Пей воду из твоего колодезя

— Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? Кому?
— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.
— Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
— Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.
— Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
— Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.
— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!
— Эй, берегись! под лесами не балуй…
Знаем всё сами, молчи! (Валерий Брюсов, Каменщик)

Я легко нашёл это стихотворение в интернете, поскольку ещё с молодости задумывался над ним. Проблема богатых и бедных для меня не столь болезненна, потому что Бог во всякие противоположности вкладывает их достоинства и недостатки, чтобы не было жлобы. Завидует ли женщина мужчине или наоборот? А мудрая и беспомощная старость завидует мускулистой но бессмысленной молодости или наоборот? У меня нет красных пиджаков и яхт, ни даже карданной кобылки, но Бог наградил меня влечением к Нему, и мне непонятно, как можно кичиться золотом. Но будучи всю жизнь каменщиком,  сознаю, что тюрьму я себе выстроил, каменные джунгли, из которых мне всё трудней выбраться в храм. Нет, нет, не в православный храм с сусальными блёстками, а тот, что создан Богом, храм природы. Окольные к городу байрачные лески, поля, овраги, автомобильные трассы  лазутчиками завалены мусором — обломками, обрывками, объедками, огрызками, обрезками — а лазутчики они потому, что делают это исподтишка, хоронясь и ползая как бы по-пластунски.  На малых речушках, в заторах, десятки и сотни пластмассового хлама. И ручьи не могут от него освободиться, разве что в большую воду. Большие-то реки самоочищаются, выбрасывают хлам на берега, но если посчитать нагромождения городов на больших реках и пенистые выбросы с канализации и ядовитых заводов, получается, что мы пьём экскременты, сдобренные хлоркой.   Вот уж поистине: «пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя!»(Притчи 5:15). В ельцинские времена, когда на лекарства не было денег, ото всех болезней лечились мочой. Я знал одного фаната и энтузиаста уринотерапии, который буквально понимал Библию: «Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;  пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою»(Притчи 5:16-17), - он собирал всю свою мочу в ванну, а потом выпаривал её, и концентрированную попивал.  Всем он демонстрировал  нежную, пованивающую мочой, младенческую кожу на лице. Подозрительной сомой пахло у него дома и на рабочем месте, в конце концов его вытурили с работы. Тем не менее я тоже поставил в заглавие статьи этот библейский императив.
   То есть апокалипсис всегда на расстоянии вытянутой руки, а какой он для отдельного человека — экологический или разрушение жизни от революций, войн, землетрясений, извержения вулканов, селей, наводнений, эпидемий, голода, выброса радиации или других техногенных катастроф, - знает один Бог. Даже если ты только материшься безобидно налево и направо, - ты живёшь на свалке. Но, мне кажется, если бы прижилась природная религия Порфирия Корнеевича Иванова, экологического кризиса удалось бы избежать. Этот неординарный человек, затурканный советской психиатрией, с высоты своего долгожительского возраста запомнился обращением к своим последователям — детка!  Детка — это 12 правил контактирования с природой, чтобы быть здоровым и счастливым.

1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным.
2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12-ти часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому — это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.
8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу Мира!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо. Но самое главное — ДЕЛАЙ!
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.
Иванов Порфирий Корнеевич.

