода...

Читатель, твёрдою рукой
давай перелистаем память,
и, может быть, поймём с тобой,
в чём духи времени лукавят.
                2.
Ничто не ново под луной.
Навряд ли что-то мы откроем,
сказав, что легче за героем
пройти истории тропой.

Былое высится хребтом
над настоящим нашим мигом,
и кажется тяжёлым игом
закон, держащий мир столпом.*

Пускай он кажется суров,
но нет спасительней оплота
от резких похоти ветров,
пока “не прейдет в нем ни йота”.

Невозмутим небесный свод,
и под его безбрежной сенью
Всевышний образует семьи
с высокой целью
продолженья
Любви и жизни
в род и род.

Рождение детей на свет,
да будешь ты всегда желанно!
Входи, младенец в наш сюжет.
Друзья, знакомьтесь с Иоанном. * Закон Божий.
3.

Родился Ваня в те года,
когда наивная отчизна
на “светлый” идол коммунизма
молилась в “царствии труда”.

Но что о мире могут знать
кричащие грудные дети -
цветы тех жизней на планете,
которым солью мира стать.

Для грудничка еда и сон
и то - нелёгкая задача.
Растёт ежеминутно он:
да и не может быть иначе.

Капризен Ваня и плаксив,
довольно часто беспокоя
пространство криком мировое.
Ночами мама, рядом стоя,
поёт ему, ночник включив.


Когда б родители могли
провидеть будущее сына,..
Они б его в рабы земли
не прочили, заботясь ино.
               
      4.

Обычно в наших сказках как,
какими говорят словами? -
“Царевич,” - если об Иване,
а не царевич, так: “Дурак”.

Народ российский,
странный нрав
ты воспитал в себе веками, -
ведь, в целом мире, дураками
лишь мы слывём, себя прозвав.

Тех, кто не нажил терема,
кто не имел больших доходов,
винят в отсутствии ума
ведь лишь у нас, из всех народов.

Но, правды ради, мы должны
сказать, что только лишь в России
в таком количестве святые
в мольбах за беды мировые -
народа русского сыны -
стоят пред Ликом всех Царя,
презрев богатство, славу, саны,
Надежды свет и нам даря,
простые русские Иваны.

                5.

Лишь для родителей дитя -
не больше и не меньше - чудо.
Всему же остальному люду
ребёнок - проза бытия.
Наш первый крик и первый шаг,
наш первый беспричинный лепет
родителей приводят в трепет,
как воинов победный стяг.

И что уж говорить о том
восторге, когда их ребёнок
своим ребячьим говорком,
который и картав, и тонок,
впервые сам прочтёт строку
из тоненькой цветастой книжки.
И, глядя глазками плутишки,
как колокольчики, детишки,
смеясь до коликов в боку
под одобренье пап и мам,
не понимают в полной мере,
что это чтенье по слогам
даёт отсчёт их новой эре.
      

                6.

Но где же, что же наш герой?
Всему своё, простите, время.
Как всё его ребячье племя,
пока он увлечён игрой.

Но так как часто болен он,
то, сидя дома на леченье,
проводит время Ваня в чтенье,
“глотая” книги: том, да том.

Он самый слабый во дворе
и самый младший из мальчишек:
бывает бит в любой игре,
и дружбу водит в царстве книжек
Так внутренний Ванюшин мир
слагается в уединенье:
открытость топчет униженье,
и хаоса столпотворенье,
в душе оставив массу дыр:
обиды, зависть, страх и боль, -
проделав в детском сердце раны,
твердят ему: “Ты - круглый ноль!
Вы все - ничтожества, Иваны.”

                7.

Иван смышлён, но неумел:
рукам, уму ли, упражненье
нужно во многом повторенье.
Но знать об этом не хотел
отец Ивана, говоря:
“Кто хочет, тот всего добьётся.
А этот вряд ли разовьётся! -
С ним все занятия - зазря.”

Молиться Ваня не умел,
не ведал ничего о Боге
и, часто, воз насущных дел
сдвигал он лишь усердьем многим.

