Фантазия на тему...

Нам жить при коммунизме
сказал когда-то вождь
не от счастливой жизни
народ глотает ложь
никто уже не верит
ни другу ни врагу
ни троцкому ни лени-
ну за кордон бегут

меняется эпоха
ломается судьба
и недотрога-кроха
становится бой-ба-
бой кулаками машет
на митингах орёт
хмельной свободы чашу
захлёбываясь пьёт

ей комиссаром стать бы
да времена не те
на инфернальной свадьбе
лукавнущая тень
её низводит ниже
но выше всех взлетит
когда прошепчет: иже
еси на небеси…

и вот блуждает жено
по питерским местам
бубнит себе блаженно:
я новая – не та
в России встретить просто
юродивых иных
за пазухой у Госпо-
да сохранит Он их!

2018


Рецензии
Зинаида, вот что скажу по стиху. Мне он показался интересным по формальному признаку, я люблю игры с формой. Но - форма есть средство, а не самоцель, она усиливает текст - а здесь, скорее, ослабляет, вот какая штука. Смотрите:
первый анжамбеман:
...не верит
ни другу ни врагу
ни троцкому ни лени-
отбивка слога должна давать новый смысл: здесь осталась лень - добавляет ли она смысла? То же относится и к "ну, за кордон бегут" - тоже не играет.
бой-ба-
бой кулаками - как-то укладывается в эти требования, хотя и не полностью, ибо бой уже был первым словом, что повтор
Вроде работает только последний
у Госпо-
да сохранит Он их!
да и этот не совсем - уже по другой причине: лично мне на язык просится ёрническое ГОСТа, направляемое рифмой. Не думаю, что это была авторская задумка.

Про корни стиха в "Истории..." Толстого я уже писал.
Это по форме.

Теперь по содержанию.

Тут у меня есть претензии. Первая строфа вроде относит действие к 20 годам - Ленин, Троцкий и так далее. Хотя про "жить при коммунизме - это Хрущёв.
Ок, хоть и нелинейная история, но всё же ретроспекция в стиле Толстого, дальше вроде как про 90е. Почему кроха-недотрога (из 80х?) становится бой-бабой? Логики не вижу. Хотя проводится параллель 1910-1920е - из гимназисток в комиссары. Её искушает диавол лукавящей тенью, но она его отвергает, чтобы воспарить к Господу. Но с чего бы вдруг? Дальше, видимо, параллель с Ксенией Петербургской? Почему? Реинкарнация?
Читатель остаётся в недоумении - и про что/зачем всё это было?

По языку - эклектика, смешение всего со всем. Тут и старославянские "Жено" и "лукавнущая", и начало 19 в. "хмельной свободы чашу", и "комиссар" "за кордон" 20х, и "Нам жить при коммунизме" - лозунг XXII съезда, начало 60х...

Валентин Емелин   04.02.2020 21:55     Заявить о нарушении
а вот только заметил эту дату "1918". Нет, не могу я всё тихо отнести к 1918. По указанным выше языковым причинам.

Валентин Емелин   04.02.2020 21:59   Заявить о нарушении
В дате ошибка: конечно же 2018.
Прототип: Ксения Собчак. Личность неординарная. Как на неё натыкаюсь, всё время мысль: интересно, чем она закончит. Для таких, как она, возможно ли спасение души?
И возникает евангельский мотив о "теплохладности" как безнадёжности. Лучше быть холодным, тогда возможен вариант: чем ниже падёшь, тем выше взлетишь.
Любопытно, что стих написан более чем за год до её скандальной свадьбы. Тогда строки об инфернальной свадьбе меня озадачили. Теперь-то всё понятно.
Я всё это пишу не для оправдания своих огрехов, а чтобы понять, почему возник этот текст, для меня совсем не характерный. Одно стало ясно, что в будущую книгу я его не включу, что и требовалось доказать.
Спасибо, Валентин, за прояснение ситуации.
С неизменным уважением

Зинаида Палайя   05.02.2020 00:45   Заявить о нарушении
а, Собчак... не зря мне Ксения Петербургская привиделась:)
По опыту знаю - злободневные, конкретные стихи долго не живут, если у них нет другого уровня архетипического обобщения, не зависимого от персоналий. Не включайте.

Валентин Емелин   05.02.2020 10:26   Заявить о нарушении
Спасибо! (((

Зинаида Палайя   07.02.2020 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.