Вовсе нет, что я не замечаю важного значения христианства, вернее, учения Христа. Напротив, удивляюсь, что некоторые русаки пытаются укорениться в буддизме, кришнаитстве или в языческой славянской религии. Но если ты постранствовал и вернулся к родному очагу, это даже весомей, - понимаю.  Теперь ты можешь систематизировать, классифицировать, оценивать, взвешивать, соизмерять, сравнивать, обобщать. Ведь сидельцы к этому неспособны. Девиз сидельческой религии, можно сказать, фашиствующий: мы — лучшие, все остальные — еретики, не имеют права на существование. Может, слишком громко сказано, но это должно удерживать паству в границах загона, базка. Лев Толстой предъявлял претензии апостолу Павлу, что тот придумал религию, облёк небесное учение Христа в ритуал, сценарий, обрядность, церемонию, формальность, но это не так: в театр веру  превратили последующие лжеучители(Матфей 7:15; 24:11; Марк 13:22; 2 Петра 2:1-2; 2 Коринфянам 11:13-15; Галатам 2:4-5; 1 Тимофею 4:1-2; Откровение 2:2).
   Может, даже и не лжеучители виноваты, а природная диссипация и энтропия, а если отвлечься от научных терминов, на всякое явление грядёт моль и ржавчина, а ещё — всякая вещь стремится к своей противоположности, и овца одевается в волчью шкуру, а дом молитвы становится вертепом разбойников. Конечно, христианство пытаются корректировать реформами, но христианская недостаточность — это уже диагноз. И глашатай закулисного христианства протодьякон Андрей Кураев здесь как бы под рентгеном диагностики: «мы не можем быть святыми, но надо хотя бы лицемерить, хотя бы на словах придерживаться Евангелия», - так он отозвался на факт распевания на церковной трапезе блатной «Мурки» подвыпившим кагора попом.
Почему малограмотного, с четырьмя классами церковно-приходской школы, Порфирия Корнеевича Иванова его последователи и восприемники называют Учителем с большой буквы, хотя его назидательные письма к ним  без знаков препинания, без выделения предложений и абзацев, то есть без прописных букв? Зачем он ходил босым и голым в любую погоду, - единственная одежонка — шорты? Зачем он устраивал себе периодические длительные голодания, называя их терпениями? Зачем намеренно желанную тёплую и сладкую жизнь он координировал пытками  с  неприятными  ощущениями, мучительными и страдательными?
   А зачем ты, мой привередливый читатель, встречному человеку прежде всего смотришь в глаза, пытаясь разгадать его сущность? Кошачий или собачий хвост — немедленный реагент на сиюминутную  ситуацию, но чтобы заглянуть глубже, в центр спирали животного, надо поискать завораживающий зрак. Да, в основе всякого живого существа — раскручивающаяся спираль.  ОКО в ней тоже хвостик, ОКОнечность, но это важнейшая сердечно-головная оконечность, в неё, в частности, и хвост генерирует свои эмоции. И евангельские слова Христа тут не отменишь:  СВЕТИЛЬНИК ДЛЯ ТЕЛА ЕСТЬ ОКО. ИТАК, ЕСЛИ ОКО ТВОЕ БУДЕТ ЧИСТО, ТО ВСЕ ТЕЛО ТВОЕ БУДЕТ СВЕТЛО;  ЕСЛИ ЖЕ ОКО ТВОЕ БУДЕТ ХУДО, ТО ВСЕ ТЕЛО ТВОЕ БУДЕТ ТЕМНО. ИТАК, ЕСЛИ СВЕТ, КОТОРЫЙ В ТЕБЕ, ТЬМА, ТО КАКОВА ЖЕ ТЬМА?(Матфей 6:22-23)  В нашей планете оком является огненное плазменное ядро в центре, а чувствительный человек — только тля на её поверхности. Почему у кошки и человека глаза не столь пышут огнём, как он пробивается вулканической лавой у Земли? Да потому что у Земли продолжительность спирального вращения несоизмерима с кошачьей. А Солнце тем более признанное достохвальное светило солнечной системы! Некогда и Земля будет светоносной и огнедышащей, когда насчитает раскрутку небесной звезды. А Бог почему называется абсолютным Светом, перекрывая даже ослепительный солнечный?(Исайя 24:23; 60:19-20)  Бог — это безначально и бесконечно крутящийся светоносный шар со всевидящим духом заместо сонливой человеческой души, и видимая вселенная — только его охвостья. Человеки и животные тоже принадлежат к этой вечной божественной спирали, и Господь обещает  раскрутить стыдные морщинки на Его светлом челе до совершенства посредством Своих вестников, апостолов и учителей(1 Тимофею 1:15; 2:4; 1 Коринфянам 9:22).

Ты всё надеешься на Бога,
Живёшь всегда от "сих до сих",
Забыв, что у него так много,
Таких, как ты, и сонм других.

Что если каждого послушать,
Пройдёт столетье на земле,
И не одни  завянут уши,
Наслушавшись о подлости и зле.

...Но знаю я, придёт минута,
Вскричу я тоже в небеси: -
Уйми на сердце, Боже, смуту,
Помилуй, Святый, и спаси!
(Борис Бударин, Придёт минута)