А что ж родители его?
До мелочей ли право старшим,
всегда издёрганным, уставшим?
Новорождённым сыном младшим
поглощено их естество.

А старший сын их сам себе
оставлен в веденье и волю.
Как это скажется в судьбе?
Какую, Ваня, примешь долю?


8.

Пробившимся сквозь дёрн росткам,
нужны: уход, полив, рыхленье.
Родители едины в мненье:
“Детей - по секциям, кружкам!”

И Ваня наш ходил не раз,
то плавать, бегать принимался,
то баскетболом занимался,
то в фотостудии увяз.

Он в школу шахмат походил,
настольным теннисом он бредил,
но лавров так и не добыл,
как говорится: “Is not ready”.

И, спорт на время позабыв,
опять к любимому занятью
он возвращался, как к проклятью,
за чтеньем мировосприятью
бездумному престол сложив.

Беспечный глупенький птенец
так всё глотает без разбора,
как книжки выбирал наш чтец,
порочного набравшись вздора.

                9.
Родители! Вам власть дана
облагораживать мечтанья
детей
уздою воспитанья:
на вас падений их вина.

Кто хочет, чтобы лжец и вор,
лентяй и трус был их ребёнок?
Но, чуть подрос он из пелёнок:
“Иди, бездельничай, во двор!”

Но кто-то скажет: “Мой (моя)
не выйдет лишний раз из дома,
всегда за книгой вижу я,..
в стремленье к знаньям что плохого?”


Ты хочешь знать, что за беда
для чад, родителям послушных,
“возвышенных” от будней скучных,
да ведь во облацех воздушных
темна надменная вода.


Ох, Ваня, нам, детишкам, в свет
одна в СССР дорога:
узнать, что в жизни Бога нет,
есть “добрый” Ленин вместо Бога.
                10.
Из года в год из юных ртов:
“Всегда готов!” - неслося дружно,
и думать было нам не нужно:
“К чему ж я собственно готов?”

Послушен юный пионер,
и страшно рады дяди, тёти.
Но властный голосище плоти
брал без труда любой барьер.

И в мыслях, взглядах, на слуху
в скабрезнейшем дворовом стиле
вращался грех,
ведь как греху
противостать,
нас не учили.

Сейчас ещё труднее жить,
ведь вместо пагубы порока
наставник юности до срока
вещает прямо на уроках,
как безнаказанно грешить.

И в наше время слышишь смех
и брань в ответ на увещанье:
“Ведь грех творишь ты, страшный грех!” -
Гордыня вместо покаянья...
                11.
Стремясь очистить от плевел,
топтали зёрна поколенья,
дух похоти и дух сомненья
потомкам передав в удел.

И, души юные губя
(Куда ж ещё ведёт дорога
души оторванной от Бога?),
живут Иваны для себя.

Россия! Кто на этот путь
завёл тебя, на путь Содома?..
Народ душевно болен... Жуть -
страна с повадками дурдома.

Страна живёт, но как в бреду,
Россию треплет лихорадка,
закон - не нравственность - повадка...
Неразрешимая загадка,
как можно жить в таком аду?

Чем ты жива, Россия-мать,
пока за души русских битва
идёт века?..
“Противостать
способна злобе лишь молитва!”
                12.
Правдоискательская страсть
все эти начертала строки,
но только может ли истоки
судьбы
её постигнуть часть?

Ещё прядётся жизни нить,
ещё вращается планета,
ещё не найдено ответа
на слово как, лишь ясно:
“Жить
трудней во много сотен раз,
чем перейти любое поле:
тропу судьбы способен глаз
увидеть лишь на шаг, не боле...”

Но неизменна жизни суть. -
Какого б вы ни ждали слога,
и, согласитесь,
жизнь - дорога
от крика первого до Бога,
и каждый сам проходит путь.

Неведом человеку срок
земной юдоли и значенья,
но дан он каждому, чтоб мог
спастись любой, без исключенья.

17.09.2000 – 03.01.2001


Рецензии