Знаменательно, что всякая религия раскрашивается мифологией в соответствии с законами природы. В Коране, например, расписаны десятки и десятки знамений, взятых из храма природы. ПОИСТИНЕ, В НЕБЕСАХ И ЗЕМЛЕ - ЗНАМЕНИЯ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ! И В ВАШЕМ ТВОРЕНИИ И В РАССЫПАННЫХ ИМ ЖИВОТНЫХ - ЗНАМЕНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ УБЕЖДЕННЫХ, И В ЧЕРЕДОВАНИИ НОЧИ И ДНЯ, И В ТОМ, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ С НЕБА ИЗ ПРОПИТАНИЯ И ОЖИВИЛ ИМ ЗЕМЛЮ ПОСЛЕ ЕЕ СМЕРТИ, И В НАПРАВЛЕНИИ ВЕТРОВ - ЗНАМЕНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ОБЛАДАЮЩИХ УМОМ(Коран 45:2-4). По лицу земли и неба  мы можем познавать Бога, потому что Бог творит по образу Своему и подобию. Какое дело, такой и делатель; каков инструмент, таков и мастер — эти присловья общеизвестны. И Христос в Евангелии направляет нас присматриваться в очи природы: ЛИЦЕМЕРЫ! РАЗЛИЧАТЬ ЛИЦЕ НЕБА ВЫ УМЕЕТЕ, А ЗНАМЕНИЙ ВРЕМЕН НЕ МОЖЕТЕ(Матфей 16:3). Ведь крупномасштабные времена точно такие же, как и кратковременные сезоны года. Например, коммунизм — весна человечества, рабовладельчество — лето, феодализм — осень, капитализм — зима человечества. Например, правление Ленина — осень социализма, Сталин — зима, Хрущёв — весна, Брежнев — лето, Горбачёв — снова осень и закат социализма. То же самое: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой — протяжённые ритмы природы, а по сути та же сезонность. Да и утро можно назвать весной дня, полдень — летом, вечер — осенью, ночь — долгой зимой. Сезонность размечает даже пространство: восток — весна, юг — лето, запад — осень, север — вечная зима. Запад коммунисты справедливо назвали загнивающим, но гнить он будет всегда, поскольку здесь неизбежность осенних плодов  и всякой идеологии и нравственности — гнить. По той же схеме происходит эволюция насекомого: яйцо — зима, личинка — весна, куколка — лето, взрослая крылатая особь — осень. То есть в основе всякого явления — спираль с раскручивающимися «годовалыми» витками. Например, растение: спящее семя — зима, проклюнувшееся семя и росток — весна, цвет и лист — лето, плод — осень. По той же схеме, по спирали, дуют ветры. Будучи наивным ребёнком, я делал попытку ежедневно фиксировать направление ветров, чтобы выявить закономерность и предсказуемость погоды. Разве я мог знать, что ветры носятся по кругу, как из крутящейся юлы, если это антициклон, и всасываются в юлу с четырёх сторон, если это циклон! А Соломон это знал: ИДЕТ ВЕТЕР К ЮГУ, И ПЕРЕХОДИТ К СЕВЕРУ, КРУЖИТСЯ, КРУЖИТСЯ НА ХОДУ СВОЕМ, И ВОЗВРАЩАЕТСЯ ВЕТЕР НА КРУГИ СВОИ(Екклесиаст 1:6).  Соломон знал, что и в круговороте воды родник, исток — это весна, полная вода — лето, устье — осень, а принявшее воду море — зима, «годовалая» мера, успокоившаяся се-мерка. ВСЕ РЕКИ ТЕКУТ В МОРЕ, НО МОРЕ НЕ ПЕРЕПОЛНЯЕТСЯ: К ТОМУ МЕСТУ, ОТКУДА РЕКИ ТЕКУТ, ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ, ЧТОБЫ ОПЯТЬ ТЕЧЬ(Екклесиаст 1:7). Да, смертная зима — одновременно возрождение, воскресение, поэтому 31 декабря мы провожаем старое годовалое кольцо и встречаем новогодье. Впрочем, во многих календарях возрождение связывается с весной, как и в Евангелии — с распускающей листья смоковницей(Матфей 24:32). Так что мой тезис «смерть есть одновременно рождение» - это несколько затяжной процесс, а не миг. Ведь дабы родник стал течь, нужно чтобы испарения с моря пролились дождём, который  впитался бы в подземные водоносные жилы и открылся  наружу.  Или чтобы семени прорасти, надо плоду упасть с дерева, сгнить и высвободить семя, которое благоприятной весной выпростает побег в горние чертоги влечения к теплу и свету. Так и Рождество Христово, привязанное к зимнему солнцестоянию, которое на границе тьмы и возобновления света ещё не говорит о торжестве света, но только весенняя пасха свидетельствует о возрождении: СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО? АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?(1 Коринфянам 15:55)  Что жертвенная смерть и искупленное воскресение, возрождение — неотделимый, но всё же протяжённый процесс, об этом ещё раз свидетельствует Евангелие:  ИИСУС ЖЕ, ОПЯТЬ ВОЗОПИВ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ, ИСПУСТИЛ ДУХ.  И ВОТ, ЗАВЕСА В ХРАМЕ РАЗДРАЛАСЬ НАДВОЕ, СВЕРХУ ДОНИЗУ; И ЗЕМЛЯ ПОТРЯСЛАСЬ; И КАМНИ РАССЕЛИСЬ;  И ГРОБЫ ОТВЕРЗЛИСЬ; И МНОГИЕ ТЕЛА УСОПШИХ СВЯТЫХ ВОСКРЕСЛИ  И, ВЫЙДЯ ИЗ ГРОБОВ ПО ВОСКРЕСЕНИИ ЕГО, ВОШЛИ ВО СВЯТЫЙ ГРАД И ЯВИЛИСЬ МНОГИМ(Матфей 27:50-53). Поначалу транслируются знамения смерти: единство завесы разрывается надвое, земля трясётся, как уже не единый организм, камни распадаются, гробы разверзаются, но так и семя открывается, чтобы один — росток - взялся, а другой — корень -  остался,( Лука 17:34-36) но выходят из гробов только по воскресении, в Пасху. Оставшееся в гробах — фарисейская закваска, корень, и хотя это сплошь ругательная категория, но она — необходимость. Также и мужское начало мы называем ян, свет, а женское — инь, тьма, но она -  жизненная необходимость, из которой прорывается рождение.
   Как видно из повествования, я особо не отделяю предыдущее рождение от последующего. Ведь умершего ламу настойчиво ищут  среди родившихся детей и по особенным признакам находят, чтобы водворить на своё место. Так и Христос периодически восходит к Богу, чтобы явить Себя миру, хотя не всем это зримо.  Но всякий последующий виток спирали важнее предыдущего, тем более духовное рождение. На это и указывает Евангелие, как на поэтапные витки Слова-Логоса — Отца (ветхого завета), Сына (нового завета) и выпроставшегося из книжничества Духа Святого(вечного завета)(Матфей 28:19). А то, что армада покойников при воскресении Иисуса вышла из гробов, так это образ, притча, миф. Но миф совсем не то, что неправда. Этот миф лишь обобщает, что рождение связано со смертью, а  ходячие скелеты — поэтическая издержка, метафора. Как Владимир Владимирович Путин учит нас отделять мух от котлет, так и социалистический реализм ставил советским писателям задачу отделять правду факта от правды века. И я, озаглавливая статью для жаждущих, не хочу, чтобы читатель пил мочу.
   Чтобы не оказаться муторным и навязчивым, на знамениях я ставлю точку, хотя их перечислить невозможно.
   Далее о жертвенности. Жертва и жратва — также взаимосвязанные явления. Они соотносятся тоже как мужское и женское начало. Мужское раздаёт себя, женское принимает — жрёт, пожинает, ужинает, - слова эти однокоренные со словом «жизнь», которая основана на жерновах — верхнем и нижнем, мужском начале и женском. Необязательно, конечно, что мужское начало — мужчина, а женское - женщина. Например, в связке мать-дитя, мать будет мужским началом, а дитя, даже если оно мужского пола — женским. Жертвенное начало, как правило, страдательное. Почему Христос требует на Себе концентрации, как на узнике в темнице, как на больном в больнице или на бесприютном бомже? (Матфей 25: 31-46). Потому что! - как нелогично любит отвечать зачастую женщина. Всё переходит в свою противоположность, унижение восстаёт в славе, а возвышающий себя унижается(Матфей 23:12). КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ(Лука 6:31) - это нам предостережение, потому что вечный наш партнёр и приставник, как его ни назови: друг,  враг, судья, суженый, соперник или другими тысячью поводов, предлогов и приставок, он — твоё кармическое зеркало и Божья ответная длань(Матфей 5:25).  Так что Христос — жертвенный собирательный образ, страдательная часть божества. Но Он же  и благополучная часть божества, когда в фаворе и в славе(Марк 9:2-7). Разве не видим мы Его по Евангелию тем и другим?!
   Почему, например, насчитывается до тридцати тысяч ежегодных жертв на российских дорогах? Да не только земля, как стихия, требует жертв — взрываются в воздухе самолёты, тонут в воде корабли, жертвы сгорают в огне. Падение Силоамской башни с жертвами в восемнадцать человек в Иерусалиме времён Христа — из той же оперы перетягивания каната. Не тащи на себя одеяло, придерживайся равновесия в природе, и всё будет о кей, как мыслительно заповедано в песне на стихи Евгения Евтушенко:

Дай, Бог, быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
(Е.Евтушенко, Дай, Бог)

Но слишком велика разница между началом и концом, между скудостью и полнотой, между убожеством и богатством, и уравнять горы с долами, поделиться своим достоянием мало охотников.

Течет шампанское рекою,
и взгляд туманится слегка,
и все как будто под рукою,
и все как будто на века.
Но как ни сладок мир подлунный -
лежит тревога на челе...
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!
Напрасно мирные забавы
продлить пытаетесь, смеясь.
Не раздобыть надежной славы,
покуда кровь не пролилась...
(Булат Окуджава, Песенка кавалергарда)

Почему — интересный вопрос — Христос пускает Свою Плоть и Кровь по кругу?(Матфей 26:26-28) А почему угнетённый рабочий класс пожертвовал своими сынами в революцию и гражданскую войну? Чтобы установить диктатуру пролетариата? - правильно! Но почему сегодня к власти снова пришла когорта угнетателей? Потому что жертве время пришло к концу. Но чтобы убить Авеля, ведь для этого много ума не требуется, а требуется лишь его прожиточный минимум, время.

1
 Род Авеля, блаженный в Боге,
 Тебе даны и сон и снедь.
 Род Каина, тебе, убогий,
 Во прахе ползать и истлеть.
 Род Авеля, ты к Серафимам
 Возносишь благовонный дым.
 Род Каина, ты был гонимым,
 Доколь страдать сынам твоим?
 Род Авеля, тебе во благо
 Тучнеет злак, плодится скот.
 Род Каина, как пес-бродяга,
 Скулит голодный твой живот.
 Род Авеля, твой дом - чертоги,
 Тебя согрел очаг родной.
 Род Каина, в своей берлоге
 Ты, как шакал, дрожишь зимой.
 Род Авеля, дай волю страсти,
 Обогатишь потомством до
 Род Каина, страшись напасти,
 Что будешь делать с лишним ртом?
 Род Авеля, владея садом,
 Пасешься ты, подобно тле.
 Род Каина, тебе и чадам
 Блуждать бездомно по земле.
2
 Род Авеля, ты удобренье,
 Твой прах ростки полей сожрут.
 Род Каина, в своем боренье
 Будь стоек, твой не кончен труд.
 Род Авеля, тебя ждет плаха
 И вскинутых рогатин лес.
 Род Каина, восстань из прах
 И сбрось всевышнего с небес!
 (Шарль Бодлер, Авель и Каин).

Разве что благополучный Авель заменит рабочий класс на продвинутые технологии и принтеры 3D? Но ведь водитель автомобиля не всегда в седле, приходиться быть и под ним.
   Итак, зачем Порфирию Корнеевичу Иванову длительные голодания и терпения на холоде? Так ведь на этот вопрос ответил Христос:  МОГУТ ЛИ ПЕЧАЛИТЬСЯ СЫНЫ ЧЕРТОГА БРАЧНОГО, ПОКА С НИМИ ЖЕНИХ? НО ПРИДУТ ДНИ, КОГДА ОТНИМЕТСЯ У НИХ ЖЕНИХ, И ТОГДА БУДУТ ПОСТИТЬСЯ(Матфей 9:15). Но зачем Порфирию Корнеевичу Иванову зависеть от жениха, приставника, или, в данном случае, от невесты, приставки, разве он сам себе не раб и господин?! Вот он, глядя на природный год, который зимой постится, уничижается, а благоприятным летом пожинает плоды уничижения, увенчиваясь славой, берёт с природы пример, и неграмотный мужик без книг, без накопленных человечеством знаний наполняется разумом. Так ведь и все авраамические религии с природы списаны: разве 12 колен Израиля и 12 учеников Христа и священные седмины, как фазы лунного цикла, не указывают на годовой цикл?

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

И Соломон отсылает нас учиться у природы: ПОЙДИ К МУРАВЬЮ, ЛЕНИВЕЦ, ПОСМОТРИ НА ДЕЙСТВИЯ ЕГО, И БУДЬ МУДРЫМ.  НЕТ У НЕГО НИ НАЧАЛЬНИКА, НИ ПРИСТАВНИКА, НИ ПОВЕЛИТЕЛЯ;  НО ОН ЗАГОТОВЛЯЕТ ЛЕТОМ ХЛЕБ СВОЙ, СОБИРАЕТ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ ПИЩУ СВОЮ.  ДОКОЛЕ ТЫ, ЛЕНИВЕЦ, БУДЕШЬ СПАТЬ? КОГДА ТЫ ВСТАНЕШЬ ОТ СНА ТВОЕГО?  НЕМНОГО ПОСПИШЬ, НЕМНОГО ПОДРЕМЛЕШЬ, НЕМНОГО, СЛОЖИВ РУКИ, ПОЛЕЖИШЬ:  И ПРИДЕТ, КАК ПРОХОЖИЙ, БЕДНОСТЬ ТВОЯ, И НУЖДА ТВОЯ, КАК РАЗБОЙНИК(Притчи 6:6-11). То есть не Каин виноват в твоей изменчивой судьбе, а ты сам, несамодостаточный лежебока, клоп и паразит! Да и о Каине то же самое можно сказать, если он ищет в Авеле свои проблемы.

Покуда нищий я, браниться стану и говорить,
Что худший грех — богатство;
А став богатым, буду говорить,
Что нет порока, кроме нищеты.
(Уильям Шекспир, Король Джон)

   В Коране написано: ДАВИДА НАУЧИЛИ МЫ ОТКРОВЕНИЕМ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОЛЬЧУГИ, ЧТОБЫ ЗАЩИЩАЛИ ОНИ В СРАЖЕНИЯХ ВАШИХ(Коран 21:80, перевод Османова). В буквальном прочтении, да, это что-то вроде брони на уязвимых местах тела. Но будущим  пророкам Давиду и Соломону, чтобы снискать желанную мудрость Богом открыта была кольчужная, кольцевая спираль собирания небесной манны для борьбы с тьмой и невежеством — вот иносказательное прочтение откровения. Шесть дней собирай,  в седьмой — отдых — такая циклическая или спиральная система поста зашифрована в исходе евреев из Египта в землю, текущую молоком и мёдом. Цель этого виртуального набора — Сион и стоящий на нём Иерусалим, который пророк Даниил облёк древом жизни в семьдесят седмин и семенем его, утрясённой седминой — вечным заветом с Богом. Понятно, что виртуальный Иерусалим — небесный. Собирать его, выдергивая из себя сучья и даже ствол, но обновляясь семенем, велел и Христос. КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30). Причём Он оговаривал, что постами должны быть голодания, а не временный переход на вегетарианскую пищу: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ СВОЕМУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СОБИРАЮТ СМОКВ С ТЕРНОВНИКА И НЕ СНИМАЮТ ВИНОГРАДА С КУСТАРНИКА(Лука 6:44). Давид оставляет свидетельство о своём религиозном усердии: КОЛЕНИ МОИ ИЗНЕМОГЛИ ОТ ПОСТА, И ТЕЛО МОЁ ЛИШИЛОСЬ ТУКА(Псалтирь 108:24). Пост держал он и за ближних:  Я ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ ИХ ОДЕВАЛСЯ ВО ВРЕТИЩЕ, ИЗНУРЯЛ ПОСТОМ ДУШУ МОЮ, И МОЛИТВА МОЯ ВОЗВРАЩАЛАСЬ В НЕДРО МОЕ.  Я ПОСТУПАЛ, КАК БЫ ЭТО БЫЛ ДРУГ МОЙ, БРАТ МОЙ; Я ХОДИЛ СКОРБНЫЙ, С ПОНИКШЕЮ ГОЛОВОЮ, КАК БЫ ОПЛАКИВАЮЩИЙ МАТЬ. А КОГДА Я ПРЕТЫКАЛСЯ, ОНИ РАДОВАЛИСЬ И СОБИРАЛИСЬ; СОБИРАЛИСЬ РУГАТЕЛИ ПРОТИВ МЕНЯ, НЕ ЗНАЮ ЗА ЧТО, ПОНОСИЛИ И НЕ ПЕРЕСТАВАЛИ;  С ЛИЦЕМЕРНЫМИ НАСМЕШНИКАМИ СКРЕЖЕТАЛИ НА МЕНЯ ЗУБАМИ СВОИМИ(Псалтирь 34:13-16).  Впрочем, по высказыванию в хадисах пророка Мухаммеда, Давид постился не библейскими каскадными постами, а через день. Но это даже лучше дисциплинирует. Попробуй дождись благоприятного времени для обременительного каскадного поста, да ещё пойдёт ли он, не оборвётся ли мгновенной безвольной мыслью!
   ЧУЖИМ СТАЛ Я ДЛЯ БРАТЬЕВ МОИХ И ПОСТОРОННИМ ДЛЯ СЫНОВ МАТЕРИ МОЕЙ, ИБО РЕВНОСТЬ ПО ДОМЕ ТВОЕМ СНЕДАЕТ МЕНЯ, И ЗЛОСЛОВИЯ ЗЛОСЛОВЯЩИХ ТЕБЯ ПАДАЮТ НА МЕНЯ; И ПЛАЧУ, ПОСТЯСЬ ДУШЕЮ МОЕЮ, И ЭТО СТАВЯТ В ПОНОШЕНИЕ МНЕ; И ВОЗЛАГАЮ НА СЕБЯ ВМЕСТО ОДЕЖДЫ ВРЕТИЩЕ, - И ДЕЛАЮСЬ ДЛЯ НИХ ПРИТЧЕЮ; О МНЕ ТОЛКУЮТ СИДЯЩИЕ У ВОРОТ, И ПОЮТ В ПЕСНЯХ ПЬЮЩИЕ ВИНО(Псалтирь 68:9-13). Это пишет царь, властелин, а что было делать наивному Порфирию Корнеевичу Иванову, когда он рвался к Сталину или Брежневу, чтобы облагодетельствовать коммунистическое руководство своим спасительным мировоззрением, - его запирали в психушку. Действительно, чудак: если болезнь заразна, то можно заразить и здоровьем: нате вам моё накопленное аскезой здоровье! Но так и у Христа было: женщина, страдающая двенадцать лет кровотечением, прикоснулась к Нему, и у Него изошла сила(Марк 5:25-34). Но отзывчивость, отклик люди, подобные пророкам, получают у немногих. Но всё же мудрость привлекает души своим бескорыстием(Притчи 11:30).

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы-
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.
(Беляева Валентина)

Мой клубок - лекарство от невзгод,
платье в пол вяжу который год,
серое прямое - без изысков,
только до конца ещё неблизко,
пряжа непушиста и тонка,
пляшут спицы - топчется строка,
петли - капли мятные и грелка -
шерсть овечья... вяжешь - мелко-мелко
к рекам бесконечным - рукава,
к скорой встрече - тёплые слова,
и с лица похожи, и с изнанки -
лечат петли жизненные ранки,
за зиму закончишь полотно -
в тон с весною раннею оно -
чья-то тень, виденье, невидимка,
средь деревьев - мартовская дымка,
серый цвет снимает снежный пласт...
сад и платье встретятся, Бог даст
(Таня Иванова-Яковлева, Мой клубок)

Я привёл два этих стихотворения для сравнения с плетением кольчуги — постепенного собирания небесной манны в семьдесят седмин, чтобы кольчуга эта хранила от человеческой ярости и зла, или как написано у Даниила, чтобы ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ГРЕХИ И ЗАГЛАЖЕНЫ БЕЗЗАКОНИЯ(Даниил 9:24). Какие цветистые метафоры в стихах! Какие благие порывы! Какое сердечное благородство! Но в Коране написано, что поэтам стихи нашёптывают  подслушанное на небесных нивах шайтаны, и поэты, как и фарисеи, не затрудняют себя исполнением написанного слова, они — лжецы. Получается, что греческие музы и мусульманские шайтаны — одно и то же? Впрочем, в Коране сказано и об исключении из правила: исключение составляют те поэты, кто веровал и поминал Аллаха много(Коран 26:221-227). Пророка Мухаммеда Коран убедительно просит не считать поэтом, да и в Коране все сюжеты, истории более правдоподобные, нежели в Библии, и знамения более природного, а не сказочного характера, хотя Коран, как и Библия, написан стихами.  Апостол Павел убеждает нас, что библейские повести — это на самом деле происходившее с пращурами, а для нас назидательные образы. Но стихи - всё-таки стихи с умопомрачительными метафорами, и апостолы  предупреждают: не надо спотыкаться на бабьих баснях!(1 Тимофею 1:4; 2 Тимофею 4:4; Титу 1:4; 2 Петра 1:6)  Два вышеприведённых стиха и показывают, что поэтические образы и метафоры оторваны от жизни. А вот что пишет Коран о библейской манне: ОСЕНИЛИ МЫ ВАС ОБЛАКОМ И НИСПОСЛАЛИ ВАМ МАННУ И ПЕРЕПЕЛОВ С НАКАЗОМ: «ВКУСИТЕ ОТ БЛАГ, КОТОРЫЕ ДАРОВАЛИ МЫ В УДЕЛ ВАМ». НО НЕ ПОСЛУШАЛИ НАС СЫНЫ ИСРАИЛА И ОБИДЕЛИ ЭТИМ НЕ НАС, А САМИХ СЕБЯ. ВСПОМНИТЕ, КАК СКАЗАЛИ МЫ: «ВОЙДИТЕ ВО ГРАД ЭТОТ И ЕШЬТЕ В СВОЁ УДОВОЛЬСТВИЕ, ГДЕ БЫ НИ ЗАХОТЕЛИ ВЫ. ВОЙДИТЕ ВО ВРАТА, ПРЕКЛОНИВ ГЛАВУ, И ВЗЫВАЙТЕ: «ПРОСТИ НАМ ГРЕХИ НАШИ. И ТОГДА ОТПУСТИМ МЫ ГРЕХИ ВАШИ И УМНОЖИМ НАГРАДУ ДОБРО ТВОРЯЩИМ». НО, ВХОДЯ ВО ВРАТА, ПОДМЕНИЛИ НЕЧЕСТИВЦЫ ЗАПОВЕДАННОЕ ИМ СЛОВО БОЖИЕ, И НИСПОСЛАЛИ МЫ НА НИХ КАРУ С НЕБЕС ЗА ТО, ЧТО ОСЛУШАЛИСЬ ВЕЛЕНИЯ БОЖИЕГО(Коран 2:57-59; 7:160-162, перевод и нумерация стихов Османова). Итак, небесная манна, то есть семьдесят седмин поста — это пропуск и пароль для прохода в город Иерусалим и прописка в нём.  И сорок лет израильтяне плутали по Синаю, размером с крошечный Крым, собирая манну, не потому, что, как говорят, надо вытравить из себя рабов, а потому, что для собирания результата нужен срок. При железной леди Маргарет Тетчер с десяток политических заключённых объявили голодовку, и все поумирали по истечении пятидесяти-шестидесяти-семидесяти дней голодания. То есть насобирать серьёзный пропуск ( как сказать?) в небесный или виртуальный Иерусалим — не с бухты-барахты. Действительно, как назвать христианину Иерусалим, если он ещё не на небе и не в буквальном Иерусалиме? Короче, последователи Моисея не подошли под эмблематику прощающего города и оконфузились, не разгадав притчу о манне. Эти легковеры, держатели Торы, действительно полагали, что небесная манна в буквальном смысле слова имела место. Да, глупый не знает дорогу в город, как говорит Соломон, и, конечно, так сказано о виртуальном Иерусалиме(Екклесиаст 10:15). Где находится земной Иерусалим, знают все. Ну а перепела — это духовная пища сортом пониже. Ведь Библия трактует мясо, как зелень травную, пищу для скота(Бытие 1:30; 9:3).
   В восьмой главе Второго послания к коринфянам, оперируя вырванной цитатой из Исхода КТО СОБРАЛ МНОГО, НЕ ИМЕЛ ЛИШНЕГО; И КТО МАЛО, НЕ ИМЕЛ НЕДОСТАТКА(Исход 16:18; 2 Коринфянам 8:15) — а это результаты ежедневного собирания манны — апостол Павел показывает обещанный превосходнейший путь любви(1 Коринфянам 12:31), ведь слово своё надо сдерживать.
   Я уже писал, что у противоположностей нет основания завидовать друг другу, так как Бог вкладывает во всякую противоположность конститутивный принцип, где кажущиеся недостатки обладают явными преимуществами. Вот и здесь много собрала голова, но без излишка, и мало собрал хвост, но без ощутимого недостатка. Честно сказать, я путаюсь, кто здесь мужское начало, а кто женское. Казалось бы, голова — мужское, а послушный, ведомый хвостик  - женское. Но конец, избыток всегда у мужчины, а начало, зачатие принадлежит женщине. Ведь вечер — начало будущего дня у семитских народов, да так и у всех христиан. И в то же время вечерняя западная Европа всегда богаче полдневного ближнего востока и России. То есть подытоживающий сутки вечер богаче всех. Или взять начальника и подчинённого: первый, естественно, мужское начало. Но над начальником тоже стоит начальник, а значит он под ним женское начало. Так что я буду оперировать в церковном теле только головой и хвостом, ведь и апостол Павел проигнорировал здесь пол, национальность и социальный статус — богатство и бедность(Колосянам 3:11; Галатам 3:28).
   Когда хвост постится(а это часть церкви), он возрастает в духовном отношении и становится головой, а голове соответственно остаётся роль облегчённого хвоста(другая часть церкви). Но НЕ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ ДРУГИМ БЫЛО ОБЛЕГЧЕНИЕ, А ВАМ ТЯЖЕСТЬ, НО ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ(2 Коринфянам 8:13). Поэтому следующими витками поста будет периодическая переориентировка: ВАШ ИЗБЫТОК В ВОСПОЛНЕНИЕ ИХ НЕДОСТАТКА, А ПОСЛЕ ИХ ИЗБЫТОК В ВОСПОЛНЕНИЕ ВАШЕГО НЕДОСТАТКА, ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ. То есть голова и хвост периодически меняются местами благодаря силе поста, и церковь возрастает в благодати, так как между обновляющимися головой и хвостом всегда присутствует разность потенциалов, и любовь, то есть притяжение, не прекращается. Вот так и набирает церковь помазание — семьдесят седмин, (Даниил 9:24) но этот благословенный минимум, конечно, можно умножать и умножать. Не будем упускать из перспективы внимания пример Павла. Как и Порфирий Корнеевич Иванов, периодическими голоданиями и круглогодичной наготой апостол рвался быть сором, позорищем и неприглядным хвостиком в оценке общественного мнения. И тому же подопечных коринфян учил: «Уже царствуете, толоконные лбы!?» (1 Коринфянам 4:8-16). А что же творится в нынешней церкви? Священноначальный клир — навсегда голова, а миряне — завсегда хвост. И по телевизору, на христианских каналах, я с грустью наблюдаю, как вечные невежды задают глупые вопросы, а вечные священники на них умиленно отвечают.  То есть какой вопрос, такой и ответ.
   Но это ещё ладно, ведь от пустоцветов природа не застрахована. Пустословие занесено в христианское руководство — в Библию! Если в церковно-славянском и синодальном переводах  в восьмой главе Второго послания к коринфянам сам пост явно не называется, потому что это не поголовная барщина или оброк, - пост здесь скрыт под словами «добродетель», «дело», «усердие», «испытание скорбями», «служение святых». Но в современных переводах вся терминология зиждется на собирании денег. Увы, сребролюбие погубило церковь.
   Кто-то скажет: люди идут в церковь потому, что там благодать. Но благодать везде, где есть голова и хвост. Пойди в театр, где играющие сценарий артисты — голова, а зрители — хвост, и ты почувствуешь благодать. На стадионе тоже легко поймать эту божественную энергию, ведь сюжет, который разыгрывают футбольные команды — голова, а болельщики — хвост. Если подняться на вершину горы, здесь тоже благодать: гора-то — голова, а ты — эмоциональный хвостик, поражённый открывшимся кругозором. Благодать также является непременным атрибутом в отношениях между мужчиной и женщиной, между дедами и внуками, между друзьями. Но тут должны накопиться разно заряженные потенциалы, надо соскучиться в общении. У меня был в молодости товарищ, который приходя ко мне и видя, что я равнодушный, пустой, и из меня нельзя высечь огонь, молча хлопал дверью и исчезал.
   Почему, она, благодать? Да потому что блаженны боги, единые головой и хвостом, мужским и женским началом. И мы, сермяжные, соединяясь в полезные и необходимые  симбиозы, тоже получаем подобие блаженства. Принято говорить, что источник благодати — Христос-жених. Безусловно, Бог — источник всякой жизни и благодати, вонзающий в наши сердца голос жениха и невесты.  Но я уже говорил, что Христос — это собирательная божественная энергия.

Когда горят осиновые рощи
Неистовым огнём самосожженья,
Становится понятнее и проще
Круговорот извечного движенья.
Кружится лист осиновый, кружится –
Нет в мире беспощаднее закона.
Но никогда душою не напиться
Осеннего серебряного звона.
Стоишь ты на великом перепутье,
Осенняя в душе клубится даль…
Какой же новой обернётся сутью
Твоя неутолённая печаль?
ТЫ МОЛИШЬСЯ И ЖАЖДЕШЬ, ЖАЖДЕШЬ ЧУДА,
ЗАБЫВ, КТО ТЫ, И ГДЕ ТВОЙ НЫНЕ ДОМ.
ЧТО БЫЛ УЖЕ ХРИСТОС И БЫЛ ИУДА,
ЧТО ЧУДО ЭТО ВСЁ В ТЕБЕ САМОМ.
Распались царства и законы Нила,
Сквозь мрак иная выбилась струя,
Твоё лицо, как тайна, проступила
На вечном, грозном поле бытия.
Всего лишь миг?
А что такое вечность?
Огонь, огонь, в начале и в конце!
Природы гениальная беспечность
Вдруг надломилась на твоём лице
(Пётр Проскурин)

Я выделил в стихотворении прописными буквами, что поэт тоже солидарен с моей концепцией. Да и Христос Сам объявляет, что всякий сидящий в темнице или лежащий в больнице или бесприютный бомж и просто безответственный, нерешительный товарищ — это Христос в образе хвоста. Но и в образе головы, наделённый величием и славой — тоже Христос(Матфей 3:17). А другой поэт, Евгений Евтушенко, согласен видеть Христа в лице женщины и даже ребёнка.

Дай, Бог, лжецам замкнуть уста,
глас Божий слыша в детском крике.
Дай, Бог, живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.

А что, разве не ставил Христос среди своих учеников дитя, говоря, что оно больше всех?!
   Конечно, в евангельских притчах во главе брачного пира всегда жених. Но приличествует ли изображать в фаворе брачного пира невесту, как  изобразил Даниил Андреев в «Розе мира» демоницу, облепленную сорока самцами? Может, и приличествует монахине считать себя невестой Христа, но монаху считать себя невестой — нонсенс.  Поэтому в Библии Христос представлен как в образе виртуальной жены:  ИСТОЧНИК ТВОЙ ДА БУДЕТ БЛАГОСЛОВЕН; И УТЕШАЙСЯ ЖЕНОЮ ЮНОСТИ ТВОЕЙ,  ЛЮБЕЗНОЮ ЛАНЬЮ И ПРЕКРАСНОЮ СЕРНОЮ: ГРУДИ ЕЕ ДА УПОЯВАЮТ ТЕБЯ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ, ЛЮБОВЬЮ ЕЕ УСЛАЖДАЙСЯ ПОСТОЯННО.  И ДЛЯ ЧЕГО ТЕБЕ, СЫН МОЙ, УВЛЕКАТЬСЯ ПОСТОРОННЕЮ И ОБНИМАТЬ ГРУДИ ЧУЖОЙ?(Притчи 5:18-20),  так и в образе виртуального мужа: И УХВАТЯТСЯ СЕМЬ ЖЕНЩИН ЗА ОДНОГО МУЖЧИНУ В ТОТ ДЕНЬ, И СКАЖУТ:
"СВОЙ ХЛЕБ БУДЕМ ЕСТЬ И СВОЮ ОДЕЖДУ БУДЕМ НОСИТЬ, ТОЛЬКО ПУСТЬ БУДЕМ НАЗЫВАТЬСЯ ТВОИМ ИМЕНЕМ, - СНИМИ С НАС ПОЗОР"(Исайя 4:1).
   Итак, чудо вращения спирали должно бы происходить в церкви, но оно не происходит. Но в тебе, мой дорогой читатель, оно может происходить, как происходило в Порфирии Корнеевиче Иванове. Ты же мобильный, скорый на подъём и не такой консервативный и инертный организм, как церковь. Пей же воду из своего колодезя и услаждайся любезною ланью. Христос не запрещал одиночкам пить Божий нектар(Марк 9:39). Это церковь запрещает иметь Бога в душе, ибо церковникам приватизация Света невыгодна,  потому что казна пустеет. Но разве Свет - юрисдикция и монополия церкви?

Все пророки одиноки,
совершают чудеса,
пишут пламенные строки,
указуют в небеса
и, счастливые, как дети,
любят шастать и бродить.
Одного хотя бы встретить,
накормить и напоить.
И когда он выпьет много,
расспросить: какой он, Бог?
почему он видел Бога,
а наш батюшка не смог?
Почему одет так просто?
Где свой крестик покупал?
И какой ему апостол
в душу более запал?
А когда за чаркой ( лишней!)
он устанет говорить,
постелить ему под вишней,
а с утра опохмелить.
Пусть во сне, подобно тучке,
он душой плывет в зенит
( и носки его, вонючки,
подменить, пока он спит)...
(Пётр Люкшин, Пророки)

Вот я закончил статью стихотворением, и словно бы удовлетворённо выдохнул. Но не слишком верьте поэту: пророка он списал с себя.


Рецензии